М.И. Лисина, Л.С. Выготский, В.С. Мухина и другие исследователи считают, что развитие коммуникативных способностей человека начинается с момента его рождения. Едва появившись на свет, ребенок попадает в социальное окружение и начинает осваивать социальный опыт через эмоциональное общение со взрослым, через взаимодействие с окружающими его предметами, игрушками, через речь [4,5,7].
К старшему дошкольному возрасту у детей уже накоплен достаточно большой багаж коммуникативного опыта. Они умеют согласовывать свои действия со сверстниками, соотносить свои действия с нормами поведения, которые являются общепринятыми. Освоение этих коммуникативных норм и правил происходит у ребенка в семье, в общении со взрослыми и в общении со сверстниками. При этом, коммуникативное развитие естественно не только нарастает, но и углубляется, изменяются формы общения, которые вносят свой вклад в коммуникативное развитие ребенка.
Очень большой интерес для нашего исследования представляет работа М.И. Лисиной, которая раскрывает этапы формирования коммуникативной сферы детей в дошкольном возрасте. Данный исследователь очень точно также указывает на значимость общения для развития ребенка: «если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека сложно разрешить, а иногда невозможно [4].
Опыт общения со взрослыми и сверстниками в детском возрасте является базисом для дальнейшего личностного, социального и коммуникативного развития. По мнению О. Гаврилушкиной, погашение таких проявлений в поведении как агрессивность, жестокость, враждебность зависит от своевременной помощи ребенку, от полноценности его развития в период дошкольного детства, от развития его коммуникативных способностей [2].
Ряд исследователей И.К. Гаврилова, Е.А. Гущина, Л.В. Чернецкая, рассматривая коммуникативные способности дошкольников, включает в их число следующие умения: умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих людей, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами, умение ребенка сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Л.В. Чернецкая и А.Г. Арушанова считают, что коммуникативные способности проявляются в том, что ребенок с помощью речи осуществляет передачу той или иной информации другому человеку. В процессе передачи информации происходит указание на какой-либо предмет, в чем проявляется указательная или индикативная функция речи, а также происходит высказывание собственных суждений по разным вопросам, в чем проявляется предикативная функция речи или функция высказывания. Это свидетельствует о том, что развитие коммуникативных способностей находится в тесной взаимосвязи с развитием речи [1].
Речь как средство общения возникает на определенном этапе, для целей общения и в условиях общения. Она является необходимым средством для решения тех задач общения, которые встают перед ребенком на определенном этапе его развития.
По мнению А.Г. Арушановой, коммуникативные способности дошкольников проявляются по большей части в диалогической речи. Развитие же диалогической речи происходит непосредственно в ситуации общения со взрослыми и сверстниками [1].
По исследованиям Г.А. Урунтаевой, специфика общения дошкольников со сверстниками во многом отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко, эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослыми. В общении со сверстниками дети более раскованы, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В возрасте с четырех до шести лет у дошкольников наблюдается ситуативно-деловая форма общения с ровесниками. В пять-семь лет дети много рассказывают о себе, о том, что им нравится или не нравится. Они делятся со сверстниками своими познаниями, «планами на будущее»,«кем я буду, когда вырасту».
Как показывает А.Г. Рузская, к шести годам у многих детей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность и переживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во что играет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что я лучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе [6].
Как считает И.К. Гаврилова, к шести-семи годам для ребенка происходит расслаивание сферы человеческих взаимоотношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности). Последние носят управляющий характер по отношению к первым, в них нормы ставятся под индивидуальный контроль.
В работах Е.О. Смирновой, В.Г. Утробиной показано, что в старшем дошкольном возрасте большое влияние на развитие коммуникативной сферы ребенка начинает оказывать сверстник. Именно общение со сверстником выступает на передний план. Данные исследователи указывают, что к концу дошкольного возраста усиливается эмоциональная вовлеченность ребенка в действие и переживание сверстником. Сопереживание в целом по отношению к другому человеку становится более выраженным и адекватным.Существенно возрастает и активность детей, которая направлена на сверстника. Они проявляют отзывчивость, стремление оказать помощь. У них сокращаются проявления застенчивости, демонстративности, снижается острота и напряженность конфликтов.
Сверстник становится для ребенка не только предметом сравнения с самим собой, но и целостной личностью. Благодаря общению со сверстниками у ребенка не только формируются необходимые коммуникативные навыки, которые влияют на развитие общих коммуникативных способностей ребенка, но и происходит формирование самосознания, обогащается содержание собственного «Я».
По мнению В.С. Мухиной, в общении со сверстниками ведущими являются деловые мотивы, возникающие в совместной деятельности. Старшие дошкольники чувствительны к тому, в какой мере сверстники видят в них личность, но еще далеко не все обладают способностью видеть личность в сверстнике [5].
В исследовании А.Г. Рузской говорится, что важную роль при формировании навыков и умений вести себя в группе сверстников играют усвоенные детьми нравственные нормы поведения, выработанные обществом [6]. В ходе такого усвоения, появляющиеся социальные мотивы поведения выступают первоначально, по определению А.А. Леонтьева, как знакомые, как известные нравственные представления о том, почему следует поступать так, а не иначе. Затем при определенных условиях воспитания знакомые мотивы превращаются в реально действующие побудители поведения и поступки детей [3].
В.С. Мухина, отмечая многообразное влияние общения сверстников на развитие личности ребенка, пишет, что в дошкольном возрасте впервые складывается общественное мнение и возникает явление конформности. Дети начинают прислушиваться к мнению сверстников и подчиняться мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям [5].
По типологии М.И. Лисиной, в конце дошкольного возраста у детей складывается новая форма общения — внеситуативно-деловая. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. В этом возрасте становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут достаточно продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий [4].
В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. К концу дошкольного возраста возникают прочные избирательные привязанности между детьми, появляются первые ростки настоящей дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по 2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.
Таким образом, к старшему дошкольному возрасту, сверстник является для ребенка не только предпочитаемым партнером по общению и совместной деятельности, не только средством самоутверждения, но и субъектом обращения его целостного, неразложимого Я. Это дает основание говорить, что к концу дошкольного возраста в отношении детей к себе и к другому усиливается личностное начало. Ровесник становится для ребенка не только предметом сравнения с собой, но и самоценностной, целостной личностью, субъектом общения и обращения. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения, но и содержанием собственного Я.
Список литературы:
- Арушанова А. Г.Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272
- Гаврилушкина О. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада.Ребенок в детском саду. — 2003 — № 2 — С. 12-16.
- Леонтьев А.А. Психология общения [Текст]: учебное пособие — 3-е изд. — М: Смысл, 2005. — 368 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка -М.: Изд. Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.
- Мухина В.С. Детская психология — М., Эксмо-Пресс, 2000. – 352 с.
- Рузская Развитие общения дошкольников со сверстниками — М., 1989. — 125
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии- СПб.: Союз, 1997. — 418 с.[schema type=»book» name=»ОСОБЕННОСТИ КОМУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» author=»Тюкалова Екатерина Сергеевна, Галеева Елена Владимировна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]