Проблема конфликта и конфликтной личности, несмотря на имеющееся множество проведенных исследований, остается актуальной и на сегодняшний день. Особое значение в рамках исследования конфликтной личности, приобретают вопросы изучения специфики ее поведения, общения и отношений.
Под нашим руководством на базе МГППУ было проведено исследование, целью которого являлось выявление взаимосвязи уровня конфликтности личности с её статусной позицией в структуре учебной группы. В исследовании приняли участие студенты МГППУ, всего 92 человека (5 учебных групп) в возрасте от 19 до 23-24 лет.
Таблица 1. Конфликтность (по И.Д. Ладанову) у разностатусных студентов
Уровень конфликтн (по И.Д. Ладанову) |
Результаты
по выборке (%) (N=92) |
Результаты по
социометрии |
Результаты по референтометрии |
||||
Выс.(%)
N=19 |
Ср.(%)
N=53 |
Низк.(%)
N=20 |
Выс.(%)
N=16 |
Ср.(%)
N=57 |
Низк.(%)
N=19 |
||
низкий | 28,3 | 21 | 39,6 | 5 | 31,25 | 33,3 | 15,9 |
умеренный | 39 | 42 | 37,7 | 40 | 25 | 43,9 | 36,8 |
выраженн | 29,4 | 37 | 22,7 | 40 | 43,75 | 21 | 36,8 |
высокий | 3,3 | 0 | 0 | 15 | 0 | 1,8 | 10,5 |
N – количество человек; Выс., Сред., Низк. –высоко, средне и низкостатусные.
Рис.1. Выраженность конфликтности (по И.Д. Ладанову) у
разностатусных студентов (по результатам социометрии)
Как видно по гистограмме, низкий уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (39,6%), затем у высокостатусных (21%). У низкостатусных низкий уровень конфликтности встретился только у одного человека (5%). Умеренный уровень встречается практически с одной частотой у всех статусных подгрупп студентов. Выраженный уровень конфликтности имеют 40% низкостатусных, 37% высокостатусных и 22,7% среднестатусных членов группы. Высокий уровень конфликтности был диагностирован у 15% низкостатусных.
Рис.2. Выраженность конфликтности (по И.Д. Ладанову) у
разностатусных студентов (по результатам референтометрии)
Как видно по Рис.2, низкий уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (33,3%), затем у высокостатусных (31,3%) и низкостатусных (15,9%). Умеренный уровень встречается у 43,9% среднестатусных, 36,8% низкостатусных и 25% высокостатусных. Выраженный уровень конфликтности имеют 36,8% низкостатусных, 43,7% высокостатусных и 21% среднестатусных членов группы. Высокий уровень конфликтности был диагностирован у 10,5% низкостатусных и у одного среднестатусного (1,8%).
Таблица 2. Конфликтность (по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) у разностатусных студентов
Уровень
конфл. (по И.Д. Ладанову) |
Результаты
по выборке (%) (N=92) |
Результаты по
социометрии |
Результаты по референтометрии |
||||
Выс.(%)
N=19 |
Сред.(%)
N=53 |
Низк.(%)
N=20 |
Выс.(%)
N=16 |
Сред.(%)
N=57 |
Низк.(%)
N=19 |
||
низкий | 37 | 31,6 | 51 | 5 | 18,75 | 45,6 | 26,3 |
средний | 55 | 68,4 | 49 | 60 | 81,25 | 50,9 | 47,4 |
высокий | 8 | 0 | 0 | 35 | 0 | 3,5 | 26,3 |
N – количество человек; Выс., Сред., Низк. –высоко, средне и низкостатусные.
Рис.3. Выраженность конфликтности (по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) у разностатусных студентов (по результатам соцтометрии)
На Рис.3 отражено, что уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (51%), затем у высокостатусных (31,6%). У низкостатусных членов группы низкий уровень конфликтности был диагностирован только у одного человека (5%). Средний уровень встречается у 49% среднестатусных, 60% низкостатусных и 68,4% высокостатусных. Высокий уровень конфликтности был диагностирован только у низкостатусных членов группы (у семи человек, 35%).
Рис.4. Выраженность конфликтности (по методике Е.П. Ильина и П.А. Ковалева) у разностатусных студентов (по результатам референтометрии):
На данной гистограмме видно, что низкий уровень конфликтности наиболее выражен у среднестатусных членов группы (45,6%), затем у низкостатусных (26,3%) и высокостатусных (18,7%). Средний уровень встречается у 50,9% среднестатусных, 47,4% низкостатусных и 81,3% высокостатусных. Высокий уровень конфликтности был диагностирован у низкостатусных членов группы (у пяти человек, 26,3%) и у двух среднестатусных (3,5%).
Для выявления взаимосвязи конфликтности и статусного положения студента в учебной группе был проведен корреляционный анализ.
Таблица 3. Корреляция показателей конфликтности и показателей социометрических выборов
Корреляция | Конфликтность
(по И.Д. Ладанову) |
Конфликтность (по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву) |
|
Po Спирмана | Соц-я | — 0,239* | — 0,226* |
Знач. | 0,022 | 0,031 | |
* корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) | |||
** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) |
В результате корреляционного анализа взаимосвязи уровня конфликтности и социометрического статуса по коэффициенту Po Спирмана были получены значимые отрицательные корреляции между:
1) Социометрическими выборами и конфликтностью (по И.Д. Ладанову) p = — 0,239, p<0,05.
То есть чем больше выборов и, соответственно, выше социометрический статус студента в группе, тем ниже уровень его конфликтности.
2) Социометрическими выборами и конфликтностью (по Е.П. Ильину, П.А. Ковалеву) p = — 0,226, p<0,05.
Это также означает, что высокостатусные члены группы являются менее конфликтными, чем низкостатусные.
Корреляционный анализ взаимосвязи уровня конфликтности и референтометрического статуса по коэффициенту Po Спирмана значимых корреляций не показал.
Таблица 4. Корреляция показателей конфликтности и показателей референтометрических выборов
Корреляция | Конфликтность
(по И.Д. Ладанову) |
Конфликтность
(по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву) |
|
Po Спирмана | Соц-я | — 0,160 | — 0,066 |
Знач. | 0,126 | 0,535 | |
* корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя) | |||
** корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя) |
Для оценки различий в уровнях конфликтности у высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов группы, выявленных по результатам социометрии, был использован критерий U – Манна – Уитни.
Таблица 5. Оценка различий в уровнях конфликтности у высокостатусных, среднестатусных и низкостатусных членов группы (выявленных по результатам социометрического исследования)
Конфликтность |
Социометрический статус |
||
Выс. и Сред. | Выс. и Низк | Сред. и Низк. | |
Конфликтность по И.Д. Ладанову
Выс: m = 35,58 Сред: m = 30,98 Низк: m = 42,6 |
|||
Uэмп = 341;
p ≤ 0,05 |
Uэмп =100;
p ≤ 0,01 |
Uэмп = 171;
p ≤ 0,01 |
|
Конфликтность по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву
Выс: m = 18,32 Сред: m = 14,89 Низк: m = 44,45 |
|||
Uэмп = 306,5
p ≤ 0,01 |
Uэмп =101;
p ≤ 0,01 |
Uэмп =157;
p ≤ 0,01 |
|
Uэмп = 405
зона незначимости |
Uэмп = 109,5
p ≤ 0,05 |
Uэмп = 360,5
p ≤ 0,05 |
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- Высокостатусные члены группы обладают более высоким уровнем конфликтности (по И.Д. Ладанову значимость p ≤ 0,05; по Е.П. Ильину и П.А. Ковалеву значимость p ≤ 0,01) по сравнению со среднестатусными.
- Низкостатусные члены группы имеют более высокий уровень конфликтности (по методикам И.Д. Ладанова, Е.П. Ильина и П.А. Ковалева — значимость p ≤ 0,01) по сравнению с высокостатусными и среднестатусными.
Таким образом, в результате корреляционного анализа по коэффициенту Po Спирмана, а также применения U – критерия Манна-Уитни, была частично доказана гипотеза данного исследования о том, что низкостатусные члены группы имеют более высокий уровень конфликтности по сравнению с высокостатусными и среднестатусными членами группы. Описанная в гипотезе взаимосвязь прослеживается только у статусных категорий, выявленных в результате социометрического исследования, а между уровнем конфликтности личности и референтометрическим статусом в группе значимых связей не обнаружено.[schema type=»book» name=»ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЯ КОНФЛИКТНОСТИ ЛИЧНОСТИ С ЕЁ СТАТУСНОЙ ПОЗИЦИЕЙ В СТРУКТУРЕ ГРУППЫ» description=»целью данного исследования являлось изучение взаимосвязи уровня конфликтности личности с её статусной позицией в структуре учебной группы. По результатам исследования было получено, что низкостатусные члены группы имеют более высокий уровень конфликтности по сравнению с высокостатусными и среднестатусными членами группы.» author=»Красило Татьяна Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]