Происходящие политико-экономические процессы в России создали благоприятную почву для поступательного роста преступности, для ее «качественного» изменения. Преступность, сопряженная с опасным для жизни и здоровья насилием, приобретает невероятные масштабы. Наряду с ростом преступности растет и виктимизация населения, в том числе виктимизация женской его части.
В силу своих физических данных и природной предрасположенности женщина виктимна в любых социальных условиях. Но наряду с этим действуют и другие социально-психологические детерминанты виктимизации женщин, параметры которых непосредственно связаны с ростом числа женщин, интегрированных в политику и бизнес, с особенностями их личности и деятельности.
Вызванные глобализацией изменения в структуре занятости населения способствуют, и в определенной мере поощряют участие женщин в такой сфере, как модельный бизнес. Глянцевый мир, ассоциирующийся с материальным благополучием, активно рекламируется средствами массовой информации. Огромное число девушек на этом фоне мечтают стать моделями, чтобы получить доступ к красивой, обеспеченной жизни.
Только на самом деле гораздо реже случается, что девушкам удается достичь в этой области профессиональных высот, самореализации и высокой оплаты труда своей красотой и настойчивым желанием нравится. Материальное благополучие нередко связано с совсем другими услугами, а в модельном бизнесе все больше нарастают преступные тенденции и насилие.
По неофициальной статистике жертвами криминала становятся более 50 % девушек, выступающих на конкурсах красоты. Участницы конкурсов нередко являются подружками криминальных субъектов, которые уже этим обстоятельством оказываются втянутыми в преступную сферу, нередко они становятся рикошетными жертвами криминальных «разборок». Внешность девушки-модели становится поводом для зависти или ненависти, соперничество в конкурсах может приобретать криминальные черты. Известны многочисленные случаи, когда сами девушки-модели досаждают друг другу, доставляя сопернице мелкие неприятности (перед выходом на подиум облитое вином платье, кнопка в туфле), а нередко доходит и до настоящих трагедий (изуродованное лицо, физическое устранение соперницы).
С одной стороны – в последнее время увеличивается число выступлений на данную тему (Самарина Я., Белый М., Волкова Н., Ерохина Л.), но в большинстве своем они публицистические. Активно проводятся социологические исследования с изучением социально-демографических признаков данной группы (Кибальник А., Соломенко И., Тюрюканова Е.В.). Осуществляется уголовно-правовой анализ преступлений против чести и достоинства, в том числе и в сфере модельного бизнеса (Завидов Б.Д., Ерохина Л.Д.). Психологи рассматривают мотивы и стремления девушек попасть в модельный бизнес, а также мотивы родителей, отдающих своих дочерей в модельный бизнес (Лаврова К., Валхар С.).
С другой стороны – указанные исследования не рассматривают психологические аспекты становления модели, психологические последствия неудач такой профессиональной деятельности. Так, в рамках этого направления остаются недостаточно изученными вопросы повышенной виктимизации женщин, занятых в модельном бизнесе, их психологические особенности, их духовно-нравственный потенциал и цели.
В нашем исследовании в качестве факторов, способствующих повышению виктимности девушек и женщин, занятых в модельном бизнесе, мы рассматриваем комплекс таких характеристик как: социальная роль, которую исполняют девушки, их моральные и профессиональные ценности, психические свойства и качества личности, особенности самосознания и межличностных отношений.
Виктимологи называют женщин наиболее уязвимой категорией граждан в отношении преступных посягательств и находят этому объяснение в том, что женщины, как правило, обладают значительно меньшими возможностями сопротивления посягателю [2, с.72].
В различных источниках идет сравнение виктимности мужчин и женщин. Но нельзя ограничиваться сравнением виктимности социальных статусов мужчин и женщин в целом только по половому признаку. К анализу виктимности социального статуса женщин или мужчин, полагает Д.В. Ривман [3], стоит подходить дифференцированно. Необходимо учитывать не только пол, но и проводить анализ с учетом социального расслоения мужчин и женщин, поскольку в группах мужчин и женщин существуют различные подгруппы, которые занимают определенные позиции на разных уровнях стратификационного пространства и отличаются между собой ценностными ориентациями, установками. Варчук Т.В. и Вишневецкий К.В. утверждают, что происходящие процессы не увеличивают различий между мужчиной и женщиной в виктимологическом смысле, а скорее, увеличивают эти различия между отдельными слоями женщин. Воздействие глобализации неравномерно, и зависит от уровня развития страны, от степени образования женщины, от ее личностных особенностей, от характера ее занятости, от особенностей ее деятельности и др. [2, с.77].
Нас интересуют психологические аспекты виктимности женщин, которые заняты в модельном бизнесе. Существующее понятие личной виктимности заставляет нас акцентировать внимание на тех качествах личности девушки-модели, которые не позволяют ей избегать опасных ситуаций.
Предварительные результаты показывают, что сам факт выбора роли модели девушкой обусловливается значимыми для нее особыми карьерными ценностями, а особенности ее психических свойств и качеств не позволяют ей выходить из сложных обстоятельств с минимальными потерями. Подвергнутые психологическому исследованию по методике О.О. Андрониковой [1] девушки-модели одного из театров моды и красоты, показали крайние варианты условной нормы реализованной виктимности, что свидетельствует о том, что они нередко попадают в неприятные или даже опасные ситуации. Сверхнормативный показатель предрасположенности к некритичному виктимному поведению и низкий показатель предрасположенности к инициативному поведению являются свидетельством неосмотрительности, недостаточного умения правильно оценивать ситуации, а также свидетельствуют о равнодушии девушек-моделей к происходящим вокруг событиям и сниженной включенности в социум. Такие результаты могут указывать на наличие тенденции к некоторой изоляции от окружающего мира и о погружении девушек в свой, изолированный мир, где ценностные ориентации претерпевают изменения. Доминирующими оказываются ориентации на автономию, конкуренцию, материальное благополучие, что, как полагает Э.Шейн – автор концепции «карьерного якоря», может подтолкнуть индивида на выполнение «низкосортной» работы, а постоянная вовлеченность в ситуацию соревнования делает процесс соперничества более важным, чем профессионализм и общественная польза. Полная опасностей, с внешним блеском деятельность имеет для девушек большую ценность, чем стабильная плодотворная работа, которая в меньшей степени связана с разнообразием и новизной [4]. Предпочтения таких ценностей повышают предрасположенность к виктимному поведению девушек-моделей.
Список литературы:
- Андроникова О.О. Тест склонности к виктимному поведению // Развитие гуманитарного образования в Сибири: Сб. науч. тр: в 2 ч. Новосибирск: НГИ, 2004. Вып. 9.4.1
- Варчук Т.В., Вишневецкий К.В. Виктимология: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 191 с.
- Ривман Д.В. Криминальная виктимология. — СПб.: Питер, 2002. — 304 с.
- Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. — СПб.: Питер, 2002. — 336 с.[schema type=»book» name=»ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВИКТИМИЗАЦИИ В МОДЕЛЬНОМ БИЗНЕСЕ» author=»Михайлюк Елена Борисовна, Михайлюк Анастасия Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]