Изменения в экономической, политической и общественных сферах России отражаются на задачах, которые ставит перед собой современная система высшего образования. Перед будущим молодым специалистом встает проблема умения решать нестандартные, творческие задачи в профессиональной сфере, тем самым показывая свою конкурентоспособность на рынке труда. Большую роль здесь играет социальная креативность [5, с.28; 10, с.200]. В работах отечественных психологов социальная креативность рассматривается как особое свойство мышления, заключающееся в способности порождения новых оригинальных идей в области общения [4, с. 2; 3, с.74; 7, с.2; 1, с.131]. Также не менее спорным вопросом остается проблема взаимосвязи пола и креативности [12, с.93; 8, с.235; 9, с. 47; 11, с.1065]. Многими авторами при исследовании социальной креативности были выделены ее компоненты [6, с.2; 2, с 199]. А.Е. Ильиных была предложена структурная модель социальной креативности. Ее основными компонентами являются: мотивационный; когнитивный; коммуникативный; эмоциональный; экзистенциональный. Таким образом, под социальной креативностью следует понимать комплексное качество личности, позволяющее понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, принимать эффективные творческие решения [3, с.74].
Исходя из того, что поведение человека есть синтез биологических и социальных факторов, то изучение особенностей коммуникативного взаимодействия между людьми также является одной из актуальных задач в социальной психофизиологии, особенно электрофизиологических паттернов общения, восприятия поведенческих особенностей других индивидуумов в процессе коммуникации и т.д. На сегодняшний день достаточно мало работ, посвященных изучению психофизиологических механизмов, лежащих в основе успешного понимания контекста социально значимых ситуаций.
Целью нашего исследования является изучение электрофизиологических особенностей когнитивного компонента социальной креативности в зависимости от индивидуальных особенностей испытуемых в процессе решения конвергентных и дивергентных задач, модулирующих ситуации, требующих от респондента стереотипного или оригинального ответа.
Предмет исследования: мощностные особенности ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем вербальной креативности, профилем латеральной организации (ПЛО) и профессиональных достижений в процессе решения тестовых задач. Группу обследуемых составили студенты-гуманитарии старших курсов (4-5 курс) Академии психологии и педагогики ЮФУ в количестве 250 человек в возрасте от 21 до 23 лет. Все респонденты были поделены на группы в зависимости от уровня вербальной креативности, профессиональных достижений, профиля латеральной организации (ПЛО) и пола.
Методы исследования: анализ литературы, психологические тесты, метод беседы, метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), метод экспертной оценки документально подтвержденных достижений респондентов. Также проводилось наблюдение за данной группой респондентов с самого начала их обучения в вузе.
Психодиагностические методики. Тест Медника, методика определения профиля функциональной межполушарной асимметрии Т.А. Брагиной и Н.Н. Доброхотовой. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью пакета компьютерных программ «Statistica 7»
Описание процедуры исследования. Все респонденты были разделены по ПЛО (левый и правый ПЛО); по уровню вербальной креативности на высококреативных и низкокреативных. В исследовании использовались задачи, представленные на карточках, модулирующие типичные учебные ситуации. На первую серию карточек давался стереотипный ответ (конвергентные задачи), на вторую – оригинальный (дивергентные задачи). Данные задачи предъявлялись в ходе записи ЭЭГ.
Результаты исследования. Электрофизиологический и статистический анализ проводился в частотных диапазонах от тета1 до бета 2 по каждой тестовой задаче. Были выделены существенные особенности в активации головного мозга групп испытуемых, которые прослеживались по всем частотным диапазонам при решении функциональных проб. Установлено, что у низкокреативных с правым и левым ПЛО локализация активных зон мозга носит диффузный характер, при этом большая активность отмечается в окципитальных, центральных, темпоральных зонах обоих полушария (O1, O2, C3, C4, T3, T4). У представителей с правым ПЛО связи носили более локальный характер, однако при решении дивергентных задач картина была схожей с выше описанными группами испытуемых. Показано, что у высококреативных девушек и юношей с левым ПЛО показатели мощности были выше в париетальных, темпоральных, фронтальных отделах мозга (P3, P4, F3, F4). Для юношей и девушек с правым ПЛО мощность была выше во фронтальных и темпоральных зонах левого полушария (F3, T3) — при решении дивергентных задач. При решении конвергентных задач испытуемыми с левым ПЛО мощность возрастала во фронтальных, центральных, затылочных зонах мозга. При этом для испытуемых с правым ПЛО отмечается симметричное усиление мощности в центральных зонах мозга (C3, C4). Данная тенденция сохранялась у высококреативных юношей и девушек не зависимо от уровня их достижений (Рис.1).
Рисунок.1 Достоверные различия мощности ЭЭГ у юношей и девушек с разным уровнем креативности и ПЛО при решении конвергентных и дивергентных задач
Для низкокреативных юношей и девушек с низким уровнем достижений при решении конвергентных задач усиление показателей мощности не носило локализованный характер, а распределялось диффузно между центральными, фронтальными, париетальными зонами обоих полушарий (C4, C3, F3, F4, P3,P4). У юношей и девушек с высокими достижениями мощность в симметричных зонах мозга усиливалась при решении дивергентных задач, что говорит об интенсивном межполушарной взаимодействии. Характерно, что для юношей и девушек с правым ПЛО, высокой вербальной креативностью и уровнем достижений в решение данных задач вовлекаются симметричные зоны мозга.
Таким образом, оценка психофизиологических механизмов когнитивного компонента социальной креативности показала, что особенности дивергентного и конвергентного мышления у юношей и девушек с разным уровнем креативности и профессиональной успешности обусловливаются определенной картиной активации полушарий головного мозга. При решении вербальных дивергентных задач для высококреативных девушек и юношей с высокими профессиональными достижениями частотно-пространственные показатели ЭЭГ выше в париетальных, фронтальных отделах мозга. При решении конвергентных задач – во фронтальных, центральных, затылочных зонах мозга. Для низкокреативных юношей и девушек с низким уровнем профессиональных достижений решение конвергентных задач сопровождается усилением показателей мощности ЭЭГ в центральных, фронтальных, париетальных зонах обоих полушарий. Для высококреативных общей тенденций было включение средне-фронтальных областей мозга обоих полушарий, меньшее количество активных зон мозга независимо от ПЛО, что может быть связано с более эффективной работой мозга, наличием у них определенных когнитивных схем для успешного решения данных задач. Юноши и девушки с высоким уровнем креативности в ходе обучения показывают более высокие результаты, как в научной, так и общественной жизни. Можно говорить о роли фронтальных и париетальных зон мозга в процессе понимания и выбора эффективных стратегий в общении. и принятии решений. Выявленные различия позволяют говорить о дальнейшем более глубоком изучение феномена социальной креативности в сфере профессионального становления личности с учетом ее индивидуальных особенностей.
Литература
- Ахметова Л.В. Социально-психологическая адаптация и профессиональное развитие личности в педагогическом вузе. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. №4. С.131-135.
- Банюхова А.Е. Психологические аспекты развития социальной креативности студентов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 6. С. 199-203.
- Ильиных А.Е. Социальная креативность личности: психологическая структура. Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Вып.5. № 11. С. 74-77.
- Канн С.Ю. Изучение взаимосвязи креативности общения и креативности мышления студентов: Автореф дисс…канд. психол.наук. Рязань, 1997 — 22 с.
- Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технических вузов(наматериалах спецкурса«Психология общения):автореф.дис.…канд.психол.наук.Томск, 2000 — 26 с.
- Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки: Автореф дисс….канд. психол.наук. Нижний Новгород, 2005 — 24 с.
- Тюрьмина Н.А. Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте: Автореф дисс….канд. психол.наук. Казань, 2004 — 18с.
- Abra J., Valentine-French S. Gender differences in creative achievement: a survey of explanations // Genetic, Social and General Psychology Monographs. 1991. 117. 3. Р.235—284.
- Chan D. W. Self-perceived creativity, family hardiness, and emotional intelligence of Chinese gifted students in Hong Kong. J. of Secondary Gifted Education. 2005. 16. Р.47—56.
- Kaufman J. C., Baer J., Agars M. D., Loomis D. Creativity stereotypes and the consensual assessment technique. Creativity Research J. 2010. 22. 2. Р. 200—205.
- Kaufman J. C. Self-reported differences in creativity by gender and ethnicity. of Applied Cognitive Psychology. 2006. 20.8. Р.1065—1082.
- Runco M. A., Bahleda M. D. Implicit theories of artistic, scientific and everyday creativity. J. of Creative Behavior.1986. 20. Р. 93—98.
Работы выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ (проект № 25.2141.2014/К)[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ СОЦИАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ У ЛИЦ С РАЗНЫМИ ИНИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ» description=»В данной статье приведено исследование мощностных особенностей ЭЭГ у юношей и девушек в количестве 250 человек (возраст 21-23 лет) с разным уровнем вербальной креативности, профилем латеральной организации и профессиональных достижений в процессе решения конвергентных и дивергентных задач, модулирующих социальные ситуации, требующих от респондента стереотипного или оригинального ответа. В ходе исследования была выявлена роль фронтальных и париетальных зон мозга в процессе понимания и выбора эффективных стратегий в общении. » author=»Саакян Оксана Сааковна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]