Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Особенности «Я-концепции» несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Особенности «Я-концепции» несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Понятие «Я-концепции» было введено У. Джеймсом в конце 19 века. Наибольшее развитие получила в 1950-х г. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой рассматривали целостное человеческое «Я» как системообразующий фактор поведения и развития личности.

А. Адлер считал, что чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентация на других людей, является главной силой, которая определяет поведение и жизнь человека. Ученый оперировал термином «самость», которое входит в понятие «стиль жизни» как один из его компонентов, а именно — как «концепция самости» («Я-концепция») [1].

К. Роджерс рассматривал «Я-концепцию» как совокупность представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлениях, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. С точки зрения К. Роджерса «Я-концепция» это восприятие человеком самого себя, которое является механизмом, контролирующим и интерпретирующим поведение индивида [11].

Э. Эриксон анализировал циклы развития «Я», через кризисы, которые проходит «Я» на пути к автономии, зрелости, продуктивности. Идентичность — это социализированная часть «Я». Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития [14].

С точки зрения Р. Бернса «Я-концепция» является динамической совокупностью установок личности «на себя», в которой выделяются три основные модальности [2]:

— «Реальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о своих актуальных способностях, ролях, актуальном статусе;

— «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

— «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Ж.А. Максименко выделяет дополнительную модальность — «Конструктивное Я». Данная модальность отличается от «Идеального Я» тем, что она более действенна, так как в «Конструктивное Я» трансформируются те элементы, которые личность принимает как достижимую реальность и ставит перед собой как достижимую цель [7].

По мнению Ж.А. Максименко необходимым условием формирования гармоничной «Я-концепции», является включенность человека в систему адекватных отношений с социальным окружением. Особенно важными являются отношения со значимыми другими, которые и определяют представления индивида о самом себе, и оказывают на него формирующее воздействие [7].

В большинстве определений установки подчеркиваются три главных структурных компонента:

— когнитивный компонент «Я-концепции»;

— оценочный компонент «Я-концепции»;

— поведенческий компонент «Я-концепции».

Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  1. «Образ Я» — представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» вызывают различные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, вызваная «образом Я» и самооценкой.

Одновременно эти модальности характеризуются следующими аспектами: «физическое Я», «социальное Я», «умственное (когнитивное) Я», «эмоциональное (аффективное) Я».

Согласно С.Л. Рубинштейну, «Я» в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает за них на себя ответственность в качестве их автора и творца [12].

С.Л. Рубинштейн писал, что сущность «образа Я» человека, это, прежде всего, единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, и не представляет собой изначальной данности. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Здесь не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Развитие самосознания неразрывно связано с развитием личности. Человек осознает свою самостоятельность через отношения с окружающими его людьми, в результате которых он приходит к познаванию собственного «Я» через познание других людей [12].

А.В. Петровский в структуре самосознания выделяет «Я-образы», которые рассматривает как представления человека о себе, многократно меняющееся в течение всей жизни. «Я-образы» различаются по характеру и ролям, представленным в самосознании человека и окружающих его людей, содержат три составляющих [9]:

  1. когнитивную — является результатом познавательного процесса и включает в себя представления человека о своих способностях, умениях, внешности, социальной значимости;
  2. эмоциональную — включает в себя наличие или отсутствие самокритичности, самоуважение и т.д.;
  3. «волевое начало» — проявляется в стремлении завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус либо наоборот, остаться незамеченным.

С точки зрения И.С. Кона структура «образа Я» содержит систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков, выполняющих функцию социальной установки в адаптации индивида к социальной среде и содержит три уровня [4]:

нижний уровень — неосознанные переживания установки эмоционального отношения к себе;

средний уровень — расположены осознанные качества и самооценка этих качеств;

верхний уровень — представления о себе связанные с осознанием личностью целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

В эвристической модели «Я-концепции» (самоотношения) В.В. Столина, самоотношение рассматривается как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия. Результатом этой активности являются установки «за» или «против» своего «Я». Существуют три уровня активности самосознания: организменный, индивидный и личностный. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизма обратной связи, интегрирующей активность субъекта, его поведение и развитие [13].

Самооценка представляет собой центральное образование личности, которое в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Опираясь на работы психологов, можно, выделить значимые сферы личности, имеющие влияние на становление «образа Я» у подростка. В этот период, значимо межличностное общение, которое влияет на становление «образа Я». Это выражается в повышенном внимании к качествам, относящимся к сфере межличностного общения при описании себя. При этом оценочные эталоны (наборы качеств, формирующиеся у подростков в процессе познания себя и других) определяются ожидаемыми оценками со стороны сверстников.

По мнению А.М. Прихожан, в подростковом периоде особенно важным становится интимно-личностное общение. Оно отличается от ролевого тем, что в нем главную функцию несет не сама информация, а отношение к ней, поэтому оно наиболее полно влияет на становление «образа Я». В исследованиях А.М. Прихожан было выявлено, что в подростковом возрасте эмоционально-ценностное отношение к себе опосредуется сознательным самоанализом личности с точки зрения ее соответствия тем определенным социальным и моральным нормам, которые обеспечивают удовлетворяющее положение в группе сверстников [10].

«Я-концепция» способствует формированию тех или иных качеств личности. Самооценка непосредственно связана с успешностью, уверенностью в себе и влияет на социально-психологический статус несовершеннолетнего в коллективе. Сложившаяся «Я — концепция» подростка все в большей степени регулирует процесс общения, поведения, деятельности несовершеннолетнего.

По мнению И.С. Кона в структуре «Я-концепции» несовершеннолетнего существует определенная система социально-психологических механизмов самооценки [4]:

  1. интериоризация — усвоение оценок значимых других;
  2. социальное сравнение — индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других в сравнении с собой;
  3. самоатрибуция — представление о собственном «Я», формируется на основе объективных результатов своей деятельности;
  4. смысловая интеграция жизненных переживаний — представленность и место различных аспектов «Я — концепции» зависит от субъективной значимости этих аспектов.

Проблемы общения, нестабильность самооценки, неорганизованность, физиологическая, социальная и психологическая неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам, как способу поиска чего-то «своего», стремление быть принятым каким либо социальным образованием, все это может стать предопределяющим в формировании и развитии у несовершеннолетних склонности к злоупотреблению психоактивных веществ.

Попытки конкретно описать личность, зависимую от психоактивных веществ, и ее особенности не увенчались успехом. Можно предположить, что не существует специфических личностных черт, свойственных только людям, зависимым от психоактивных веществ. В научной литературе, описывающей особенности личности с различными видами химической зависимости, не предложен какой-либо единственный тип или несколько типов личностей, склонных к злоупотреблению психоактивных веществ. Однако в процессе исследований удалось выделить некоторые личностные и поведенческие особенности, присущие значительной части несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.

К общим особенностям несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, относятся:

— стремление уходить от ответственности в принятии решений;

— стереотипность поведения;

— тенденция обвинять других;

— сниженная переносимость повседневных трудностей с хорошей переносимостью экстремальных ситуаций;

— низкая самооценка в сочетании с внешними проявлениями превосходства;

— невозможность поддерживать стойкие эмоциональные отношения;

— тревожность;

— нарушения произвольной регуляции.

Данные как зарубежных, так и отечественных исследователей указывают на наличие у несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, когнитивного дефицита, проявляющегося в худших показателях памяти и внимания, снижении ассоциативного мышления, особенностях восприятия пространственных стимулов, дисфории, повышенной раздражительности, злопамятности и ригидности мышления. Дополнительно выделяются такие характеристики, как: сниженная самооценка в сочетании с экстернальным локусом контроля, низкий уровень самоконтроля, импульсивность, трудности в прогнозировании последствий своих поступков.

С точки зрения С.А. Кулакова, С.Б. Ваисова несовершеннолетние имеющие опыт злоупотребления психоактивных веществ, обладают недостаточно развитым самосознанием, снижены способности к рефлексии, свойственна неадекватная самооценка. Наиболее ярко нарушения самосознания проявляются в сфере саморегуляции и самоконтроля. Нарушения самоконтроля проявляются в склонности к немедленному отреагированию своих переживаний, в невозможности контролировать собственное поведение. Несовершеннолетним свойственна бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Подверженность внешним влияниям и отсутствие конкретных интересов свидетельствует о несформированности структур «Я», нечеткости его границ. Было выявлено, что диффузность границ «Я» приводит к тому, что несовершеннолетний не способен ориентироваться и опираться на собственные представления и ощущения и вынужден идти на поводу у обстоятельств [5].

В.В. Дунаевский, В.Д. Стяжкин выделяют у несовершеннолетних с аддиктивным поведением, такие личностные черты, как слабость волевой деятельности, переживание чувства собственной неполноценности, неумение устанавливать межличностные отношения, а также склонность к подражательству, повышенную внушаемость, подчиняемость групповому поведению [3].

Так же следует отметить влияние на становление «Я-концепции» несовершеннолетних аномалий характера. По мнению А.Е. Личко, В.С. Битенского наибольшее влияние оказывает неустойчивый тип акцентуации характера. Вслед за неустойчивым типом акцентуации характера в отношении риска формирования аддиктивного поведения следуют эпилептоидный, гипертимный и истероидный типы. Этот риск возрастает, когда типы являются «амальгамными», т.е. когда на соответствующие конституциональное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа [6].

Злоупотребление психоактивными веществами несовершеннолетними представляет собой сложную форму социального поведения личности, детерминированную системой взаимосвязанных факторов. Злоупотребление психоактивными веществами несовершеннолетними, является следствие нарушения функционирования многоуровневой системы «социум-личность-организм» и проявляется в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления химических веществ с целью саморегуляции и адаптации, развития и поддержания интенсивных эмоций, проявляющегося нарушениями поведения в виде социальной и учебной дезадаптации [8].

Под влиянием социальных факторов, происходит деформация личности, формируется неадекватная система ценностей и представлений. Под влиянием биологических факторов ослабленный организм становиться, неспособным находить силы для преодоления стрессовых жизненных ситуаций. Под влиянием социальных и биологических факторов формируется психологический фактор, который окончательно завершает формирование аддикции характера несовершеннолетнего. Вследствие этого, «Я-концепция» несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами является сложным психологическим феноменом. Сущность данного феномена заключается в диссонансности личностных характеристик в структуре самосознания, характеризующегося низким уровнем самоконтроля в общении, проявляющимся в эмоциональной эффективности поведения, подозрительностью и негативизмом, определяющими поведение субъекта как активно включаемое, адекватно нелояльное (агрессивное), фиксированное на фрустрации с реализацией девиантно-когнитивной, девиантно-эмотивной и девиантно-поведенческой функций.

Список литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Прогресс, 1995. — 96 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. — Л.: Медицина, 1990. — 208 с.
  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Прогресс, 1989. — 256 с.
  5. Кулаков С.А., Ваисов С.Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
  6. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.
  7. Максименко Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: Дисс…канд. психол. наук. — М., 2008.
  8. Манахов С.В. Психопрофилактика наркозлоупотребления несовершеннолетних в реабилитационном центре интернатного типа. Монография. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 152 с.
  9. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. — М.: РОУ, 1996. — 334 с.
  10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
  11. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  13. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983. — 288 с.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Общ. ред. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 2006. — 352 с.[schema type=»book» name=»Особенности «Я-концепции» несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами» author=»Манахов Сергей Валериевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found