Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Современная система образования предъявляет руководителю любого уровня и звена современной общеобразовательной школы ряд требований, которые нашли своё отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения.

Так, проблема изучения личностных особенностей руководителей общеобразовательной школы является одной из самых актуальных и значимых как в психолого-педагогической науке, так и в образовательной практике, решение которой позволит повысить успешность и эффективность управленческой системы в сфере, связанной с педагогической деятельностью работников образования.

Психодиагностическое исследование проводилось методом тестирования с применением классических методик, используемых в практике как отечественных, так и зарубежных психологов: «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р.Кэттэлла; «Самоактуализационный тест» Э.Шострома.

Результаты опытно-экспериментального исследования с применением Шестнадцатифакторного личностного опросника Р.Кэттэлла представлены по шкалам на рис. 1.

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 1. Представление дифференциальных данных по методике «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла

Примечание: Фактор МD — «Адекватность Самооценки»; A — «Замкнутость — Общительность»; B — «Интеллект»; С — «Эмоциональная устойчивость — неустойчивость»;      E — «Подчиненность — доминантность»; F — «Сдержанность — экспрессивность»; G — «Анархизм — Высокая нормативность поведения»; H — «Робость — смелость»; I — «Жесткость — чувствительность»; L — «Доверчивость — Подозрительность»; M — «Практичность — Развитое воображение»; N — «Прямолинейность — Дипломатичность»; O — «Уверенность в себе — Тревожность»; Q1 — «Консерватизм — Радикализм»; Q2 — «Конформизм — Нонконформизм»; Q3 — «Низкий самоконтроль — Высокий самоконтроль»; Q4 — «Расслабленность — Напряженность».

Результаты фактических данных, полученных с помощью методики «Самоактуализационный тест» Э. Шострома по одиннадцати шкалам представляет собой следующее (см. Рис. 2):

ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Рис. 2. Представление дифференциальных данных по одиннадцати шкалам методики «Самоактуализационный тест» Э. Шострома

Примечание:  1 — шкала «ориентация во времени»;  2 — шкала «ценности»; 3 — шкала «взгляд на природу человека»;  4 — шкала «потребность в познании»;  5 — шкала «стремление к творчеству»; 6 — шкала «автономность»; 7 — шкала «спонтанность»;  8 — шкала «самопонимание»;  9 — шкала «аутосимпатия»;       10 — шкала «контактность»; 11 — шкала «гибкость в общении».

Качественный анализ полученных данных исследования позволил нам прийти к выводу о том, что выдвинутая на начальном этапе работы наша научная гипотеза нашла свое подтверждение. В частности, мы предполагали, что психологический портрет личности современного руководителя системы образования не в полной мере соответствует тому «идеальному образу», который определен требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

Сравнительный анализ «реального» и «идеального» психологического портрета личности руководителя современной общеобразовательной школы представлен в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ «реального» и «идеального»

психологического портрета личности руководителя

 современной общеобразовательной школы

Психологический портрет личности «реального» руководителя общеобразовательной школы Психологический портрет личности «идеального» руководителя                   общеобразовательной школы
1. Имеет средний уровень самооценки, стремится к саморазвитию, но иногда ему не хватает терпимости и любви по отношению к себе. 1. Имеет чуть «выше среднего уровня» или высокую адекватную самооценку, принимает себя таким, какой есть, но постоянно самосовершенствуется.
2. Обладает некоторой ригидностью в общении.

Замкнут, безучастен, не способен устанавливать долгие и тесные контакты с окружающими людьми.

Не уверен в своей привлекательности, в том, что он интересен собеседнику и общение с ним может приносить удовольствие.

Скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве.

Не имеет близких друзей,  с которыми может быть откровенным.

В связи с этим у такого руководителя могут возникать различные трудности в общении, конфликтные ситуации, которые он не всегда способен вовремя разрешить.

2. Имеет способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими.

Любит  быть среди людей, вступать во взаимодействие, устранять конфликты и сглаживать конфликтные ситуации посредством своей добросердечности, искренности, естественности и непосредственности поведения и отношений, доверчивости, не боязни критики, яркого эмоционально-положительного  реагирования на социальный контакт.

Внутренне всегда готов к общению и взаимодействию, проявляет эмоциональное неравнодушие к тому, кто от него зависит.

3. Обладает способностью к дальнейшему саморазвитию и самосовершенствованию в своей профессии, но иногда выход из «зоны комфорта» бывает затруднителен;        имеет невысокую познавательную потребность. 3. Использует каждый момент как возможность духовного и личностного роста, способен воспринимать проблему как интересную задачу, которую нужно и хочется решить, имеет высокую потребность в познании.
4. Подвержен фрустрациям. Имеет неадекватность в проявлении чувств; переменчивость интересов и           лабильность настроений.

Слабо управляет своими эмоциями;                                                         в то же время опасается открыто выражать свои чувства, ему не хватает лёгкости, естественности, доверия к себе и к миру.

Легко утомляется от нагрузок, так как может забыть про отдых.

4. Выдержан, эмоционально зрел, работоспособен, реалистически (положительно) настроен.

Имеет стойкое чувство уверенности в своих способностях и возможностях при гармоничном сочетании с искренним доверием к окружающему миру и другим людям.

Отличается постоянством  интересов, отсутствием нервного утомления.

5. Излишне уступчив, слабоволен, имеет проблемы с подчинёнными, которые пользуются его слабыми сторонами личности; зависим, склонен брать на себя вину других людей, тревожится о возможных ошибках, которых еще не успел совершить; избегает чрезмерной ответственности и принятия самостоятельных решений; обладает внешней поддержкой, в большей степени подвержен влиянию внешних сил; поведение больше ориентировано на мнение других, а не собственное. 5. Наблюдается педагогический такт, адекватность самооценки и оценивания других; умение уступить в необходимых ситуациях и отстоять свою точку зрения; умение понять, принять, поддержать и помочь другому человеку; имеет способность к рефлексии; с уважением относится к личности другого человека, но принимает решения как «авторитет», не боясь брать ответственность на себя; обладает внутренней поддержкой; в основном руководствуется внутренними принципами и мотивацией.
6. Чрезмерно осторожен, рассудителен, всё усложняет, пессимистически настроен, озабочен своими делами и проблемами, иногда беспокоится о будущем,  ожидая неудач; сдержан в проявлении своих естественных эмоций. 6. Жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен; социальные контакты для него эмоционально значимы; эмоциональность и динамичность приводит к тому, что он часто становится лидером; может увлечь и повести за собой.
7. Склонен к непостоянству;                         легко бросает начатое дело, ленивый, недобросовестный, эгоистичный;                                                       не прилагает усилий к выполнению общественных требований и культурных норм;                                                 презрительно относится к моральным ценностям;                                                  ради собственной выгоды иногда способен на нечестность и обман;                           может не сдерживать свои обещания или забывать про просьбы других. 7. Ответственен, добросовестен, проявляет стойкость моральных принципов; порядочен не потому, что это может оказаться выгодным, а потому, что не может поступить иначе по своим убеждениям; во всем любит порядок; высокая добросовестность и сознательность обычно сочетаются с хорошим самоконтролем и стремлением к утверждению общечеловеческих ценностей, иногда в ущерб личным, эгоистическим целям.
8. Стремится к благожелательности по отношению к другим людям; доверчив, что не всегда адекватно ситуации;                иногда в общении отсутствует проницательность, может быть прямолинеен вплоть до грубости; неадекватно воспринимает критику в свой адрес. 8. Имеет развитую эмпатийность, что соотносится с высокой способностью человека чувствовать проблемы окружающих; отличается великодушием и склонен к снисхождению, прощению и принятию ошибок других людей; адекватен к критике в свой адрес, и в меру самокритичен.
9. В разумных пределах стремится к творческому самовыражению; склонен к консервативности, ригидности, устойчивости по отношению к традиционным трудностям; знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых; с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям; противится переменам, не ищет новых способов решения проблем. 9. Имеет самобытное независимое мировоззрение и свою собственную, неповторимую манеру поведения;

имеет множество интеллектуальных интересов, аналитичность мышления; стремится быть информированным по поводу научных, политических, и житейских проблем, но никакую информацию не принимает на веру, старается всё проанализировать и понять самостоятельно; решает всё по-новому.

10. Более ли менее адекватно оценивает свои способности, знания и компетентность в каких-то профессиональных вопросах; при положительном настрое находит в себе силы для дальнейшего саморазвития; иногда склонен впадать  в зависимость от своих подчинённых,                                  ищет у других поддержки и одобрения своих действий. 10. Стремится к людям, чувство коллективизма сочетается с  самостоятельностью и независимостью; имея собственное мнение, не стремится навязать его окружающим; старается  прислушиваться к общественному мнению, но имеет внутреннюю силу остаться при своей позиции; любит и уважает людей, но не нуждается в одобрении и поддержке.
11. Старается доводить любое дело до конца, хотя не всегда действует упорядоченно и планомерно; иногда не способен отделить главное от второстепенного; старается жить настоящим моментом, но иногда вспоминает прошлые промахи или тревожится о будущем; не полностью принимает себя, таким, каков есть в действительности, склонен ставить нереальные цели. 11. Организован и целеустремлён; чаще всего действует планомерно и упорядоченно, упорно преодолевает препятствия на пути к достижению цели, не разбрасывается по мелочам; правильно ориентирован во времени, рассматривая его в единстве прошлого, настоящего и будущего; не обременён чувством вины и сожаления; вера в будущее опирается на реалистичные планы.
12. Склонен к манипулированию другими людьми, не осознаёт важность общечеловеческих ценностей в собственной жизни; бывает несправедлив;                         не всегда отделяет ситуацию от личности, полагает, что зло – характерное свойство человека. 12. Строит доверительные отношения с другими людьми, стремится к истине, самодостаточности, красоте, добру, порядку и справедливости; считает, что в природе человека сосуществуют добро и зло, бескорыстие и корыстолюбие, бесчувственность и чувствительность.
13. Проявляет толерантность и терпимость по отношению к другим только тогда, когда это взаимно; проявляет толерантность время от времени. 13. Имеет высокий уровень развития толерантности как независимой способности к признанию и принятию личностных прав другого.
14. Склонен реагировать на стрессовые факторы; не  умеет выделить себя из ситуации, ему бывает трудно «подняться над проблемой» и принять такое решение, которое вывело бы всех участников взаимодействия на более высокий уровень развития; тип реагирования зависит от темперамента. 14. Отличается жизненным благополучием – он успешен и привлекателен не только в профессиональной сфере, но и в личностном пространстве;  он характеризуется эмоциональной устойчивостью; его трудно вывести из равновесия вне зависимости от особенностей типа его темперамента.

В данной таблице представлены данные, которые имеют «расхождение» между «реальным» и «идеальным» образом руководителя современной системы образования.

Так, большинство исследованных нами руководителей имеют средний или «адекватный» уровень самооценки; обладают некоторой замкнутостью, ригидностью и излишней строгостью к оценке людей; имеют способность к дальнейшему самосовершенствованию и саморазвитию в педагогическом мастерстве.

По показателю эмоциональной устойчивости–неустойчивости выявлена эмоциональная ригидность (неспособность адекватно реагировать). Есть опасность развития в поведении и общении крайней нечувствительности, эмоциональной холодности вплоть до равнодушия.

По фактору подчинённость–доминантность выявлены слабоволие и излишняя уступчивость. Могут быть проблемы во взаимоотношениях с подчинёнными, которые рано или поздно начнут «пользоваться» этими «слабыми сторонами личности» руководителя, и в результате перестанут слушаться, начнут играть на чувствах руководителя и манипулировать ими.

Также у большинства участников нашего исследования была обнаружена склонность к чрезмерной осторожности, рассудительности, к привычке всё усложнять, пессимистичности, озабоченности делами и проблемами.

Они склонны к непостоянству, легко бросают начатое дело, не прилагают особых усилий к выполнению общественных требований и культурных норм, ради собственной выгоды; иногда склонны на неискренности.

В целом, умеют противодействовать усталости при работе с людьми и выдерживать большие эмоциональные нагрузки, и в то же время не слишком восприимчивы к ситуациям угрозы. У них наблюдается способность к эмпатии и сочувствию к окружающим, сопереживанию, пониманию других людей.

При желании они могут быть благожелательны по отношению к другим людям, терпимы, уживчивы; свободны от зависти; в разумных пределах стремятся к творческому самовыражению.

Исследование так же показало, что у большинства испытуемых может отсутствовать проницательность, иногда они могут быть прямолинейны вплоть до грубости, однако при благоприятном стечении обстоятельств – достаточно адекватно оценивают свои способности, знания и компетентность и способны найти в себе силы к дальнейшему саморазвитию.

Большинство руководителей обладают консервативностью, ригидностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, они знают, во что должны верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищут иных; с сомнением относятся к новым идеям, склонны к морализации и нравоучениям. Они противятся переменам и не интересуются аналитическими и интеллектуальными соображениями.

Развивают в себе способности прислушиваться к общественному мнению, но в то же время, имеют внутреннюю силу оставаться при своей позиции, если она является для них принципиальной.

Фактор самоконтроля показал, что большинство старается доводить всякое дело до конца, хотя не всегда действует планомерно и упорядоченно.

В целом, при определённой доле желания и силы воли, они могут распределять свое время на время активной, плодотворной работы и время необходимого отдыха для стабилизации равновесия и жизненных сил.

Таким образом, в связи с гипотезой нашего исследования о том, что реальный (современный) руководитель не в полной мере соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, мы сделали выводы о том, что психологический портрет реального (современного) руководителя не соответствует психологическому портрету идеального руководителя на 14 пунктов, представленных в таблице 1, из 29 возможных.

Практическая значимость нашего исследования заключается в перспективе максимальной реализации самого руководителя как личности и профессионала, а так же его способности и возможности раскрывать и актуализировать развитие личности каждого относящегося к его организационной системе.

 

Список литературы:

  1. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Актуализация проблемы развития личности полисубъектного руководителя. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – №3 (17). С. 76-78.
  2. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. Психологическая готовность учителя начальных классов к работе в современном образовании в рамках ФГОС. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2015. – №1 (19). С. 138-142.
  3. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Модификация методики исследования стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде. / Российский научный журнал. — 2015. — 2 (45). — С. 167-171.
  4. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. / Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (https://ce.if-mstuca.ru/)
  5. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал № 2 (09). Сентябрь 2014 (https://ce.if-mstuca.ru/).
  6. Фалунина Е.В., Левченко Е.Г. Некоторые аспекты толерантности – новый взгляд на природу понятия. / Российский научный жур­нал. — 2013. — 3 (34). — С. 158-166.
  7. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Ценностные ориентиры и базовые принципы системы подготовки бакалавров психолого-педагогического направления. / Российский научный жур­нал. — 2013. — 5 (36). — С. 125-132.
  8. Фалунина Е.В. Актуализация психологических проблем пространства современного образования / ФГОС: инновационный ресурс развития образования : материалы I межмуниципальной научно-практической конференции (Братск, 25 апреля 2013 г.) – Братск, 2013. – С. 14-25.
  9. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Понятие народной педагогики, ее содержание и возможности в формировании культуры межнационального общения. / Российский научный жур­нал. — 2013. — 5 (36). — С. 117-124.
  10. Фалунина Е.В., Мирошниченко Е.В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентностного подхода. / Российский научный жур­нал. — 2014. — 1 (39). — С. 111-116.
  11. Фалунина Е.В., Непомнящих М.С. Обоснование программы работы психолога с педагогами системы образования. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2015. – №1 (19). С. 143-147.
  12. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности у будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования. / Вектор науки ТГУ, Серия: Педагогика, психология. 2013 № 4 (15). С. 295-299.
  13. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Пути решения проблемы развития толерантности личности будущих педагогов в условиях высшего образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Меж­вузовской научной конфе­ренции 21 апреля 2014 года. – Братск: Изд-во БрГУ, 2014. – С. 208-214.
  14. Фалунина Е.В., Чекмарева Т.Н. Актуализация проблемы развития толерантности личности будущих педагогов в условиях высшего профессионального образования. / Вектор науки Тольяттинского государственного университета Серия: Педагогика и психология. № 1 (16) 2014. С. 216-220.
  15. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. Научный взгляд на ценностные ориентиры и базовые принципы работы учителя в рамках ФГОС нового поколения. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – №4 (18). С.95-102.
  16. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы профессиональной подго-товки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» – международный информационно-аналитический журнал № 2 (09). Сентябрь 2014 (https://ce.if-mstuca.ru/) https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media/?id=534547
  17. Фалунина Е.В., Горяева К.С. Развитие навыков бесконфликтного взаимодействия подростков в условиях детского лечебно-оздоровительного лагеря. / Научно-практический журнал «Аспирант». – 2015. – №6 (2). С. 29-33.[schema type=»book» name=»ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ» description=»В статье представлены данные научного исследования личностных особенностей руководителей современной общеобразовательной школы. В работе использованы психологические методы диагностики с применением классических методик, применяемых в практике отечественных и зарубежных психологов. В результате исследования проведен сравнительный анализ личности современного руководителя школы в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта.» author=»Самойленко Наталия Александровна, Фалунин Василий Фидэльевич, Фалунина Елена Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-30″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found