Развитие российского общества в новых экономических условиях рыночных отношений повлияли на взаимоотношения родителей с ребенком. Однако семья остается основным фактором, влияющим на психическое развитие, социализацию ребенка и является условием для воспитания личности.
Воспитание – это целенаправленный процесс формирования личности, её индивидуальных особенностей, проявляющихся в ценностных ориентациях, мотивационнопотребностной сфере и поведении.
С точки зрения психологии воспитание – это, прежде всего, процесс социализации индивида, становление и развитие его как личности на протяжении всей жизни, когда он сам активен, в то же время испытывает влияние социальной и культурной среды. В процессе воспитания индивид обретает признанные в обществе и одобряемые им социальные ценности, нравственные и правовые нормы, качества личности и образцы поведения [3].
Мудрик А.В. рассматривает воспитание как относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется [4, 8].
В отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание» (не углубляясь при этом в частные различия, на которых настаивают те или иные авторы). Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют:
— воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т. е. фактически отождествляют воспитание с социализацией;
— воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений;
— воспитание в узком педагогическом смысле, а именно — воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений;
— воспитание в еще более узком значении — решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т. д.) [4,8].
И.П. Подласый определяет воспитание как процесс целенаправленного формирования личности, организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение цели воспитания [7, 237].
По мнению И.П. Подласого, воспитание – это главная сила, способная дать обществу полноценную личность. Он считал, что огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда. В семье обычно проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Ребенок обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья же предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. Нравственные и социальные качества личности также закладываются в семье [6,85].
Сложность воспитательного процесса в том, что его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, в процессе обучения. Между проявлениями воспитанности или невоспитанности лежит длительный период образования необходимых свойств личности. Ведь ребенок подвергается разнообразному влиянию, накапливая не только положительный, но и отрицательный опыт [7, 238].
Мы согласны мнениями ученых, так как взрослые – активные соучастники и помощники в развитии личности ребенка, главные воспитатели и главная цель воспитания – это помочь ему реализовать самого себя, своих способностей, возможностей к самовыражению и самораскрытию. Воспитательное воздействие заключается в эффективности целенаправленности и систематичности, в квалифицированном руководстве взаимоотношений школы и семьи.
Процесс взаимодействия школы и семьи – это двух сторонний процесс направленный на общение педагогов и родителей обращать внимание на недостатки в методах воспитания. Педагоги определяют конкретные факты и содержание семейного воспитания. Родители обращают внимание педагогов на аналогичные «сбои» в работе школы, связанные с недостаточностью знаний о интересах ребенка, его здоровьи, особенностях развития и жизни вне школы.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик ученика: готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни и т.д. [8].
В целях обеспечения воспитания и обучения в реализации ФГОС начального общего образования для участников образовательного процесса должны быть созданы условия, обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; эффективного использования времени, отведенного на реализацию части основной образовательной программы, формируемой участниками учебного процесса, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей), спецификой образовательного учреждения и с учетом особенностей субъекта Российской Федерации [8].
Ориентируясь на ФГОС взаимодействие школы и семьи должно основываться на принципах взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Повышение качества образования и воспитания в не разграничении функций и не снижении ответственности семьи, а в углублении воспитательного процесса за счет включения в него педагогического коллектива.
Объектом воздействия педагогов могут быть не только ребенок в семье, но и взрослые члены семьи, и сама семья в целом как коллектив. Деятельность педагогических коллективов с семьей включают в себя три основных составляющих педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую, которые неразрывно связаны между собой. Остановимся на характеристике каждой составляющей. Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности: помощь в обучении и воспитании детей [5,330].
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих в семье проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся:
-недостаточное представление родителей о целях, задачах и методах воспитания;
-отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку;
-чрезмерная строгость, проявления насилия в семье;
-перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения;
-отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др. [5,331].
Родительская общественность должна чувствовать себя соратником педагогического коллектива при разработке и реализации конкретных воспитательных задач, программ педагогического воздействия с учетом контингента данного образовательного учреждения и его семейно-бытового окружения [5,330].
В процессе взаимодействия школы и семьи учитель является связующим звеном между школой и семьёй, особенно это относится к учителю начальной школы, где он один выполняет не только обучающую, но и воспитательную функции.
Слабый контакт родителей и учителей препятствует психологическому развитию личности в образовании (активному усвоению социальных норм, развитию адаптивных способностей развивающейся личности, умению использовать собственные ресурсы и возможности взаимодействия с другими для достижения успеха) и способствует развитию потери интереса к обучению.
Характер взаимоотношений родителей и учителей нельзя представлять как полное взаимопонимание и бесконфликтное содружество, несмотря на общность их целей и задач. Разный уровень психолого-педагогической компетентности родителей и учителя может вызывать противоречия в понимании целей, задач и методов воспитания и обучения. Это порождает расхождение во взглядах, создаёт у учителя неоправданное стремление доминировать в вопросах обучения и воспитания, неуважительно относиться к мнению другой стороны, что затрудняет контакты и изначальную необходимость в сотрудничестве.
Однако родители часто по проблемам развития ребенка обращаются не к психологу, а к классному руководителю ориентируясь на то, что учитель должен знать: особенности развития ребенка; проблемы воздействия внешне средовых факторов на психику человека; ориентироваться в проблемах, которые вызваны семейной жизнью родителей или её отсутствием. Поэтому учителю важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).
Организация педагогом семинара – тренинга имеет практическое значение для повышения роли семьи в воспитании детей. Целью семинара – тренинга является повышение психологических знаний о развитии и воспитании ребенка и педагогической культуры родителей. Задачами семинара – тренинга являются:
-диагностика проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
-проанализировать точку зрения родителей самостоятельного выхода из проблемной ситуации в вопросах воспитания ребенка;
-развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;
-побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в своей семье;
-нахождение возможностей взаимодействия родителей и школы;
-способствовать пополнению знаний по вопросам обучения, воспитания ребенка в семье и школе.
Для диагностики проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье ученикам можно предложить заполнить анкету с такими вопросами:
Какое значение имеет для тебя семья?
Любишь ли ты проводить праздники с семьей?
Как ты считаешь, какую семью можно назвать счастливой?
Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была чем-то похожа на ту семью, в которой ты растешь?
Что бы ты изменил?
Так же учащимся можно предложить тест «Рисунок семьи», который может дать анализ состава и отношений между членами семьи.
Для родителей, также можно предложить поучаствовать в анкете:
Что такое семья для вас?
Что более всего заботит вас?
Какое место занимает в вашей семье ребенок?
Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы будущая семья была похожа на вашу?
Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?
Что для вашего ребенка вечер, проведенный дома?
Исходя из результатов, можно вынести на обсуждения те проблемные вопросы, которые касаются семьи, определяется проблема, анализируются межличностные отношения в семье и положение в ней ребенка [2].
Занятия семинара – тренинга предусматривают просвещение родителей по вопросам:
-воспитания детей в семье с учетом пола и возраста, развития психики ребенка в онтогенезе, развитие представлений об общении в детском возрасте;
-взаимоотношения различных поколений в семье и методах педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;
-значения для развития самовоспитания, его организации, роли семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;
-педагогической и социально-психологической готовности родителей к воспитанию детей;
-значения личного примера и авторитета родителей в воспитании детей, роли матери и отца, отношений между ними;
-использования приемов поощрение и наказание в воспитании детей в семье наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей;
-социально-психологической проблемы воспитания педагогически запущенных детей, отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;
— воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;
-значимости трудового воспитания в семье, организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье и помощи ребенку в выборе профессии;
-нравственного, физического, эстетического, полового воспитания детей;
-возникновения причин и последствий детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции и роли родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями родителей [1].
Таким образом, во взаимодействии школы и семьи в воспитании личности необходимо выделить психологические и педагогические компоненты деятельности.
К психологическим компонентам относится:
-консультирование родителей (например, в период кратковременных кризисов по вопросам воспитания и обучения);
-социально-психологическая поддержка (в создание благоприятного микроклимата в семье);
-коррекция (межличностных отношений).
Но более эффективно эту работу может выполнять школьный психолог.
К педагогическим компонентам можно отнести три составляющие:
-организация (семейного досуга, семейных праздников, летнего отдыха с учетом интересов членов семьи и др.);
-координация (активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней, контроль процесса адаптации ребенка, помещение детей в приюты, места временного пребывания детей, содействие возвращению ребенка в семью и др.);
-информирования в вопросах семейного воспитания (обеспечение семьи информацией по вопросам обучения и воспитания, социальной защиты, аспектов: прав детей, родителей, внутрисемейных отношений, медико-физиологического развития детей и пр.) [5].
Основные направления реформы общеобразовательной школы ориентируют педагогов на усиление помощи семье и поднятие ее ответственности за воспитание подрастающего поколения. Взаимодействие школы и семьи направлено широкое вовлечение родителей в воспитательную работу с учащимися. Школа и семья выступают как два неотъемлемых субъекта в воспитании личности и их действия должны быть взаимосвязаны между собой и укладываться в единую систему.
Литература:
- Акутина С.П. Воспитание: семья и школа. // Классный руководитель. – – №7. – С. 26-43.
- Брюхова В.М. Партнерство семьи и школы – М.: Чистые пруды, 2007 – 32с.-(Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой» .Вып 4 – 31 с.
- Демидова И.Ф., Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс».– 2003. – 286с.
- Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 200 с.
- Пидкасистый П.И. Педагогика: учебное пособие /под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Издательство Юрайт, Высшее образование,2009. – 430с.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2001, – Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
- Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учебник для студентов педагогических колледжей / И.П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 464с.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (в ред. приказов Мин. обр. науки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357).[schema type=»book» name=»ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА» author=»Евсюкова Наталья Ивановна, Андрианова Екатерина, Сафронова Александра» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]