Сегодня, проблема кризиса института отцовства тревожит многих ученых из разных областей научного знания. Психологи, философы, историки и культурологи всерьез встревожены этой проблемой. Анализом отцовства и его эволюцией в современном западном обществе занимаются сегодня такие ученые как Зойя Л., Питцеле П., Нарахно К. и др. В качестве основных характеристик проблем отмечаются: невозможность одновременного соблюдения отцом морального закона в семье, и уважение им закона силы в обществе («парадокс отца»); падение значимости роли отца в современном обществе; трансформация образа современного отца (уход в симбиотические отношения с ребенком), утрата связи «отец-ребенок-общество».
Для современного российского общества проблема представляется не менее актуальной. Роль отцовства, как социального феномена, должна быть переосмыслена и восстановлена. Необходимо не просто осознать функции отца в семье, но и восстановить роль и функции мужчины — как главы, как закона (инстанции заботы), того, кто способен осуществлять выбор и нести ответственность, того, кто в состоянии выдерживать позицию «господина», и идти до конца, но не из принуждения, а из любви (к семье, к Родине, к женщине).
Невозможно рассматривать семью, а тем более личность, вне связи с обществом. Естественно, что образ отца, транслируемый в социуме, неразрывно связан с тем, что будет происходить в конкретной семье. Есть множество проблем современной семьи социально-психологического порядка, с которыми наше общество борется и пытается решить. Среди них: повышение уровня рождаемости, семьи с детьми- инвалидами, неполные семьи, дети-сироты и другие. И все эти проблемы, так или иначе, связаны с возрождением института отцовства.
Итак, не смотря на значимость и необходимость наличия «места Отца» (закона, совести, Бога, Другого), в структуре психики человека, в семье и в обществе в целом, в последнее время происходит его утрата и инфляция.
Наше исследование ориентировано на: определение зон наибольшей выраженности упадка роли и места Отца в современном обществе; изучение образа современного Отца; вскрытие возможных причин трансформации и упадка имени Отца; поиск механизмов профилактики и восстановления роли и функции Отца как психосоциального феномена
Во многих психологических исследованиях мы неизбежно обнаруживаем, что образ отца неразрывно связан с группой (как минимум триадой), социумом. Если пара «ребенок-мать», в особенности в истоке, обладает столь исключительными качествами, что почти выходит за границы мирского, то пара «ребенок-отец», напротив, является изначально частью общества. Ожидается, что именно отец научит ребенка быть в обществе, как мать научила его ощущать свое тело[1]. Маргарет Мид, благодаря обширным исследованиям в области антропологии выдвигает тезис о том, что отец не дается нам природой, и если общество хочет присутствия отца, надо настаивать на этом много больше, чем на том, чтобы получить мать [5].
Таким образом, неразрывна взаимосвязь между обществом и образом отца. В современном европейском обществе, налицо, так называемый, «парадокс отца» [1]. Это общество основано на христианском учении и в то же время оно распространяется «по-дарвинистски», то есть, наслаждается силой. Грабеж, порабощение других народов (зачастую, просто более миролюбивых), захват чужих территорий кординальным образот противоречат заповедям «Не убий», «Не укради», «Не желай того, что принадлежит ближнему твоему». В этом смысле европейская цивилизация, проповедующая принципы рационального, отталкивается от глубоко иррационального центра. Как и отец, зачастую колеблющийся между законом любви и законом силы
Проекции и ожидания ребенка в отношении отца очень часто противоречивы, с одной стороны- он должен соблюдать моральный закон, с другой — обеспечивать выживание для себя и своего потомства любой ценой. И если отец сам не является самоопределившейся личностью с непротиворечивой идентичностью, выполнение им поистине отцовской роли в семье станет весьма и весьма затруднительным.
Современное общество — это, прежде всего, общество потребителей. Люди давно не платят за необходимое, сегодня платят за престиж, за «гаджеты».
Общество выглядит все более психотично. Деньги, атрибуты престижа и власти подменяют ценности, чувства, постепенно уводят человека от истинной встречи с Другим, а стало быть, и с самим собой.
Современные отцы все больше заняты вопросом заработка, карьеры, обеспечивают семью не просто необходимым, но зачастую избыточным. В этой гонке за материальным, как атрибутом силы, власти, отцы буквально оторваны от своих детей.
Вот некоторые данные исследований [1], касающиеся США и европейских государств, в которых сделана попытка определить причины отдаления отцов от семьи.
Вне зависимости от эпохи, отцы занимаются с детьми намного меньше, чем матери. Было подсчитано, что американские отцы проводят с детьми семь минут в день. У многих детей нет и этого. В 70-е годы статистика говорила, что в США количество разводов возросло в 7 раз. Четверо детей из десяти, рожденных в то десятилетие провели детство с одним родителем- матерью.
Говоря о проблеме Отца, невозможно обойти вопросы влияния Церкви. Многие исследователи полагают, что католическая церковь никогда не придавала фигуре отца такого значения, как например, пуританская или еврейская традиция. С психологической точки зрения в Латинской Америке попытка создать семью с женщиной во главе поощрялась влиянием католической церкви на светскую жизнь [1]. В православной же традиции место Отца — это особое место, соотносимое с основным Законом человеческого бытия, основной функцией которого является ничто иное, как забота. Бог Отец заботится о человеке, даруя ему Закон. Метафора Имени Отца в православной традиции требует отдельного исследования, более детального и тщательного. С нашей точки зрения, утрата «имени Отца» в Западном мире и его падение в России имеют как некие общие основания, так и ряд отличий.
Говоря о падении «имени Отца» в нашем обществе нельзя обойти вниманием, так называемую «Русскую сексуальную революцию», итоги которой были неутешительны: в 1923г. минимум половина младенцев рождалась вне брака, не редкостью стало рождение ребенка в 14 лет, если распадалась «пара», то алименты платились только 6 месяцев, только в случае, если один из родителей был нетрудоспособен.
Исследуя проблему утраты Отца в историческом и психологическом ключе, нельзя обойти период Великой Отечественной войны. У миллионов детей были отняты отцы, но и у выживших были отняты дети. Они больше не смогли вновь стать отцами. Отцовство умерло: не на войне, а по возвращению домой [1].
Вернемся к исследованию проблемы отцовства в современном обществе. Какой трансформации подвергся образ Отца в наши дни? Наше общество (Россия) в контексте проблемы инфляции имени Отца в значительной мере отличается от Запада. Во-перых, православие с ориентацией на конституциональный Закон (о чем говорилось выше), в отличии от верховенства Закона права (католицизм) обращает нас к закону внутреннему, к голосу совести, к Богу (Отцу) внутри нас. Во-вторых, не смотря на то, что с каждым днем общество становится все «психотичнее», то есть нас приучают к тому, чтобы мы шли за своими потребностями (общество потребителей, объектных отношений), а не управляли ими, опора на конституциональный (внутренний) Закон дает возможность русским людям оставаться внутренне свободными. В-третьих, институт Церкви, как и Институт семьи (с отцом во главе) остаются в России важнейшими опорами государства. Сегодня, многие политики и ученые Европы говорят о том, что «общество без Бога- это общество без Отца…» [6]. К сожалению, во многих государствах Европы, голос церкви слабеет день ото дня. Традиции семьи и ценности уже ничего не значат.
Мы провели «пилотажное» исследование образа отца сегодня, и его трансформации. Для этого мы использовали интернет -источники. Исследуя изображения отца (фотографии и картины) прошлого века, мы выяснили следующее: отец изображен с семьей, а не с одним ребенком (70-90%), отец занимает центральное положение относительно других членов семьи или комнаты (85-90%), отец одет в определенный костюм, по которому можно составить представление о его положении в обществе, статусе, профессии (65-75%).
Фигура отца всегда знаменовала собой некий переход от семьи к социуму. В этом и состояла одна из главных функций отца- введение ребенка в социум.
Что же собой представляет образ современного отца, как его изображают на фотографиях в модных журналах, каким его видит новое поколение?
Исследуя эту проблему, нами были разработаны и проведены психодиагностические занятия с группой студентов (30 человек), которые включали арт-терапевтические техники (коллаж, работа с фотографиями, драматерапию), интервью, эссе на тему «Отец» и выяснили следующее.
— современный «отец» все больше становится похожим на «мать». Все реже встречаются изображения, на которых отец находится вместе со своей семьей. Чаще мы можем встретить отца с младенцем на руках, с оголенным торсом, или рекламирующим новые бренды (75% из просмотренных фотографий в современных журналах и интернет-источника, выбранных в случайном порядке). Ничто в этих фотографиях не указывает на социальную принадлежность, профессию, патриархальность «нового отца». Отец становится менее заметен, именно потому, что все более погружается в симбиотические отношения с ребенком, все сильнее отдаляется от социума, в его функции уже не входит введение ребенка в общество, так как это противоречит тому, что происходит в самом обществе. А именно, поддержание первичных потребностей — вот на что ориентируется современное общество, взращивая общество потребителей.
—образ отца представляется «размытым», спутаны функции отца, мужчины и мужа. При выполнении группового коллажа на тему «Отец», сама тема вызвала у студентов затруднение, продолжительный период у участников не возникало никаких ассоциаций, сложно было обозначить каким-либо символом образ отца. В большинстве своем, этот образ ассоциировался с защитником, «добрым военным офицером, папой-мамой» (цитата), рыцарем («охраняющим свою женщину»), но при этом он находится вне семьи , «вселенской мудростью», одетой в пиджак и галстук.
—совершенно очевидна «оторванность» отца от семьи. Из рисунков и пост-рисуночного интервью видно, что отец больше не является частью семьи, своей профессиональной корпорации, сословия. Отец все менее является частью коллективного мира.
Список литературы:
- Зойя Л. Отец. Исторический, психологический и культурный анализ/ Пер. с англ. Н. Ретеюм. – М.: Независимая фирма «Класс», 2014.-352с.
- Колодези отцов наших: личная встреча с мифами Книги Бытия/ пер. с англ. Е.А. Шестаковой.- Независимая фирма «Класс»,2013.-320с.
- Наранхо К. Изменим образование, чтобы изменить мир /пер. с исп. А. Школьник.-М.: Независимая фирма «Класс», 2014.-400с.
- Lamb M. E. (a cura di), The Role of the Father in Child Development, 3 vol Wiley, New York 1976, 1981, 1997.
- Мид М. Мужское и женское. Исследование полового вопроса в меняющемся мире- М: Изд. РОССПЭН, 2014- 416с.
- Свидание с принцессой. Специальный репортаж Дениса Арапова [Электронный ресурс]. URL:
- Православие и католичество. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) [Электронный ресурс].- Православие и мир. Ежедневное интернет – издание для православных. URL: type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИНФЛЯЦИИ «ИМЕНИ ОТЦА» В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ» description=»В работе проводится анализ отцовства как социального и исторического феномена. Выявление возможных причин трансформации «образа Отца» в современном обществе, последствий этого явления, поиск путей восстановления позиции отцовства, как в семье, так и в обществе в целом.» author=»Яблонская Наталья Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-10″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]