В психологической науке сложилась определенная традиция изучения феномена любви (Э. Фромм, В.М. Розин, Р. Мей, И. Ялом, С.В. Петрушин, Л.Я. Гозман, А.И. Валеева, Н.В. Ванюхина, Д.В. Погонцева, А.А. Чугуй и др.). Однако, знания, касающиеся феномена любви в психологической науке, несмотря на множество исследований, носят фрагментарный характер. В отечественной психологии интерес к исследованию любви в подростковом возрасте возник в начале двадцатого века, но данные исследования были немногочисленными. В современной психологической науке не существует общепринятого научного определения любви, как психологической категории и удовлетворительно разработанного представления о ее структуре [1, 3]. Явно ощущается нехватка исследований генетических аспектов в изучении феномена любви.
В подростковом возрасте впервые происходит соприкосновение подростков с новой чрезвычайно значимой сферой отношений — любовь. Происходит интенсивная ориентировка в данной области, возникают новые мотивы поведения, ведущие к перестройке социальной ситуации развития в целом [2, 3]. Первый опыт любви в подростковом возрасте оказывает сильное влияние на дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений подростка, на развитие и функционирование личности в целом, говорим ли мы о достижении взрослости или формировании идентичности [2,4].
В нашем исследовании предпринята попытка выявить содержательные характеристики представлений о любви и проанализировать их обусловленность развитостью самоотношения личности и выраженностью гендерных характеристик у современных подростков.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 41 г. Белгорода. В исследовании приняли участие школьники девятых классов, выборка составила 70 человек: 36 мальчиков-подростков и 34 девочки-подростка. Средний возраст испытуемых- 15-16лет.
Для изучения содержательных характеристик представлений о любви у старших подростков мы использовали: опросник для изучения представлений о любви (И.А. Джидарьян, Е.В. Беловол, О.В. Маслова); методику незаконченных предложений (Дружба-это…; Любовь-это…; Жизнь- это…); методику двадцати высказываний тест «Кто Я?» (М.Куна и Т.Макпартленда в модификации Т.В. Румянцевой, в модификации при помощи вопроса «»Я» и любовь?»). Для изучения самоотношения старших подростков мы использовали опросник самоотношения (ОСО) (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев). Для изучения гендерных особенностей старших подростков мы использовали: методику диагностики психологического пола шкала «Маскулинность- фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI).
По выраженности характеристик психологического пола старших подростков были выделены 2 группы: 1)с выраженностью фемининных характеристик- 26 человек (37%); 2) выраженность маскулинных характеристик – у 44 человек (63%).
Полученные результаты (рис.№1), свидетельствуют о том, что большинство старших подростков (89%) рассматривают феномен любви, как источник всего доброго и светлого, как проявление уникальности и лучшего в человеке, а так же склонны идеализировать данное чувство, рассматривать его в соответствии с представлениями классической литературы, как некий романтический идеал. Но в тоже время больше половины наших испытуемых (57%) воспринимают любовь, как существенное препятствие, помеху в жизни, и не рассматривают её, как конструктивное чувство. Такие различия в представлениях о любви, на наш взгляд, могут быть связаны в первую очередь с противоречивостью опыта любовных отношений в сознании подростка.
Содержательные характеристики представлений о любви старших подростков соответствуют возрастным особенностям развития в подростковом возрасте, характеризуются большей направленности в сферу мечтательности и фантазийности (57%; шкала «Идеализированность представлений о любви»), чем решительности действовать (27%; шкала «Дело»). Полученные данные совпадают с мнением А.В. Погониной; «Мечта обо всем, что связано с феноменом любви выступает одним из важнейших элементов духовной жизни подростка и важнейшим механизмом формирования его личности» [1, 12].
Для выявления различий содержательных характеристик представлений о любви маскулинных и феминных старших подростков нами был проведен сравнительный анализ при помощи углового преобразования Фишера. Результаты данного анализа свидетельствуют о том, что статистически значимые различия в содержательных характеристиках представлениях о любви у современных старших подростков в зависимости от их психологического пола отсутствуют. За исключением статистически значимых различий по шкале «Любовь- помеха» (на низком уровне) характерных для 15,4% феминных респондентов и 2,3% маскулинных респондентов (φ*эмп = 2.033 р< 0,05). Следовательно, для фемининных испытуемых любовь, как существенное препятствие в жизни выступает реже, чем для маскулинных. Данные различия на наш взгляд связаны с большим стремлением каждого феминного существа по своей природе к любви, и поиску своей второй половины, чем маскулинных.
Рисунок 1. Выраженность содержательных характеристик представлений о любви у старших подростков
Изучение развитости самоотношения у старших подростков (рис.№2). свидетельствует о том, что такие особенности подросткового возраста, как: повышенный интерес к себе (74%), стремление к принятию (69%) и пониманию себя (67%) соответствуют большинству наших испытуемых, что собственно и свойственно нормативному развитию личности подростка.
Рисунок 2. Выраженность показателей самоотношения у старших подростков
Для выявления различий в показателях самоотношения маскулинных и феминных старших подростков нами был проведен сравнительный анализ при помощи углового преобразования Фишера. В таблице №1 обозначены шкалы, по которым были обнаружены статистически значимые различия. Полученные результаты, свидетельствуют о том, что психологический пол оказывает влияние на показатели самоотношения у старших подростков, их развитие и формирование.
Таблица №1.
Результаты сравнительного анализа содержательных характеристик представлений о любви у маскулинных и феминных старших подростков
Особенности самоотношения
|
Респонденты |
Статистические различия |
|
Маскулинные | Фемининные | ||
Ожидаемое отношение от других (низкий уровень) | 37% | 73% | (φ* = 3.056 р< 0,05) |
Общий уровень самоотношения дифференц-го по самоуважению, аутосимпатии, ожидаемому отношению от других и самоинтересу (высокий уровень) | 43% | 12% | (φ* = 3 р< 0,05). |
Общий уровень самоотношения дифференц-го по самоуважению, аутосимпатии, ожидаемому отношению от других и самоинтересу (средний уровень) | 39% | 69% | (φ* = 2.523 р< 0,05) |
Самопонимание (средний уровень) | 7% | 31% | (φ* = 2.624 р< 0,05) |
Далее было проведено уменьшение признакового пространства посредствам факторного анализа. Признаковое пространство содержательных характеристик представлений о любви феминных испытуемых сократилось до 3-х основных факторов: «Эмоциональность представлений», «Целостность представлений», «Направленность представлений». А маскулинных испытуемых до следующих 3-х основных факторов: «Целостность представлений», «Идеализация представлений», «Результативность представлений». Следовательно, содержательные характеристики представлений о любви у маскулинных старших подростков носят более деятельный и результативный, а не просто направленный характер, как у феминных. Признаковое пространство особенностей самоотношения феминных и маскулинных испытуемых сократилось до следующих 3-х основных факторов: «Позитивное самоотношение», «Социальное самоотношение», «Индивидуальное самоотношение».
Был проведен корреляционный анализ при помощи непараметрического критерия Спирмана между показателями содержательных характеристик представлений о любви и самоотношением феминных и маскулинных старших подростков (таблица №2).
На основании данных представленных в таблице № 2, можно говорить о том, что общими характеристиками представлений о любви для фемининных и маскулинных старших подростков являются: самоотдача, жертвенность, служение и жизнь в другом, а так же умение отдавать. Чем выше показатели по шкале «Любовь- самоотдача», тем выше склонность респондента рассматривать любовь, как источник всего доброго и светлого, проявление уникального и лучшего в человеке, идеализированность данного чувства, рассмотрение его в соответствии с представлениями классической литературы, как некого романтического идеала, созидательную силу, способную все преодолеть (шкала «Любовь- самоотдача обнаруживает положительную высоко значимую прямую корреляционную связь (р ≤ 0,01) с показателем любовь, как возвышающая человека сила (r= 0,463) у маскулинных испытуемых и у фемининных испытуемых (r= 0,500) ).
Таблица №2.
Результаты сравнительного анализа ведущих корреляционных связей содержательных характеристик представлений о любви и выраженности в самоотношении маскулинных и фемининных показателей у старших подростков
Корреляционная плеяда маскулининных испытуемых |
Корреляционная плеяда фемининных испытуемых |
1) Любовь, как возвышающая человека сила = Идеализация представлений о любви (р ≤ 0,01; r= 0,370) | 1)Любовь- самоотдача = Любовь, как возвышающая человека сила (р ≤ 0,01; r= 0,500) |
2) Любовь, как возвышающая человека сила – Социальное самоотношение (р ≤ 0,05; r= 0,299) | 2)Любовь- самоотдача – Целостность представлений о любви (р ≤ 0,05; r= 0,411) |
3) Любовь, как возвышающая человека сила — — — Позитивное самоотношение (р ≤ 0,05; r= -0,318) | 3)Любовь- самоотдача = = = Позитивное самоотношение (р ≤ 0,01; r= — 0,497) |
4) Любовь- помеха — — — Позитивное самоотношение (р ≤ 0,05; r= -0,261) | 4) Любовь- самоотдача — — — Индивидуальное самоотношение (р ≤ 0,05; r= — 0,436) |
5) Любовь- самоотдача = Любовь, как возвышающая человека сила (р ≤ 0,01; r= 0,463) | 5) Любовь, как возвышающая человека сила — — — Индивидуальное самоотношение (р ≤ 0,05; r= -0,379) |
6)Идеализация представлений о любви — — — Результативность представлений о любви (р ≤ 0,05; r= — 0,264) | 6) Направленность представлений о любви — — — Социальное самоотношение (р ≤ 0,05; r=- 0,390) |
Остальные ведущие корреляционные связи, представленные в таблице №2, характеризуются различиями, в зависимости от развитости самоотношения и выраженности в самоотношении маскулинных и фемининных показателей. Например, чем выше уровень позитивного самоотношения маскулинного старшего подростка, тем в меньшей степени для его представлений о любви характерно восприятие данного феномена, как существенного препятствия, помехи в жизни, и рассмотрение его как неконструктивного чувства (шкала «Любовь-помеха» обнаруживает отрицательную значимую обратную корреляционную связь (р ≤ 0,05) с показателем позитивного самоотношения (r= -0,261). В тоже время, чем выше уровень позитивного самоотношения фемининного старшего подростка, тем менее его представления о любви связаны с самоотдачей, жертвенностью, служением и жизнью в другом, умением отдавать (шкала «Любовь-самоотдача» обнаруживает отрицательную высоко значимую обратную корреляционную связь (р ≤ 0,01) с показателем позитивное самоотношение (r=- 0,497)).
Таким образом, по результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- Представления о любви у старших подростков характеризуются фрагментарностью, амбивалентностью переживаний и идеализацией;
- Статистических различий в представлениях о любви у старших подростков в зависимости от выраженности фемининности и маскулинности не обнаружено;
- В качестве одной из личностных детерминант представлений о любви у старших подростков выступает самоотношение, в частности, такие его показатели, как: ожидаемое отношение от других, самоуважение, аутосимпатия, самоинтерес, самопонимание.
Список литературы:
- Погонина А.В. Возрастные особенности представлений о любви в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М.: Институт Психологии РАН, 1993. — 27 с.
- Яремчук М. В. Роль привязанности к родителям в формировании романтических отношений в старшем подростковом возрасте: Автореф. дисс. … канд. психол. наук.- М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2006 -29 с.[schema type=»book» name=»ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ У СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ » description=»В статье рассматриваются особенности представлений о любви у старших подростков, показана их зависимость от развитости самоотношения личности и выраженности психологического пола (гендера).» author=»Резниченко Мария Андреевна, Бокова Анна Заликоевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]