Сложившаяся в настоящее время социальная ситуация в российском обществе оказывает значительное влияние на содержание и характер социальных процессов, происходящих в системе высшего образования. Переоценка ценностей в обществе, и, как следствие, кардинальное изменение мотивационно-ценностной структуры личности студента, является потенциальной основой конфликтной напряженности между субъектами образовательного процесса.
К настоящему времени в науке накоплен значительный объем знаний, позволяющий педагогам и психологам исследовать проблему конфликта в различных аспектах: исследуются структура и динамика конфликта; психотехника разрешения конфликта; конфликт в процессе педагогического общения; причины конфликта; конструирование конфликта для решения задач развития личности и коллектива [1,2,3,4].
Вместе с тем нуждаются в специальном исследовании причины конфликтов между преподавателями и студентами.
Следует учесть, что продуктивное общение характеризуется «плодотворными межличностными контактами, способствующими установлению и продлению отношений взаимного доверия, раскрытию личностных потенциалов и достижению эффективных результатов совместной деятельности» [2, с.62]. Неумение предупреждать конфликты или компетентно управлять ими отрицательно влияет на уровень социального самочувствия субъектов образования, снижает эффективность обучения и воспитания студенчества.
Исходя из вышеизложенного, актуализируется выявление причин конфликтов между преподавателями и студентами, выступающих основой профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовании.
Мы предположили, что агрессивность и конфликтность, ценности, направленность личности в конфликтном взаимодействии выступают личностными основаниями для дифференциации представлений студентов и преподавателей о причинах конфликтов в образовательном процессе.
Исследование осуществлялось на выборке студентов ФГБОУ ВПО “Орловский государственный университет” факультетапедагогики и психологии при помощи пяти методик: методики К. Томаса “Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте” в адаптации Н.В. Гришиной; методики В.А. Хащенко “Типология поведения личности в конфликте”; методики Е. П. Ильина и П.А. Ковалева “Личностная агрессивность и конфликтность”; методики М. Рокича “Ценностные ориентации личности”; авторского опросника «Конфликты в образовательном взаимодействии».
Эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы.
1.В представлениях преподавателей и студентов о причинах конфликтов в образовательном взаимодействии имеются общие аспекты и различия.
Причины конфликтов исследуемые связывают с уровнем профессионализма преподавателей, мотивацией учебной деятельности студентов, системой отношений основных субъектов образования, культурным уровнем студентов, личными особенностями преподавателей и студентов как субъектов общения.
Представления о причинах конфликтов у преподавателей и студентов содержательно наполнены по-разному. Профессионализм для преподавателей больше связан с опытом практической деятельности, для студентов со сферой межличностных отношений. Ответственность за конфликтную ситуацию преподаватели разделяют между собой и студентами, которые, в свою очередь, основную вину перекладывают на преподавателей. Для студентов приоритетная причина межличностной конфликтности в образовательном процессе — это неумение эффективно выстраивать процесс общения и низкая учебная мотивация. В отличие от студентов преподаватели видят возрастной контекст проблем во взаимоотношениях. У исследуемых разные ожидания по отношению к преподавателям, что выступает конфликтной основой в системе их представлений: для студентов идеальный преподаватель – это, в основном, эффективный субъект общения, для преподавателей — эффективный субъект деятельности. Абстрактный образ идеального студента у исследуемых обеих групп схож: преподаватели и студенты в идеальном студенте выделяют аспекты профессиональной и личной идентичности, что может выступить благоприятной основой для урегулирования и профилактики конфликтов между преподавателями и студентами.
2.Опираясь на результаты статистического анализа по критерию Манна-Уитни, можно говорить о качественном отличии в личностных особенностях преподавателей и студентов.
В конфликтном взаимодействии для личностной направленности студентов характерна приоритетность линии напористости; для преподавателей характерна приоритетность линии кооперации и тенденций стремления к сохранению отношений и толерантности.
Межличностная зрелость наиболее ярко выражена у преподавателей: они способны к компромиссу, учитывают ситуацию и интересы партнера. Выраженная вспыльчивость студентов, снижает их способность эффективно выстраивать межличностные отношения, преобладание у них наступательности, неуступчивости, мстительности и подозрительности создают проблемы в общении.
В ценностных структурах преподавателей преобладает интеллектуально-духовная линия (жизненная мудрость, развитие, познание). Зафиксирован ярко выраженный ориентир на сферу Я (здоровье, жизненная мудрость, развитие, уверенность в себе, познание), выражена ценность активности (здоровье, продуктивная жизнь), отражена значимость межличностных отношений (счастливая семейная жизнь), места человека в социуме (продуктивная жизнь) и бытового аспекта жизни (счастливая семейная жизнь).
Ценности студентов ориентированы на область межличностных отношений (любовь, счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей) и сферу бытового аспекта жизни (любовь, счастливая семейная жизнь, развлечения) отражают значимость сферы Я (здоровье, свобода) и места человека в социуме (интересная работа, общественное признание), могут быть охарактеризованы по линиям активности (здоровье, интересная работа) и материальности (материально-обеспеченная жизнь).
3.У преподавателей и студентов схожи ценностные ориентиры в используемых средствах. Для них ценностны личностные качества, важные для выстраивания межличностных отношений (для студентов — жизнерадостность, воспитанность, ответственность, честность; для преподавателей — ответственность, честность), качества, отражающие уровень культуры человека (для студентов и для преподавателей — образованность) и качества, отражающие субъектность человека (для студентов — твердая воля, независимость; для преподавателей — самоконтроль, независимость, эффективность в делах).
Можно говорить о соответствии ценностных объектов и средств для их реализации у исследуемых нами преподавателей и студентов.
4.Качественные различия личностных особенностей преподавателей и студентов выступают базой для дифференциации их представлений о причинах конфликтов в образовательном процессе.
Выраженный интеллектуально-духовный вектор ценностей преподавателей соотносится с глубиной анализа ими причин конфликтов: они видят и возрастной, и личностный, и профессиональный контекст проблем между основными образовательными субъектами. Материально-бытовой вектор ценностей студентов снижает их способность многогранного видения конфликтной ситуации, сужая поле для анализа.
Студенты причины конфликтов определяют сквозь призму ценности межличностных отношений: низкий профессионализм преподавателя как базу для конфликтности они связывают с проблемами в выстраивании отношений со студентами, при этом главное ожидание студентов по отношению к преподавателю – способность быть понимающим и корректным партнером по общению. Ценность для преподавателя сферы «Я» ориентирует их на анализ причин конфликтов сквозь призму их профессиональной деятельности.
Направленность личности студентов в конфликтном взаимодействии характеризует линия напористости, что порождает их эгоистическую позицию в анализе причин конфликтов, проявляющуюся в стремлении переложить ответственность за происходящее на преподавателей. Линия кооперации, тенденция стремления к сохранению отношений и толерантность в направленности личности преподавателей в конфликтном взаимодействии соотносятся с диалоговым началом в их представлениях о причинах конфликтов, отражающим позицию разделения ответственности между основными субъектами конфликта в образовательном процессе.
Студенты и преподаватели выступают как важнейшие субъекты учебной деятельности в системе высшего образования.
В современных условиях в российской действительности глобально изменилось обучение в вузе: снизилось количество аудиторных занятий, стала приоритетной самостоятельная работа студентов, распространенно обращение к информационным технологиям как средствам получения образования. В этой ситуации особые требования предъявляются к общению и совместной деятельности преподавателей и студентов. Современный преподаватель – это источник информирования, курирующий образование студентов. Они должны иметь высокую субъектность, поскольку им важно осознавать свою ответственность за качество знаний, с учетом обозначенных преподавателем образовательных направлений быть готовым расширять свою профессиональную эрудицию. Незнание закономерностей современного образования, неадекватные ожидания способны порождать конфликты между преподавателями и студентами.
Зафиксированные нами статистически достоверные различия в личностных особенностях студентов и преподавателей выступили основанием для дифференциации их представлений о конфликтном взаимодействии. Исследуемые нами субъекты образования качественно отличаются по показателям ценностей, агрессивности и конфликтности, направленности личности в конфликтном взаимодействии, что предопределяет различия их взглядов на причины конфликтов.
В сознании студентов профессионализм преподавателя представлен как важнейший аспект проблемности в их отношениях. В этом смысле преподаватели должны знать ожидания студентов. Вместе с тем требования к профессионализму преподавателей у студентов может являться отражением их экстернальности. Считаем, что связь локуса контроля студентов и их оценки уровня профессионализма преподавателей – перспективная линия дальнейшего исследования проблемы конфликтного взаимодействия субъектов образования.
В сознании преподавателей конфликтность в их взаимоотношениях со студентами во многом порождается низкой культурой последних и их отношением к объектам, значимым для получения образования.
Наше исследование позволило выявить взаимные ожидания преподавателей и студентов, что может быть использовано для качественного улучшения межличностных отношений основных субъектов вузовского образования. Считаем это направление актуальным для образовательного процесса и перспективным для эмпирической работы.
Список литературы:
- Гришина Н.В. Психология конфликта.-СПб.: Питер, 2008.-533с.
- Гулякина В.В. Конфликтология. Психология конфликта. Монография.-Орел: ГОУВПО «ОГУ», 2009.-327с.
- Петровская Л.А. Общение-компетентность-тренинг. Избранные труды. -М.: Смысл,2007.-687с.
- Хасан Б.И. Конструктивная психология конфликта.-СПб.:Лань, 2003.-304с.[schema type=»book» name=»ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И СТУДЕНТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ» description=»В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей личности, выступающих основанием представлений субъектов образования о причинах конфликтов между ними. Автором установлено, что направленность личности в конфликтном взаимодействии, её агрессивность, конфликтность и ценностивыступают личностными основаниями представлений преподавателей и студентов о причинах конфликтов между ними. Результаты исследования расширяют возможности улучшения качества взаимодействия преподавателей и студентов.» author=»Гулякина Вера Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]