Одним из основных критериев продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональной деятельности, самостоятельно планировать и реализовывать свою профессиональную жизнь, ответственно принимать решения о выборе профессии, специальности, места работы. Эти вопросы решаются, в том числе, в результате реализации механизма профессиональной идентичности/отчуждения. Исследованием различных аспектов данного феномена занимались А.А. Аксенов, Е.И. Гиниатуллина, С.В. Горностаев, Н.Н. Егорова, Д.М. Зиновьева, Э.Ф. Зеер, Дж. Марсиа, Е.Н. Осин, А.М. Рикель, Э.Э. Сыманюк, Л.Б. Шнейдер и др.
Профессиональное отчуждение личности – это процесс, противоположный процессу профессиональной идентичности, или нарушение профессиональной идентичности, т.е. объективного и субъективного единства с профессиональной группой, делом, которое обусловливает преемственность профессиональных норм, ролей, статусов. Профессиональное отчуждение характеризуется обособлением или ломкой профессиональных характеристик личности, личностной позицией непричастности и ментальной непринадлежности общественно приемлемой для данной профессии профессиональной морали (Шнейдер Л.Б., 2001; Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., 2005).
Глубокое рассмотрение проблемы психологической профилактики профессионального отчуждения чрезвычайно актуально в контексте изучения профессионального становления и развития сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС). Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является одним из важнейших звеньев системы государственной правоохранительной службы, и эффективность ее деятельности напрямую зависит от состояния кадрового состава, уровня профессиональной подготовленности, квалификации, опыта работы, нравственных и деловых качеств сотрудников, их профессиональной культуры, стабильности рабочих коллективов и слаженности их профессиональной деятельности.
Изучение содержания, факторов и условий возникновения профессионального отчуждения личности сотрудников УИС, а также разработка комплекса методов по его психологической профилактике осуществлялись в рамках лонгитюдного исследования, проводимого на базе НИИ ФСИН России и территориальных органов ФСИН России в 2011-2013 гг. и продолжающегося по заявке управления кадров ФСИН России в 2014 г. Используются следующие методы и методики: метод включенного наблюдения, метод неструктурированного интервью с последующим контент-анализом; тест М. Куна, Т. Макпартленда (модификация Т.В. Румянцевой) «Кто Я?»; тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева); экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности (Д.Рассел, М. Фергюссон); методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана (модификация В.В. Бойко); опросник определения уровня профессиональной идентичности Н.Н. Егоровой; авторский опросник для определения факторов, влияющих на формирование профессионального отчуждения сотрудников УИС.
В результате теоретического анализа определено понятие профессионального отчуждения личности сотрудников УИС как деструкции профессиональной направленности личности, которая проявляется в виде нарушения профессиональной идентичности, деформации профессиональной Я-концепции, личностной позиции непричастности и ментальной непринадлежности к профессиональной культуре и профессиональному сообществу, доминирующей направленности сотрудника УИС на себя и на цели в непрофессиональных сферах жизни. Выделены следующие психологические особенности (характеристики) профессионального отчуждения личности сотрудника УИС: трудности в профессиональной адаптации; неудовлетворенность своей работой, условиями труда, взаимоотношениями в коллективе; утрата интереса к обучению, саморазвитию и самореализации в профессиональной сфере; утеря смысла и мотивации профессиональной деятельности; автономность и др. Также могут наблюдаться понижение креативности, спонтанности, жизненной энергии, утрата заинтересованности, депрессия, аномия, механистичность действий, нигилизм, презрение, в крайних проявлениях – агрессия, ненависть.
В результате анализа теоретических и эмпирических данных был сделан вывод, что к объективным факторам, обусловливающим профессиональное отчуждение личности сотрудников УИС, следует отнести чрезмерную регламентацию, нормативность труда (жизнь по приказу, работа в рамках инструкций); отсутствие четко поставленных задач, непонимание целей и смысла своей профессиональной деятельности; отсутствие стимулов, потеря мотивов активной трудовой деятельности; отсутствие возможности самостоятельной творческой активности в профессиональной деятельности, самореализации, самоактуализации; отсутствие возможности профессионального роста, развития; чрезмерный контроль со стороны руководства; несправедливо низкая оценка результатов труда сотрудников; низкий общественный престиж службы; неблагоприятные условия выполнения профессиональных обязанностей, чрезмерная нагрузка и др. К субъективным факторам можно отнести индивидуально-психологические особенности, онтогенетические изменения, возрастную динамику, негативный характер профессиональных взаимоотношений, кризисы профессионального становления личности и др. Сделан вывод, что снижение негативного воздействия данных факторов повысит эффективность психологической профилактики профессионального отчуждения личности сотрудников УИС.
Анализ полученных в результате опроса данных о возрасте и стаже службы сотрудников выявил, что наибольший риск возникновения профессионального отчуждения личности сотрудника УИС возникает на стадиях профессиональной адаптации и первичной профессионализации (в данном случае риск обусловлен кризисами профессиональных ожиданий и первичной профессионализации), а также на стадии профессионального мастерства (обусловлен кризисом профессиональной самоактуализации), что подтверждает выводы ряда ученых о том, что факторами, детерминирующими развитие профессиональных деструкций, в том числе профессионального отчуждения, могут являться кризисы профессионального становления (Гиниатуллина Е.И., 2012 и др.).
Психологическая профилактика профессионального отчуждения личности сотрудников УИС включает комплекс индивидуальных и групповых мероприятий психологического характера, в том числе специально разработанного тренинга формирования профессиональной идентичности, осуществляемых в целях формирования мотивационно-ценностного отношения к своей деятельности и устойчивой профессиональной Я-концепции; осознания смыслов и перспектив профессиональной деятельности; достижения осознанной профессиональной идентичности, эффективной интеграции и самоорганизации в профессиональном сообществе.
В заключении необходимо отметить, что профессиональное отчуждение – это феномен, несущий не только негативные, но и позитивные личностные и социальные функции. Отчуждение, являясь механизмом социализации, персонализации, самоопределения, позволяет сотруднику УИС проанализировать свой опыт и в дальнейшем его присваивать, управлять процессом своего профессионального развития, заново «обретать» себя, свою профессиональную идентичность, что очень важно учитывать при психопрофилактической работе с проявлениями профессионального отчуждения личности сотрудников УИС.[schema type=»book» name=»Психологическая профилактика профессионального отчуждения личности сотрудников уголовно-исполнительной системы» author=»Федорова Е.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]