Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Профессиональная компетентность как научная проблема



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Профессиональная компетентность как научная проблема // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В последние годы, в отечественной науке проявляется повышенное внимания исследователей к понятиям «компетенция», «компетентность», «профессиональная компетентность». Данная тенденция достаточно закономерна и объясняется рядом причин, среди которых: необходимость создания современной концепции образования, включающей в себя все грани развития творческой личности и современные требования общества к личностно-профессиональным качествам, знаниям, умениям и навыкам; интеграционными процессами; ориентацией высшей школы на формирование и развитее у специалиста не только узких предметных, но и «надпредметных» компетенций, обеспечивающих его способность к самосовершенствованию и адекватной оценке своей деятельности.

Характеризуя процесс формирования профессиональной компетентности  будущего медицинского работника необходимо проанализировать сущность понятий «компетентность» и «компетенция». Традиционно в отечественной педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» принято различать. Первое определяется как характеристика работника (специалиста), а второе — как характеристика рабочего места (должности, позиции). Так, понятие «компетентность» (лат. competentia, от competo — совместно добиваюсь, достигаю, соответствую, подхожу) в словарях трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность», тогда как «компетентный» в своем деле человек (от лат. competents — соответствующий, способный) означает «осведомленный, являющийся признанным знатоком в каком-нибудь вопросе, авторитетный, полноправный, обладающий кругом полномочий, способный». Понятие «компетенция» и «компетентность» с терминологической точки зрения по содержанию очень близки: «компетенция» — это готовность человека использовать усвоенные знания, умение и навыки для решения практических и теоретических задач, касающихся его профессиональной деятельности [9, с.20]. Вопросы профессиональной компетентности специалиста привлекают внимание современных зарубежных ученых (G. Moskowitz, R.L. Oxford, R.C. Scarcella, E. Tarone, G. Yule), которые смещают акцент на социальные ценности личностных качеств современного работника.

По определению Хуторского А.В. компетенция — совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним. Компетентность — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету его деятельности [6, с.5].

Если провести небольшой экскурс в историю возникновения понятия «профессиональная компетентность», то можно утверждать, что психолого-педагогической теорией и практикой накоплен богатый научный фонд идей, концепций, моделей личности и профессиональной деятельности специалиста, наработан опыт создания условий их внедрения. Проанализированные источники (А.Г. Бермус, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Козырев, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской, Т.А. Бойченко, Т.В. Ежовой, Е.С. Карякиной, А.А. Петрова и др. свидетельствуют о том, что данная категория зародились в античности и, поступательно подпитываясь сущностным наполнением, дошла до современного терминологического оформления. Этапы этого восхождения представлены в трудах Платона как высшей ступени обучения, мыслях Аристотеля о высшем образовании на базе сочетания широкого общего образования с изучением профессии, воплощении в средневековых университетах идеи организации профессионального образования на рационалистической основе, развитии в новое время принципа реализма высшей школы, преобразовании в XVIII — XIX вв. лучших светских профессиональных школ в вузы, до становлении современного многоуровневого высшего образования. Эти поступательные исторические изменения свидетельствуют о поиске подходов к решению сложной и многоаспектной проблемы выпуска вузами конкурентоспособных, профессионально компетентных специалистов.

Так, Т.Г. Браже представляет профессиональную компетентность как систему, включающую в себя аспекты философского, психологического, социологического, культурологического и личностного порядка. «Профессиональная компетентность людей, работающих в системе «человек — человек» (педагоги, врачи, юристы, работники обслуживающего труда), определяется не только базовыми (научными) знаниями и умениями, но и ценностными ориентациями специалиста, мотивами его деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала»[1]

Под профессиональной компетентностью Н.И. Запрудский понимает «систему знаний, умений и навыков, профессионально значимых качеств личности, обеспечивающих возможность выполнения профессиональных обязанностей определенного уровня», «профессиональная компетентность» и «готовность к профессиональной деятельности».

    Как известно, в психолого-педагогической литературе существуют различные трактовки определения понятия «готовность к деятельности: установка (Д.Н. Узнадзе, Д.С. Прангишвили и др.); предстартовое состояние (В.А. Алаторцев, А.Д. Ганюшкин, А.Ц. Пуни и др.); активное (временное) состояние личности, вызывающее деятельность (В.П. Безухов, Н.И. Кузнецова и др.); состояние бдительности (Л.С. Нерсесян, В.Н. Пушкин и др.); совокупность профессионально обусловленных требований к учителю (И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др.); сложное структурное образование, система профессионально значимых качеств, мотивов, компетентности, умений (Е.П. Белозерцев, К.М. Дурай-Новакова, И.А. Колесникова и др.); сущностный компонент профессиональной компетентности (Ю.В. Койнова, А.И. Мищенко и др.); результат профессиональной подготовки (В.И. Данильчук, М.И. Дьяченко, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.). Например, А.И. Мищенко понимает профессиональную компетентность как «единство его теоретической готовности педагогически мыслить и практической готовности педагогически действовать» [4, с.12]. Ю.В. Койнова считает профессиональную компетентность «индивидуально-интегральной качественной характеристикой субъекта деятельности, целостным

Так же рядом ученых «профессиональная компетентность» с феноменом «культура», являющимся результатом развития личности, ее образованности и воспитанности (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.И. Пискунов, Е.В. Попова, Н. Розов и др.). Так, Н. Розов понятию «компетентность» придает перспективный характер, связывая его с ассимиляцией новых открытий в своем содержании и разработками, касающимися человеческого познания и практики, а также позволяющего определить образовательные требования для каждого типа, профиля, ступени образовательных систем [5, с.54]. Общекультурная компетентность представлена  как совокупность трех аспектов: смыслового (включающего адекватность осмысления ситуации в культурном контексте, то есть в контексте имеющихся культурных образцов понимания, отношения, оценки); проблемно-практического (обеспечивающего адекватность распознавания ситуации, адекватную постановку и эффективное выполнение целей, задач, норм в данной обстановке); коммуникативного (фокусирующего внимание на адекватном общении в ситуациях культурного контекста и по поводу таких ситуаций с учетом соответствующих культурных образцов общения и взаимодействия).

Определение профессиональной компетентности с позиций деятельностного подхода рассматривают (Н.В. Кузьмина, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Н.В. Матяш, Е.М. Павлютенков, А.И. Пискунов, О.М. Шиян и др.). Так, в понимании А.К. Марковой профессиональная компетентность представляет собой совокупность пяти сторон трудовой деятельности специалиста: деятельность, общение, личностьспециалиста, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость). Внутри каждого из этих блоков вычленяются объективно необходимые знания (сведения из психологии, педагогики о сущности трудаспециалиста, особенностях его деятельности, общения, личности, о психическом развитии обучаемых, их возрастных особенностях), умения (действия, выполненные на достаточно высоком уровне), профессиональные психологические позиции (устойчивые системы отношений медицинского работника к пациентам, к коллегам, к себе, определяющие его поведение, выражающие его самооценку, уровень профессиональных притязаний и тесно связанные с мотивацией медицинского работника, осознанием смысла своего труда), психологические особенности (качества), затрагивающие его как познавательную сферу (мышление, рефлексия, самооценивание, наблюдательность), так и мотивационную (целеобразование, мотивы, интересы личности). В последующих работах  Матвеева Т.А. трактует профессиональную компетентность как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, заключающиеся в результатах труда человека» [3, с. 21].

Трактовка профессиональной компетентности как уровня образованности специалиста рассматривают (Б.С. Гершунский, А.Д. Щекатунова, Н.В. Шестак  и др.). «Категория «профессиональная компетентность» определяется, главным образом, уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, творческому отношению к делу».Н.В. Шестак трактует профессиональную компетентность как уровень «образованности и общей культуры личности, характеризующейся овладением теоретическими средствами познавательной и практической деятельности» [8, с.4].

Р.Х. Шакуров и др. рассмотривают профессиональную компетентность как качества личности, с одной стороны, необходимого специалисту, медицинскому работнику, принимающему непосредственное участие в подготовке к профессиональной деятельности как медицинский работник, а с другой стороны, руководящему и оценивающему собственную и студенческую деятельность[7].

    Если говорить о целях подготовки медицинских кадров, то она заключается в становлении квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на современном рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, владеющего новыми информационными технологиями, способного к постоянному поиску и профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и формированию профессиональной компетентности будущего специалиста.

Литература

  1. Браже Т. Г. Профессиональная компетентность специалиста как многофакторное явление, Л., 1990. 322 с
  2. Засобина Г. А. Особенности становления личностного компонента личностно-профессиональной компетентности специалиста в образова-тельном процессе вуза [Текст] / Г. А. Засобина, А. А. Засобина // Вестн. Иванов. гос. ун-та. Сер. История, Философия. Педагогика. Психология. — 2007. — Вып. 2. — С. 64-68.
  3. Матвеева Т. А. Образовательная траектория студента в поле формирования профессиональной компетентности [Текст] / Т. А. Матвеева, Г. Д. Бухарова // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. акад. образования. — 2008. — № 2. — С. 81-87.
  4. Мищенко О.Н. PISA: компетентность в решении проблем// Школьные технологии. — 2005. — № 5. — С. 165.
  5. Розов Н.С. Ценности гуманитарного образования // Высшее образование в России. — 1996. — № 1. — С.81-89
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы // Народное образование. — 2003. — № — С. 58-64.
  7. Шакуров А. Р.Аутсорсинг корпоративного университета : будущее профессионального образования сегодня / А. Р. Шакуров, Д. С. Щетинина // Alma mater (Вестн. высш. школы). — 2009. — № 3. — С.10-16.
  8. Шестак Н. В. Компетентностный подход в непрерывном профессио-нальном образовании [Текст] / Н. В. Шестак // Право и образование. — 2006. — № 6. — С. 90-98.
  9. .Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. М. 1999, 432 с.[schema type=»book» name=»Профессиональная компетентность как научная проблема» author=»Макоева А.Ю. Накохова Р.Р.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found