Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Проблемы социальной адаптации семьи ребёнка с особыми потребностями



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Проблемы социальной адаптации семьи ребёнка с особыми потребностями // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

В современных экономических условиях, большое внимание уделяется проблемам семьи. Семья, в которой появился ребёнок с ограниченными возможностями, сегодня оказывается в центре внимания институтов социальной защиты, образования, здравоохранения, существует множество волонтёрских организаций, помощь местных властей. Но при всём при этом их помощи и услуг может быть недостаточно для того, чтобы помочь семье справиться с испытаниями по социальной адаптации ребёнка. А для успешной социально- психологической адаптации ребёнка с ограниченными возможностями жизненно необходима скорейшая адаптация его родителей, семьи.  Поскольку, чем лучше и быстрее социально и психологически адаптируются к сложившейся ситуации родители ребёнка , тем скорее и проще пройдёт адаптация самого ребёнка.

[1. Вопросами социальной адаптации ребёнка с особыми потребностями занимались многие ученые, например Акатов Л. И. посвятил этой теме всю свою научную деятельность и написал книгу , учебное пособие « Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья», в которой рассматривает основные направления и проблемы этого вопроса. До сих пор широко используется практический материал Алексеевой Л.С. по соц. адаптации детей с особыми потребностями в школе. Хаматова Фанзалия Сафуановна использовала технологию «гарденотерапия» в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

По данным ООН в мире насчитывают около 450 млн. человек с нарушениями физического и психического развития. Это составляет примерно 1/10 часть жителей нашей планеты. Из них примерно 200 млн. детей с ограниченными возможностями. Более того в России постоянно растёт число таких детей,  в последние 10 лет оно увеличилось в 2 раза. Ежегодно в нашей стране рождается 30 тыс. детей с ограниченными возможностями.

Даже при такой статистике исследования и практика говорят о том, что любой ребёнок с ограниченными возможностями  может при соответствующих условиях стать полноценной личностью, развиваться духовно, выбрать свой путь в жизни , он сможет обеспечить себя материально, приносить пользу и помощь обществу. Несмотря на усилия принимаемые обществом, на внимание к существующей проблеме, значительная часть детей с ограниченными возможностями оказывается не готова к выходу во взрослую, самостоятельную жизнь.

Ребёнок с ограниченными возможностями может быть также способен и талантлив как и его сверстник не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу другим людям ему мешает неравенство возможностей. Большая проблема состоит в том, что в нашей стране к ребёнку с особыми потребностями относятся в основном с точки зрения медицины, т. е. их ограниченные возможности здоровья рассматриваются исключительно как болезнь, патология. И такое отношение сразу ставит этих детей в неравенство со здоровыми детьми, сразу ослабляет их социальную позицию. Дети с ограниченными возможностями учатся в специальных учреждениях, лишены многих возможностей пробовать, развиваться, ограниченны в мобильности, лишены полноценного контакта со сверстниками. Такое положение вещей просто затормаживает социально- психологическую адаптацию  детей с ограниченными возможностями ,а также адаптацию их родителей.

Я уверена, что нет таких родителей, которые были бы готовы к появлению в семье ребёнка с ограниченными возможностями и учитывая именно  это, работники социальных служб, здравоохранения и так далее, должны понимать, что в первую очередь нужно ориентировать помощь по адаптации именно на родителей, семью ребёнка с особыми потребностями. Для того, чтобы понимать с какими сложностями сталкивается семья такого ребенка нужно выделить основные этапы социально- психологической адаптации родителей ребёнка с ограниченными возможностями. По мнению Акатова Л. И. эти этапы являются  наиболее тяжелыми в жизни семьи.

  1. Встреча с заболеванием.

Этот период можно разделить на два вида. Первый (врожденный)-  это когда ребёнок рождается с ограниченными возможностями, и второй (приобретенный),  когда по мере развития  родители замечают какие- либо проблемы со здоровьем ребенка. Ко второму варианту можно отнести развитие заболевания вследствие несчастного случая. Но оба варианта можно охарактеризовать болью и страхом, шоком, принятием или непринятием реальности происходящего.

  1. Раннее развитие ребёнка.

Родители сравнивают своего ребёнка с другими детьми, сравнивают его развитие с общепринятыми нормами развития.

В этот период огромную роль играет характер семьи, личностные характеристики каждого из членов семьи ребёнка с ограниченными возможностями. Насколько родители имеют возможность получать и узнавать информацию. Замкнутость или открытость семьи к внешнему миру может оказать большое влияние на социально- психологическую адаптацию и родителей и ребёнка. В этот период большая поддержка может прийти от семей, в которых тоже есть дети с ограниченными возможностями.

3.Школа.

Основной кризис в этом этапе основан на том, что все переживания происходившие внутри семьи теперь выходят на всеобщее обозрение. В зависимости от формы обучения 3 период также можно разделить на два основных направления. Первый- ребёнок учится в общеобразовательной школе, но социально и психологически к ней не адаптирован, не говоря об условиях, которые должны соответствовать его ограниченным возможностям.  А так же, что имеет более важное значение, не адаптированы одноклассники к ребёнку с ограниченными возможностями. И второй- осознание родителями того, что их ребёнок не может учиться в обычной школе, что он нуждается в специальной программе обучения.

  1. Подростковый период.

В это время обостряются все проблемы, которые могли быть у ребёнка с родителями и раньше, подросток считает, что его недостаточно понимают и так далее. Подростковый возраст- это то время, когда родители сдают определенный экзамен в воспитании своего чада. У подростка с ограниченными возможностями всё это усугубляется пониманием того, что он по-прежнему зависим от родителей. Возникают проблемы с сексуальностью, дает о себе знать недостаточное общение со сверстниками, с противоположным полом. Родители в свою очередь понимают, что заболевание хроническое и чуда не произошло. В это время жизнь семьи может измениться кардинально, например родители могут выйти на работу, заняться чем- то помимо ребёнка с ограниченными возможностями, занять какой-либо деятельностью самого ребёнка.

  1. Начало взрослой жизни.

Здесь большое значение имеет удалось ли семье дать, а ребёнку получить образование. Знания, навыки, опыт определяют дальнейшую занятость ребенка с ограниченными возможностями. Большого выбора на рынке труда для специалиста с ограниченными возможностями нет, что вызывает тревогу и переживания всей семьи.

6.Взрослая жизнь.

Этот период является заключением, результатом, итогом всех предыдущих. Чем будет заниматься повзрослевший ребёнок с ограниченными возможностями, где и как будет проводить свой досуг, с кем и где будет жить. Для родителей этот период тоже является переломным, если повзрослевший ребенок будет жить отдельно.]

Очевидным является и то, что ко многим семьям вообще нельзя применить эту схему этапов жизненного цикла семьи ,поскольку одни и те же этапы могут многократно повторяться или же наоборот пройти для одной семьи не столь сложно, а для другой- вызвать длительный стресс. Или например может показаться, что семья перешла в новый этап, а на деле он же начинается снова. И всё это очень сложно и тяжело пройти семье без помощи и поддержки социальных служб, а точнее соц. работников, именно человеческий фактор играет большую роль в качестве соц. поддержки, которая может усилить или смягчить действие сложных ситуаций. Конечно практика и опыт, знания соц. работника в особенностях развития семейных отношений, возрастного развития ребёнка могут значительно облегчить воздействие таких критических моментов на жизнь семьи.

[2. Но помимо работников социальных служб и служб здравоохранения  и сама семья должна идти навстречу. Открытость или замкнутость семьи может сыграть решающую роль в достижении целей. В достаточном количестве у семьи должны быть контакты с незнакомыми или малознакомыми людьми во дворе, соседями, детьми на детской площадке, работниками разных организаций и т.д. Знакомство с семьями, имеющими подобные проблемы, возможность делиться и получать полезную и необходимую информацию.

Прямая задача социального работника помочь семье стать более открытой к внешнему миру с самого начала этого трудного, тяжёлого пути. Помочь семье научиться находить необходимую информацию, ориентироваться в современном законодательстве. С помощью специалистов, доверия к ним семья сможет защитить свои права и права своего ребёнка. ]

В итоге получается, что в любом вопросе основополагающую роль играет человеческий фактор. Любой работник, любой сферы должен быть знающим и компетентным ( и это тоже человеческий фактор- относиться ответственно к любому виду деятельности, которым занялся) . Любая семья должна интересоваться и не замыкаться, получать помощь у специалистов, иметь веру и надежду.

Каждый из нас с вами может сказать, что это дело соц. служб и его это не касается. И будет не прав. В любом аспекте родителя или бабушки, учителя или врача, да просто даже взрослого человека все мы социальные педагоги, помогающие кому-то или наоборот вызывающие разочарование и недоверие. Начните каждый с себя и мир станет лучше.

Литература:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003- 368 с.

2.Ярская- Смирнова, Е.К. Наберушкина Социальная работа с инвалидами.- СПб: Питер. 2004- 316 с:ил.- ( Серия «Учебное особие»).[schema type=»book» name=»Проблемы социальной адаптации семьи ребёнка с особыми потребностями» author=»Лебедева Наталья Валерьевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found