При исследовании предпосылок продуктивного развития личности человека, мы исходим из того, что развитие есть всеобщее свойство материи и сознания. Оно характеризуется одновременно тремя свойствами: необратимостью, направленностью, закономерностью, происходящих в развивающемся объекте изменений. Одним из основных его характеристик является время, точнее протяженность во времени, которое и выявляет направленность во времени [7,с. 40].
Необратимость – это характеристика изменения, при котором не происходит возврата в начальное состояние, а есть переход в качественно новое состояние. Необратимость в большей или меньшей степени присуща всем процессам в мире. Это обусловлено: 1) бесконечностью материи, неисчерпаемой сложностью ее структуры и наличием в ней бесчисленного множества возможностей изменений, которые не могут быть полностью реализованы ни за какой конечный отрезок времени, 2) принципиальной незамкнутостью всех существующих материальных систем, многообразием их внешних связей, которые постоянно изменяются и переводят систему в новое состояние. Поэтому всякий цикличный процесс включает в себя элемент необратимых изменений, что и находит свое выражение в общем необратимом течении времени от прошлого к будущему. Необратимость нельзя сводить к какой-либо единой однонаправленности изменений всего мира. Развитие по восходящей линии, или деградация систем с последующей гибелью являются частными случаями необратимости. Однонаправленное изменение может происходить лишь в конечных системах. В бесконечной вселенной необратимость предполагает изменения в самых различных направлениях, непрекращающееся возникновение принципиально новых возможностей развития [11].
Если говорить о «начальном состоянии», то важно заметить, что исследуя детское мышление, Веракса Н.Е. выявил отсутствие чувствительности к противоречию. Ребенок не видит противоречия, и это не тяготит его. Более того, он может оперировать противоположностями, видоизменять их, переходить от одной к другой. Эту способность Веракса Н.Е. назвал диалектическим мышлением и описал структуру такого мышления [5]. Таким образом, изначально природой заложен такой уровень восприятия мира, который позволяет быть свободным от груза противоречий «взрослого» мира. Только такой уровень перцепции сопряжен с легкостью, чистотой и глубиной постижения мира [4].
Рассматривая предпосылки продуктивного развития личности человека, мы должны знать, что необратимость и неопределенность по словам И. Пригожина «служат предпосылкой существования мира людей, мира, где есть место новации, есть место творчеству, в котором время не отделяет человека от природы» [9]. Предпосылки это всегда нечто, исходящее из начала-начал — природы.
При рассмотрение понятия продуктивности – как идеала, в понимании возможных перспектив существования мира, планеты, людей, нельзя не вспомнить идеи Вернадского В.И.. Он писал, что «…жизнь во всех ее проявлениях, и в проявлениях человеческой личности в том числе, резко меняет биосферу в такой степени, что не только совокупность неделимых жизни, а в некоторых проблемах и единая человеческая личность в ноосфере, не могут быть в биосфере оставляемы без внимания» [11]. Мы наблюдаем смену поколений, образцов поведения, сознания людей, это переломный, значительный момент в жизни как общества людей, так и планеты в целом. Заметим, что рассмотрение идеи продуктивности с позиции направленности в развитии, вероятно, будет способствовать трансформации мировых процессов в позитивное русло.
Г.Гегелем направление развития (духа вообще) понималось как движение от «абстрактного к конкретному». Г. Спенсер в своих работах указал, что направление представляет собой общий закон развития и имеет большое значение для трактовки психического развития. Мысль о развитии от общего к частному была заложена Коменским Я.А.. Он ввел принцип природосообразности в систему обучения. Согласно этому принципу, «…природа выводит все из начал, незначительных по объему, но мощных по внутренней силе. Природа начинает свою общеобразовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным» [7, 43]
Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.В. полагали, что «…движущей силой психического развития человека является противоречие между достигнутым уровнем его знаний, навыков, способностей, системой мотивов и типами его связи с окружающей средой». Развитие может протекать медленно, плавно или бурно, стремительно, являя собой «форму острого кризиса». По Выготскому Л.С. в психологии известны пять кризисов: кризис новорожденности, который отделяет эмбриональный период развития от младенческого возраста, кризис одного года – от младенчества к раннему детству, кризис трех лет – переход от раннего детства к дошкольному возрасту, кризис семи лет- соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом, кризис тринадцати лет совпадает с переломом развития при переходе от школьного к пубертатному возрасту[7, 41]. Заметим, что все эти кризисы соотносятся с изменениями в условиях жизни ребенка, например его переход от младенчества к раннему детству[7, 41]. В более старшем возрасте человек при продуктивной ориентации, заложенной детско-родительскими отношениями делает самостоятельно выбор, меняя условия своей жизни. Если в детстве направленность развития определяется социальной ситуацией, то в дальнейшем человек способен сам выбирать свое окружение, и как следствие этого менять условия своей жизни [3, 93]. Исследование продуктивности как характеристики направленности в развитии, способности человека самому создавать условия собственной жизни, строить свои взаимоотношения с природным и социальным окружением, при котором наблюдается сохранение гармонии и целостности как природы человека, так и природы окружающего его мира… представляется весьма актуальным для решения как теоретических, так и прикладных задач развития человека и человечества в целом.
Пути самореализации заложены в каждом человеке природой, во многом будут зависеть от социально-психологической ситуации развития [3].
Закономерность, с философской точки зрения представляет собой относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития [10].
Закономерностью, при продуктивной направленности будет присутствие духовно-нравственного аспекта в структуре личности человека. О которых писали Попов Л.М., Аболин Л.М., А.П. Кашин, Т.А. Старшинова, и другие исследователи [8]. Исследования влияния родительского отношения на морально-этический способ регуляции поведения детей дошкольного возраста показали, что у дошкольников, родители которых относятся к детям адекватно — социально-желательным образом, показывают более высокий результат в уровне сформированности морально-этического способа регуляции поведения. Дети, родители которых взаимодействуют с ним по типу «отвержение», демонстрируют пассивно-страдательные (примитивные формы поведения (регрессии)) и активно-агрессивные реакции. Таким образом, тип родительского отношения влияет на становление, продуктивное развитие личности человека, и является определяющим фактором способности ребенка к морально-этическому способу регуляции взаимоотношений [2].
Таким образом, продуктивное развитие личности человека — категория направленности развития. Направленность задается социально-психологической ситуацией развития (по Выготскому), являющейся предпосылкой продуктивного развития личности человека. Постигая сущность человеческой природы, Эрих Фромм полагал, что в самой человеческой природе следует искать «источники норм морального поведения, что моральные нормы основаны на присущих человеку свойствах и грубое их попрание ведет к душевному и эмоциональному разладу» [12]. Рассматривая с таких позиций личность человека Э. Фромм приходит к выводу, что зрелая, цельная и плодотворная личности — источник и основа этики, а безнравственность — это в конечном счете безразличие к своему Я и самовредительство. Э. Фромм отстаивает идею о том, что нравственность естественно присуще человеку и преобладает в нем в том случае, если человек развивается нормально, реализуются его возможности. Безнравственность в человеке возникает тогда, когда отсутствуют надлежащие условия для развития. Резко разграничивая «себялюбие» и «любовь к себе», «удовольствие» и «счастье», Э. Фромм полагает, что человек становится плодотворен, если обращает внимание на существование своих реальных, необходимых для развития своего истинного «Я» нужд. В этом случае этичность человека проявляется как «установка на плодотворность», «способ отношений» во всех сферах человеческой жизни, включая отношение к другим людям, к себе и к вещам [12].
Список литературы:
- Вернадский В.И Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. — 131 с.
- Галиуллина О.Ю. Субъектность как форма отражения бытия. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. №12 (71) 2014. Часть II. c.181-184
- Галиуллина О.Ю. Продуктивное развитие личности человека. Science and world international scientific journal, 2015. № 11(27). vol. II. с.94-96
- Галиуллина О.Ю. Тенденциидетско-родительских отношений в семьях детей-дошкольников. Личность как предмет классической и неклассической психологии: Материалы XIII Международных чтений памяти Л.С.Выготского: Москва, 13-17 ноября 2012 г. Под редакцией В.Т.Кудрявцева: В 2т. Т.I. М.: РГГУ, 2012. — 256 с.
- Галиуллина О.Ю. Взаимодействие детей и родителей как психологическая проблема. Система ценностей современного общества: Сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции/ Под общ. ред. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2010.-296 с.216-218
- Галиуллина О.Ю. Способ реализации человеком своей человеческой ценности в мире. Бехтерев и современная психология человечности: сборник статей V Международной научно-практической конференции. 10-12 сентября 2015г. Казань: Отечество, 2015. 625с. С.396-401
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с.[Источник:
- Попов Л.М, . Голубева О.Ю., Устин П.Н. Добро и зло в этической психологии личности. М.: ИП РАН, 2008. — 240с.
- Пригожин И. Постижение реальности. Природа. 1998. № 6.Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007,- с. 353.
- Сачков Ю.В. Институт Философии Российской Академии Наук Copyright © 2007—2010
- Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 290-291
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Изд-во «Республика», 1993. — 415с.[schema type=»book» name=»Предпосылки продуктивного развития личности человека» description=»В статье исследуется понятия «развитие» и «продуктивность». Раскрывается понятие «продуктивность личности человека», как идеал, направленность развития. Анализируются ключевые свойства развития – необратимость, направленность, закономерность.» author=»Галиуллина Ольга Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]