Link slot gacor adalah pilihan unggulan untuk menikmatislot gacordengan fitur modern, RTP tinggi, dan kesempatan meraih maxwin setiap hari. Temukan keseruan bermainslot onlineserver Thailand yang terkenal stabil dan gacor di tahun 2025. Proses deposit instan memudahkan kamu menjajalslot qrisdengan RTP menguntungkan di IJP88. Saksikan juga serunyastreaming boladalam kualitas tinggi dan koneksi anti-lag di setiap pertandingan. Jangan lewatkan jugaslot gacor terbaruuntuk update game dan promo terkini dari situs terpercaya. Kamu juga bisa cobasitus slot gacordengan koleksi game lengkap dan RTP tinggi. Jangan lupa nikmati juga slot gacor maxwin yang bisa jadi pilihan utama di antara banyak situs populer. Untuk kemudahan transaksi, gunakan layananSlot Danasebagai metode deposit yang cepat dan aman. Coba juga berbagai slot demo gratis untuk latihan dan hiburan tanpa risiko.
Адаптация, как психолого-педагогическая проблема студентов-первокурсников высшего учебного заведения | Евразийский Союз Ученых - публикация научных статей в ежемесячном научном журнале
Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Адаптация, как психолого-педагогическая проблема студентов-первокурсников высшего учебного заведения



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Адаптация, как психолого-педагогическая проблема студентов-первокурсников высшего учебного заведения // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, переосмыслением ценностей и норм взаимодействия человека с миром. Скорость социальных изменений и скорость индивидуального развития, по мнению ученых несоизмеримы: динамика социальных изменений превосходит динамику способностей личности адаптироваться к ним. Социально-экономические перемены обусловили закономерное возвращение к личности. Сегодня выпускники средних и высших профессиональных образовательных заведений обладают обширными, «энциклопедическими» знаниями, хорошо ориентируются в последних достижениях науки и техники, но отсутствуют качества, столь необходимые сегодня в сложных условиях конкуренции, постоянного обновления производства: умение самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, вступать в деловые взаимоотношения с участниками производственного процесса, потребность в самовоспитании, саморазвитии.

Проблеме адаптации и дезадаптации к условиям образовательных учреждений посвящено достаточно большое количество отечественных и зарубежных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Ананьева, Л.С. Рубинштейна, А.А. Ухтомского и др. являются научно-методологической основной обоснования адаптации как общебиологического и психологического свойства живых организмов.

Aдаптация – это нормальное, естественное явление. Образование сегодня напрямую зависит от общественного сознания, социокультурных перемен в обществе.

В процессе обучения главное внимание уделяется не только знанию и пониманию, умению применять полученные знания на практике, но и развитию личностного потенциала студентов. Этому способствует профилирование обучения, которое строится на ряде основополагающих принципов.

  1. Личностно – деятельностный подход, который предполагает, что в центре обучения находится сам студент – его мотивы, цели, интересы, т.е. студент как личность. Учебные достижения определяются каждым студентом индивидуально.

Взаимодействие студентов и преподавателей играет роль такого фактора, который направляет, корректирует, оценивает, стимулирует процесс практической деятельности. Основными принципами организации социокультурного пространства в высшем учебном заведении является интегративно-культурологический, личностно-деятельностный и личностно-ориентированный, обеспечивающие эффективность изучения и учета личностных особенностей всех участников образовательного процесса, развитие духовной культуры и нравственности личности, раскрытие творческого потенциала студентов.

Структурными элементами социокультурного пространства адаптации студентов к условиям обучения являются: активационно-деятельностный, личностный, информационно- когнитивный.

Итак, социокультурное пространство адаптации студентов к условиям обучения, представленное как система взаимоотношений субъектов, включает в себя: нравственно-гуманистическую направленность (направленность на культуру студента, принятие его таким, каков он есть, ответственность за его судьбу, образованность), мотивы, цели, способности к осуществлению профессиональной деятельности будущих выпускников и педагогической деятельности преподавателей; требует совокупности знаний, умений, форм и способов их использования в постоянно меняющейся обстановке и передачи этих умений студентам.

Таким образом, под «адаптацией студентов мы понимаем становление личностных качеств студентов (активность, самостоятельность, потребность в самовоспитании, личностном самоопределении и пр.) по мотивационному, когнитивному, деятельностному и эмоциональному направлениям.

В качестве исследовательской базы нами был выбран филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» в городе Кумертау. Диагностическая программа, направленная на изучение процесса адаптации студентов в социокультурном пространстве данного учебного заведения, началась с массового опроса. В нем приняло участие 127человек: 17 преподавателей и 110 студентов 1-х курсов очного и вечернего отделений. Целью опроса было выявление реального состояния проблемы адаптации студентов в высших учебных заведениях, изучения объективных характеристик, позволяющих выявить уровень адаптации студентов, а также пути совершенствования процесса адаптации в условиях инновационных программ.

В процессе работы нами были поставлены следующие задачи:

– изучить состояние проблемы адаптации студентов  в социокультурном пространстве;

– разработать критерии и показатели оценки результативности опытно-экспериментальной работы, выявить трудности адаптации студентов;

– определить уровень положительной адаптации в соответствии с выделенными критериями, составить индивидуально-психологический портрет студента;

– разработать рекомендации по внедрению педагогических условий адаптации.

Решение поставленных  задач требовало адекватного методического обеспечения (таблица 2).

Для изучения состояния проблемы адаптации студентов  в социокультурном пространстве мы использовали метод анкетирования, который  на первом этапе экспериментальной работы стал ведущим, так как он способствовал накоплению массового материала, выявлению уровня состояния  проблемы адаптации в количественных и качественных (значимость для студентов, влияние на успеваемость, решению выбора профессии и т.п.) категориях.

Таблица 2

Задачи и методическое обеспечение исследования

адаптации студентов

Задачи исследования

Методическое обеспечение

Изучить состояние проблемы адаптации студентов  в социокультурном пространстве Опрос студентов и преподавателей, анкетирование
Выявить трудности адаптации студентов Наблюдение, анкетирование, изучение качественной успеваемости студентов
Определить уровень положительной адаптации студентов в соответствии с выделенными критериями. Составить индивидуально-психологический портрет студента Педагогическое наблюдение; психодиагностика: конструктивность мотивации (В. А. Якунин); самооценка (модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейна), ситуативная и личностная тревожность (Опросник Спилбергера). Изучение регулятивной стороны деятельности студентов
Определить концептуальные положения опытно-экспериментальной работы и выявить педагогические условия адаптации студентов в социокультурном пространстве Сопоставительный анализ результатов диагностики

Анкеты (для преподавателей и студентов) содержали вопросы открытого и закрытого типа, на которые были получены определенные суждения. Всем участникам исследования было предложено дать определение понятию «адаптация».

В качестве типичных ответов можно выделить следующие определения адаптации, данные студентами:

  1. Болезненное состояние, стресс – 38,3 %;
  2. Изменение своих привычек, отношений, «ломка» себя – 35,6 %;
  3. Установление новых отношений, дружеских связей – 17,1%;
  4. Затрудняюсь ответить – 10,2%.

Педагоги дали понятию адаптация следующие определения:

  1. Перестройка всего образа жизни, сопровождающаяся негативным отношением с окружающими – 47,3%;
  2. Приспособление к новым условиям жизни, к новым отношениям – 38,2%;
  3. Умение устанавливать новые связи, отношения, привычки – 15,4%.

Как видно из ответов респондентов, некоторые из них  отождествляют понятие адаптация с болезненными явлениями, сопровождающимися  «ломкой» старых стереотипов, стрессовыми проявлениями, что является неверным, т.к. адаптация – это нормальное, естественное явление, сопровождающее изменение условий жизни, отношений в силу  динамичности жизни индивида.

Таким образом, в ходе опроса выяснено, что подавляющее большинство опрошенных студентов и преподавателей связывают естественное явление адаптации с нарушениями в эмоциональном плане, изменениями жизненно важных установок, коммуникативного пространства и т.п.  Это приводит к утрированному отношению своего положения адаптированных, со стороны студентов, и повышенному, но не продуктивному отношению к данному процессу со стороны преподавателей.

Массовый опрос выявил также отношение студентов к адаптации, обозначенный нами степенью удовлетворенности своим положением: «Как вы оцениваете свое положение в университете: а) отличное; б) вполне удовлетворительное; в) тяжело привыкнуть к новым условиям; г) чувствую себя подавленным, не хочется учиться дальше». Результаты опроса представлены в таблице 3.

Таблица 3

Отношение студентов к своему положению в колледже

Как вы оцениваете свое положение в уч. заведении?

отличное вполне удовлетворительное тяжело привыкнуть к новым условиям

чувствую себя подавленным, не хочется учиться дальше

Количество ответов 3,3% 24,1% 32,2% 41,1%

По данным опроса можно сделать вывод, что большинство студентов относятся к своему положению как к критическому, вызывающему эмоциональную неудовлетворенность.

В качестве причин неудовлетворенности своим состоянием на вопрос: «В чем вы испытываете затруднения при обучении в учебном заведении в первые дни занятий?» студенты ответили следующее:

  1. Завышенные требования в университете по сравнению со школой – 47,3%;
  2. Не понимаю тему, объяснения преподавателя – 31,1%;
  3. Отсутствие мотивации («не интересен предмет») – 26,4%;
  4. Строгая дисциплина – 58,2%;
  5. Устаю, не могу сосредоточиться – 25,3%;
  6. Проблемы со здоровьем – 11,4%;
  7. Отрицательные, конфликтные отношения с преподавателем — 22%;
  8. Напряженные отношения в семье – 27,3%;
  9. Напряженные отношения в группе со сверстниками – 38,1%.

Преподаватели на вопрос «Как вы считаете, в чем заключаются основные причины затруднений при обучении?» ответили следующим образом:

  1. Низкий уровень школьной подготовки – 48,1%;
  2. Низкая способность к восприятию информации и умственному развитию – 31,3%;
  3. Неравномерность учебной, познавательной нагрузки – 11,2%;
  4. Однообразие применяемых методов и приемов на уроках, не учитывающих индивидуальных особенностей студентов – 10,4%.

Общий анализ ответов на анкетные вопросы показал, что никто из преподавателей и студентов не ставит под сомнение важность процесса адаптации и ее роли  в становлении профессионально значимых личностных качеств. Адаптация как процесс воспринимается студентами и преподавателями  как эмоционально негативное событие, вызывающее стресс, способствующее менее качественному ведению учебного процесса и создающее эффект «отношения к больному», когда личностно-ориентированное общение заменяется общением с повышенным вниманием к поведению студентов с одновременным оцениванием.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

  1. Проблема адаптации оценивается со стороны преподавателей и студентов как одна из важных, значимых как для организации образовательного процесса, так и личностного развития. Эта проблема имеет все основания к педагогической разработке с целью педагогически грамотного построения учебного процесса в начальный период обучения в социокультурном пространстве инновационного учебного заведения.
  2. Своевременное выделение с помощью диагностических методик уровня адаптации студентов позволяет выявить трудности в адаптации, что, в дальнейшем, способствует разработке профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации студентов в социокультурном пространстве многопрофильного колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. — М: Наука, 1997. — 278 с.
  2. Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т./Пер. с англ. К.М.Гуревича, В.И. Дубовского. — М.: Педагогика, 1982. -Т.1 -456с, Т.2 -523с.
  3. Григорова В. А. К проблеме адаптации первокурсников к условиям обучения // Тезисы INTERNET-конференции «Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в период адаптации студентов в период обучения в высшей школе». — Уфа: БГПУ, 2002. — С. 23-28.
  4. Митина Л. Адаптация в образовании. – М.: Педагогика, 1992. – 432 с.
  5. Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. – М.: АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии, 1997. – 178 с.[schema type=»book» name=»Адаптация, как психолого-педагогическая проблема студентов-первокурсников высшего учебного заведения» author=»Деревянных Анастасия Эдуардовна, Махновская Екатерина Николаевна, Дьяконова Лариса Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found