Отход от старой традиционной образовательной системы, возникновение новых типов школ, внедрение инновационных технологий, изменение системы оценки качества знаний, изменение медицинских критериев утомляемости и нагрузок привели к созданию качественно новых условий работы школы и, как следствие повышению агрессивности образовательной среды по отношению к возможностям ребенка. Поток информации стал обильнее, жизненные впечатления разнообразнее и богаче, темп жизни быстрее, а образование – более сложным.
От образовательного пространства школы зависят не только успеваемость и дальнейшие жизненные перспективы ученика, но и то, будет ли ребенок ходить в школу с удовольствием, найдет ли хороших друзей, научится ли продуктивно строить отношения, ставить и решать творческие задачи, проявлять активную социальную позицию, стремиться проявить себя.
Принуждение, злоупотребление властью часто неосознанно происходят в школьной среде и это неучтенное повседневное психологическое воздействие имеет очень серьезные последствия. Негативное длительное воздействие создает эмоциональное напряжение и желание его ослабить, провоцирует поиск суррогатных выходов, уход из среды, в которой человек подвергся насилию, и является одной из причин, порождающих девиантное поведение. Повышение уровня психологической безопасности в образовательном пространстве становится основным направлением в работе психологической службы школы.
Образовательная среда конкретной школы – это интегративная характеристика, которая определяется реальными внутренними целевыми установками педагогического коллектива; проявляется в наборе конкретных средств их достижений; оценивается по эффекту во всестороннем (личностном, социальном, интеллектуальном) развитии учащихся [5, с.52].
Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В практическом психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.
И.А. Баева определяет психологическою безопасность образовательной среды как состояние, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтность среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1, с.12].
Другой аспект психологической безопасности – это состояние самого человека: психологическая грамотность, зрелость личности, сбалансированность показателей психического здоровья и др. В случае дисбаланса личностных показателей психологической безопасности на помощь могут прийти образование, собственное личностное психическое развитие и работа по изменению социальных условий жизни.
Непосредственно психологическая безопасность личности это собирательная характеристика, которая включает в себя: владение эффективными способами реагирования в конфликтных ситуациях; использование конструктивных механизмов психологической защиты; высокие показатели социально-психологической адаптации; стрессоустойчивость; низкие показатели виктимности; применение продуктивных индивидуальных копинг-стратегии совладания со стрессом.
Гуманистическая психология, являющаяся основой превращения образования в развивающую личность систему, считает, что самый главный источник развития человека, движущая сила – находится в самом человеке. Однако для того, чтобы включились внутренние механизмы личностного роста, необходимы определенные условия. На начальном этапе развития ведущее место занимают социальные условия, определяемые качеством взаимодействия участников образовательной среды.
В результате комплексного психолого-диагностического исследования образовательной среды различных школ И.М. Улановская и Н.И. Поливанова сделали выводы о существовании школ, ориентированных на детей и не ориентированных на детей.
К школам первой направленности были отнесены те, усилия которых направлены на: обучение и развитие детей, создание психологически комфортных условий для детей, воспитание учащихся. К школам второй направленности были отнесены школы, усилия которых направлены на саму школу и администрацию (престиж, имидж), учителей (новаторство).
Но, при сопоставлении результатов исследования в данных двух типах школ были выявлены и общие негативные черты: недостаток дружелюбия и эмпатийности со стороны педагогов; рассогласованность представлений учителей и детей о характеристиках учебного взаимодействия [5, с.64].
Таким образом, в качестве основных угроз психологической безопасности образовательной среды выступают:
— наличие психологического насилия;
— неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении;
— отсутствие референтной значимости образовательной среды [3, с.119].
Психопрофилактика данных угроз может служить одним из значимых оснований для моделирования психологически безопасной образовательной среды.
Большую роль в этом направлении играет психологическое образование, основная цель которого – обеспечить учеников и персонал знаниями, которые могут помочь в понимании, подготовке и реагировании в кризисных или тяжелых ситуациях.
В практике оказания психологической помощи субъектам образовательной среды США была предложена трехуровневая модель обеспечения психологической и физической безопасности учащихся:
1) на глобальном уровне психолог должен заниматься созданием безопасного психологического климата в школе, продвижением превентивных программ, развитием устойчивости и адаптивных стратегий совладания у учеников, школьными планами безопасности, обучением безопасному поведению;
2) на более дифференцированном уровне применяются интервенции для обучения конкретным навыкам и решения конкретных проблем;
3) на уровне интенсивного вмешательства ведется индивидуальная работа по разрешению серьезных проблем, таких как насилие и суициды [2, с.79].
Таким образом, психологическая безопасность как системное качество образовательной среды школы является значимым психолого-педагогическим ресурсом, обеспечивающим гармоничное развитие всех ее участников.
Список литературы:
- Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования/ И.А. Баева// Психологическая наука и образование. — 2012. — №4. — С. 11-17.
- Павлова, Т.С. Система оказания кризисной психологической помощи субъектам образовательной среды (опыт США)/ Т.С. Павлова, Г.С. Банников// Психологическая наука и образование. – 2012. — №2. – С. 76-83
- Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности/ И.А. Баева, Е.Н. Волкова, Е.Б. Лактионова/ под ред. И.А. Баевой – М; СПб.: изд-во «Нестор-История», 2011. – 272 с.
- Технология оценки образовательной среды школы: уч.-метод. пособие для школьных психологов/ под общ. ред. В.В. Рубцова и И.М. Улановской – М; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. — 256 с.
- Улановская, И.М. Комплексный подход к психологической оценке образовательной среды школы/ И.М. Улановская, Н.И. Поливанова// Психология и школа. — 2010. — №1. — С. 50-70[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ» author=»Музыченко Любовь Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]