Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ДУХОВНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ДУХОВНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Признав одним из важнейших качеств в структуре музыкальной одаренности «духовность», мы рассматриваем это качество как изначально заложенный фундамент личности, на котором рассматривается система компонентов музыкальной одаренности.

Концепция духа и духовности восходит к латинскому слову spiritus, означающему «дыхание». Современный термин «духовность» соотносится с такими понятиями, как «степень усвоения личностных духовных ценностей, свойство развитого сознания человека, выраженное в его интеллектуальном, творческом и этическом потенциалах» [13, с.141];  одним из путей «здорового нравственного развития» [1, с.47].

О высоком достоинстве музыки и пения и о их благотворном влиянии на людей много говорили и философы, и музыканты, и педагоги  всех времен. Действительно, роль музыки в истории человечества трудно переоценить. Музыка, как никакой другой вид искусства, является высоким носителем духовности и нравственности. Определяя главным делом своей жизни музыку, Н.И.Ануфриева [2] отмечает, что искусство, являющееся одной из форм чувственного познания, играет значительную роль в духовном постижении действительности. Оно представляет собой один из значительных элементов культуры, который аккумулирует на протяжении многовековой истории человечества художественно-эстетические ценности. Музыка – один из самых сложных и многозначных видов искусства, обращенных непосредственно ко внутреннему миру человека.

Музыкальная культура сформировалась в результате взаимодействия церковного и светского искусства. Из первоначального религиозного синкретизма развились отдельные виды искусства, религия дала основы морали и права, формировала эстетические и нравственные идеалы, явилась источником вдохновения в творческой деятельности. Эстетические и этические ценности хорового пения использовались в религиозных обрядах древних народов Китая, Индии, Египта, Иудеи.

Организованное хоровое пение известно на протяжении трех тысяч лет. Эпоха Античности явилась важной ступенью в социально-экономическом и духовном развитии человечества. Созданные в эту эпоху духовные сокровища стали основой европейской культуры. В Древней Греции хор (певческий коллектив) был обязательным участником действия трагедии, олицетворяющий народ или голос рассказчика, комментирующего события, происходящие на сцене. Понимая важность хорового пения, которое, по словам Платона Афинского, есть «божественное и небесное занятие, укрепляющее все хорошее и благородное в человеке» [9, с. 165-167], древние греки считали его одним из элементов образования, а слово «необразованный» трактовали как «не умеющий петь в хоре».Аристотель в VIII книге «Политики» писал о музыке как средстве воспитания: «Как все безвредные развлечения, она не только соответствует высшей цели (человеческой жизни), но доставляет к тому же и вдохновение» [9, с. 182], «музыка способна оказывать воздействие на нравственную сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи» [3, с. 217].

Для средневекового аскетичного мировоззрения всякая красота как прелесть (прельщение) осуждалась и считалась обманом, скрывающим истину. Музыке отводилась роль вспомогательного средства для более глубокого усвоения религиозных истин. Роль искусства заключалась в усилении эмоционально-нравственного эффекта при богослужении, в результате чего оно стало приобретать скорее прикладное, нежели фундаментальное, значение. Музыка была важным средством эстетизации церковных обрядов, наделения их эмоциональным смыслом, художественностью, главная задача которой заключалась в воспитании религиозной нравственности.

Ренессанс покончил с аскетизмом средних веков, взяв на вооружение культурные достижения античности, наполнив их новым смыслом. Культ гармонии, телесной и духовной красоты, силы здоровья, чувственного восприятия жизни становится каноном искусства эпохи Возрождения. Это имело определяющее значение для развития форм эстетического воспитания. Светская направленность воспитания проявилась в расширении масштабов и содержания музыкального обучения в церковно-приходских школах, детских приютах, «консерваториях» и т.д. Гуманистический характер эпохи Возрождения направлен на формирование образованного, нравственно совершенного и физически развитого индивида с четко выраженной социальной ориентацией. Новые идеалы обусловили появление новой цели воспитания – всестороннего развития личности, что отразилось в целом ряде трактатов о воспитании, в каждом из которых непременно оговаривались значение и роль искусства в воспитании. Среди них – «О благородных нравах и свободных науках» Пауло Верджерио, «О воспитании детей и их добрых нравах» МатеоВеджио, «О порядке обучения и изучения» БаттистоГуарино и другие.

В XVIII в. – в эпоху Просвещения одной из главных была идея, заключавшаяся в том, что посредством искусства и эстетического воспитания можно поднять человека до уровня свободной общественной, политической и нравственной жизни (идеал просвещенного человека).

При изучении музыкальной одаренности Г.Ревеш исходил из того, что «само понятие одаренности неразрывно связано с личностным, духовным ростом человека и потому период между 13 и 20 годами, когда ведущим оказывается личностное развитие, имеет наибольшее значение для проявления одаренности» [15,   с.230].

Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму музыкального искусства России – пение. В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIIIв.развивалась главным образом в этом направлении.

В России источником музыкального образования были возникшие в XIвеке церковно-певческие школы[6]. В них создавались песнопения, которые сопровождали богослужения в храме. Если народное пение заложило основы вокального искусства, то источником методики обучения до середины XIX в. было церковное пение: в нем начала создаваться профессиональная школа хорового исполнительства.Важные эстетические позиции конкретизировались в педагогических работах видных русских педагогов.Идею «цельной личности как идеала воспитания» предлагает М.М.Рубинштейн. Под цельной личностью им понималось «телесно и духовно, всесторонне индивидуально развитая, жизнеспособная, социальная, самодеятельная, культурно-нравственная сила» [4, с.138].

В изучении проблем музыкального воспитания школьников важную роль сыграло исследование известного отечественного психолога Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей»[18].Развитие духовности в  процессе музыкальной деятельности Б.М.Теплов характеризует так: «значительным музыкантом может быть только человек с большим духовным – интеллектуальным и эмоциональным – содержанием» [18, с. 27].   По словам Б.М.Теплова, для того чтобы стать хорошим музыкантом и понять музыкальный язык, необходимо овладеть достаточным багажом знаний, умений и навыков, необходимо «быть человеком большого ума и большого чувства»[18, с. 27].

А.И. Щербакова, продолжая мысль Б.М.Теплова, определяет  музыку как область, рождающую знание-переживание, следовательно, по ее мнению, вопросы познания нельзя изолировать от самопознания, поскольку эмоции и интеллект рассматриваются в непрестанном взаимодействии. Автор, определяя феномен музыкального искусства, роль музыки и музыкального образования в современном постиндустриальном обществе, пишет, что  обращение к музыке исключает отстраненность, безжизненность, кабинетно-научную объективность, так как «это включение всего духовного потенциала человека, сотворческий ансамбль ума и сердца, гармоническое единение эмоции и интеллекта, поскольку объект познания – Музыка» [21, c.14].

С.М.Каргапольцев [10]вводит термин «эмоционально-нравственная отзывчивость», которая, по словам автора,   «является обобщающим названием многообразных проявлений небезразличного отношения человека к переживаниям других людей, живущих существ, антропоморфизированных (наделенных человеческими чертами) объектов. Предлагаемое название педагогически конкретизирует данную способность в плане эмоциональной (эмотивной) сути, подчеркивает ее неотделимость от высоких идеалов нравственности, гуманности, альтруизма» [10,c. 4].

Т.Н.Панаева в рассмотрении развития творческого потенциала личности будущего учителя-музыки отмечает, что «музыка, как самый эмоциональный вид искусства, отражающий действительность в звуковых, художественно ценностных образах, обладает мощным воспитательным потенциалом в силу своей позитивной концептуальной сущности и материальной основы, которой является звук как наиболее сильный сенсорный раздражитель» [14, с.3].

Говоря о коммуникативно-знаковой природе музыкальной пред­метности, Г.С.Тарасов[17] обозначает   предметно-духовную содержательность, являющуюся сплавом «внешней предметности, заложенной в самой ткани произведения и внут­ренних состояний субъекта музыкальной деятельности, отра­жающего музыку в соответствии с социально-эстетическими ценностями и оценками.  «Музыкальный предмет, — по словам Г.С.Тарасова, — если понимать понятие «предмет» букваль­но, в духе ныне господствующей психологической доктрины, есть понятие условное. Иное дело, если музыку понимают как предмет   особенный   —   как   объективную   форму   выражения субъективного мира человека, как форму связи субъективного и объективного, индивида и общества» [17, с. 77]. По мнению Г.С.Тарасова двойственная природа предмета по-разному преломляется в каждом из видов музыкальной деятельности. Материальная основа предметности, которая вопло­щена  в   существующем  независимо  от   субъекта  культурно-художественном  произведении   —  связана  у  исполнителя  с нотным текстом, у слушателя — с реальным звучанием. На основе этой материально-зафиксированной предметности рож­даются ее социально-ценностные, нравственно-идеологические, духовно-эстетические корреляты, направленные в сторону со­циума и связанные в то же время с конкретной личностью.

По мнению Л.А.Венгрус, «искусство хорового пения всегда было и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала общества»  [5, с.3]. Отмечая значимую роль хорового пения в период духовного становления общества  автор отмечает, что «хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким и неувядаемым профессиональным, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей, с его относительной (иногда обманчивой) простотой и доступностью, демократичностью было и остается надежным щитом отечественной и певческой музыкальной культуры, надежным и испытанным средством музыкального воспитания и повышения общественной культуры подрастающего поколения»  [5, с.3].

В.П.Ильин определяет традиции русского хорового пения, как ценнейшее богатство нашей национальной культуры. «Великий талант народа, — отмечает автор, — создал неповторимо прекрасный мир, в котором отразился весь духовный строй русского характера» [8, с.3].

Г.В.Скотникова[16]рассматривает хоровое творчество, как благоприятную сферу реализации духовных запросов личности, потребностей в общении. По мнению автора «хоровое пение есть один из способов активно-творческого освоения духовного опыта поколений» [16, с.8].

Л.Горюнова[7]предлагает взглянуть на пение как на духовное переживание, раскрывая хоровое пение  в следующих идеях:

— начало пения – вне пения;

— наблюдение ребенком звучащего Мира, переживание красоты и разнообразия этого звучания, любование миром звуков и звуками мира – источник зарождения желания петь;

— от устного к письменному; от многоголосия — к унисону; от сказывания, речитации – к пению; от мелодии человека – к песни.

Д.К.Кирнарская [11]отмечает, что ни интеллект, ни интеллектуальная активность, ни креативность, никакие другие психологические свойства и качества не определяют музыкальную одаренность в отсутствии специальных ее компонентов, связанных с природой музыкальной деятельности – выражением духовного содержания в звуковой форме.

По мнению В.Д.Шадрикова, духовные способности — это «свойства, характеризующие функциональную индивидуальность человека» [19], уста­навливающие качественную специфику поведения; это способно­сти духовного состояния, которые формируются на основе ду­ховных ценностей личности. В.Д.Шадриков [20] отмечает, что ду­ховные способности вырастают из общих способностей и явля­ются высшей стадией развития способностей; автор неоднократ­но указывает на связь и взаимопроникновение духовности лично­сти в мышление и творчество.

Мы, опираясь на основные положения культурно-исторической психологии и теории духовных способностей В.Д.Шадрикова,придерживаемся точки зрения Л.И.Ларионовой [12],которая рассматривает духовность в качестве системообра­зующего признака одаренности личности. Духовность как выс­ший уровень развития личности, по мнению Л.И.Ларионовой, проявляется во взаимодействии с социокультурной средой и формируется в процессе «врастания» ребенка в культуру. По ее мнению, «духовная личность связана со способностью творить добро, красоту, счастье для других, служить обществу» [12, с.163-164].В структуре духовности Л.И.Ларионова выделяет «две составляющие: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя связана с категорией «Я» («Я» — концепцией, направленностью личности, ее ценностными ориентациями и личностными смыслами). Внешняя связана с ка­тегорией «другой» и проявляется во взаимоотношениях со значимыми другими. Выделение составляющих духовности — услов­но, т.к. они взаимосвязаны и проявляются как во внешнем, так и во внутреннем плане личности» [12, с.164].

Таким образом, по результатам анализа исследований можно отметить, что для развития духовности как составляющей музыкальной одаренности необходимо развитие эмоциональной сферы личности в процессе вокально-хоровой деятельности, которая способствует развитию художественного восприятия мира ребенка. В процессе развития личности постепенно расширяется духовное самосовершенствование, направленное на взаимоотношение с окружающими. В процессе вокально-хоровой деятельности формируется рационально-логическое музыкальное мышление, которое воздействует на внутренний мир  личности.

 

Список литературы:

  1. Абелян Л. Хоровое исполнительство как путь духовного обогащения подростка / Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13: Сборник статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1978. – с. 47 — 54
  2. 2.Ануфриева Н.И. Развитие познавательной активности учащихся в музыкальном образовании. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н.Толстого, 2006. – 107 с.
  3. 3.Аристотель. М.: Издательский Дом Шалвы Амоношвили, 2004. – 224 с.
  4. 4.Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биогр. очерки. М.: Просвещение, 2005. -191 с.
  5. 5.Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. СПб: Музыка, 2000. – 280 с.
  6. 6.Гарднер И.А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. В 2-х т. Том 1. Сущность, система и история. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. — 498 с.
  7. 7.Горюнова Л. Пение как состояние души // Искусство в школе, 1994,  № 1. – С.30 – 34.
  8. 8.Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры. Ч.1. М.: «Советский композитор», 1985. – 232 с.
  9. 9.История эстетики // Памятники мировой эстетической мысли. – М., 1964. – Т.2.
  10. 10.Каргапольцев С.М. Музыка и развитие эмоционально-нравственной отзывчивости младших школьников. М.: «Педагогический вестник», 1994 – 88 с.
  11. 11.Кирнарская Д.К.Теоретические основы и методы оценки музыкальной одаренности: дис. … д-ра психол. наук / Дина Константиновна Кирнарская. — М., 2006. — 373 с.
  12. 12.Ларионова Л.И. Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дисс. … д-ра психол. наук / Людмила Игнатьевна Ларионова. — Иркутск, 2002. — 420 с.
  13. МихайликЕ.В.Духовная культура личности как составляющая одаренности / Построение гражданского общества: Материалы Международного гуманитарного конгресса. Иркутск: Изд-во ГОУ ВПО «Иркут.гос. пед. Ун-т», 2004. – Ч.1. – с. 139-142.
  14. Панаева Т.Н. Развитие творческого потенциала будущего учителя на основе духовного общения с музыкальным искусством: автореф. дис. … канд. пед. наук / Т.Н. Панаева. — Улан-Удэ, 2006. – 22 с.
  15. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С.Лейтеса. М.: Изд. центр «Академия», 2000 – 336 с.
  16. Скотникова, Г.В. Хоровое искусство как средство духовно-нравственного воспитания участников самодеятельных коллективов: автореф. дис. … канд. пед. наук / Г.В.Скотникова. — Л., 1989. – 16 с.
  17. Тарасов Г. С. Проблема духовной потребности (на материале музыкаль­ного восприятия). — М., 1979.
  18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.М.,2003 – 379 с.
  19. .Шадриков В.Д. Способности человека. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 -288 с.
  20. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. — М.: Логос,1999. – 269 с.
  21. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования. Часть 1. М.: ООО «Учебно-методический центр «ГРАФ-ПРЕСС», 2008. – 256 с.[schema type=»book» name=»ДУХОВНОСТЬ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ОДАРЕННОСТЬ» author=»Лосева Светлана Николаевна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found