В работе рассматривается проблема взаимодействия функционального состояния человека и социальных условий, в которых он находится. Изучена такая форма социального взаимодействия как общение в полилоге на примере групповой дискуссии.
Социальное взаимодействие – это процесс информационного и материального обмена между индивидами, вербально, эмоционально или посредством совместной деятельности [2]. По количеству активных участников социальных взаимодействий их можно условно объединить в 3 большие группы: монолог, диалог и полилог. Полилог – это дискуссия или беседа трех и более участников [1, с. 238]. Это одна из наиболее часто встречающихся в естественных условиях межличностного общения и сложных для изучения форм коммуникации.
Целью нашего исследования было выявление изменений функционального состояния мозга и активности вегетативной нервной системы в процессе полилога.
Исследование состояло из двух серий. В первой серии изучалось функциональное состояние мозга до и после групповой дискуссии подростков в возрасте 12-15 лет (n=20). Методы: компьютерная латерометрия, позволяющая получить информацию о функциональном состоянии мозга и о функциональной межполушарной асимметрии [3, с 107-109], и многофакторный личностный опросник Р.Б.Кеттелла и Р.В. Коана (подростковый вариант, адаптированный Э.М.Александровской).
Во второй серии изучалась динамика вегетативного обеспечения поведения в процессе дискуссии при планировании совместной деятельность 4 постоянных закрытых групп Горного клубы (n=23, возраст 19-26 лет). Методы: беспроводная кардиоинтервалография, позволяющая изучить динамику активности вегетативной нервной системы в условиях естественной деятельности, и опросник «тест определения темперамента» (Г. Айзенка).
В результате первой серии экспериментов было выявлено следующее.
- у подростков с высокой социальной смелостью наблюдается большее изменение межполушарной асимметрии в процессе групповой дискуссии (r=0,462, критерий Спирмена);
- у подростков с высокой уверенностью в себе происходит большее изменение показателя асимметрии полушарий мозга во возбудимости (r=0,447 критерий Спирмена).
Можно говорить о том, что черты личности «социальная смелость» и «уверенность в себе» взаимосвязаны с изменениями функциональной межполушарной асимметрии подростков, вызванными участием в групповой дискуссии.
В результате второй серии экспериментов были выявлены особенности активности вегетативной нервной системы интровертов и экстравертов: анализ результатов с помощью дисперсионного анализа (метод повторных измерений) показал, что у интровертов индекс вегетативного баланса значимо ниже в первой половине групповой дискуссии. Это может быть связано с быстрой активацией и захватыванием инициативы на себя в процессе общения экстравертами и более медленным включением в дискуссию интровертов.
Таким образом, изменения функционального состояния в процессе групповой дискуссии связаны с индивидуально-психологическими особенностям ее участников.
Список литературы
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. — М. НМЦ СПО, 1999. 538 с.
- Кусраев Б.Н. Коммуникативная рациональность Ю. Хабермаса : автореферат диссертации на соискание степени кандидата философских наук.- Москва, 2002, 138 с.
- Полевая С.А. Интегративные принципы кодирования и распознавания сенсорной информации. Особенности осознания световых и звуковых сигналов в стрессовой ситуации. // Вестник Новосибирского государственного университета; 2008. Т. 2. Вып. 2. С. 106-117[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ УЧАСТНИКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИЛОГА» description=»Рассматривается проблема взаимодействия функционального состояния человека и социальных условий, в которых он находится. Изучена такая форма социального взаимодействия как общение в полилоге (на примере групповой дискуссии) и его влияние на функциональную межполушарную асимметрию участников и на динамику параметров вариабельности сердечного ритма. Методы исследования: беспроводная кардиоинтервалография, тест определения темперамента Айзенка, компьютерная латерометрия, тест Кеттелла (подростковый вариант). Показано, что изменения функционального состояния в процессе групповой дискуссии связаны с индивидуально-психологическими особенностям ее участников.» author=»Чугрова Мария Евгеньевна, Парин Сергей Борисович» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]