Актуальность исследования обусловлена социально-экономическими изменениями в обществе, переосмыслением ценностей и норм взаимодействия человека с миром. Скорость социальных изменений и скорость индивидуального развития, по мнению ученых несоизмеримы: динамика социальных изменений превосходит динамику способностей личности адаптироваться к ним. Социально-экономические перемены обусловили закономерное возвращение к личности. Сегодня выпускники средних и высших профессиональных образовательных заведений обладают обширными, «энциклопедическими» знаниями, хорошо ориентируются в последних достижениях науки и техники, но отсутствуют качества, столь необходимые сегодня в сложных условиях конкуренции, постоянного обновления производства: умение самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, вступать в деловые взаимоотношения с участниками производственного процесса, потребность в самовоспитании, саморазвитии.
Проблеме адаптации и дезадаптации к условиям образовательных учреждений посвящено достаточно большое количество отечественных и зарубежных исследований. Работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Ананьева, Л.С. Рубинштейна, А.А. Ухтомского и др. являются научно-методологической основной обоснования адаптации как общебиологического и психологического свойства живых организмов.
Aдаптация – это нормальное, естественное явление. Образование сегодня напрямую зависит от общественного сознания, социокультурных перемен в обществе.
В процессе обучения главное внимание уделяется не только знанию и пониманию, умению применять полученные знания на практике, но и развитию личностного потенциала студентов. Этому способствует профилирование обучения, которое строится на ряде основополагающих принципов.
- Личностно – деятельностный подход, который предполагает, что в центре обучения находится сам студент – его мотивы, цели, интересы, т.е. студент как личность. Учебные достижения определяются каждым студентом индивидуально.
Взаимодействие студентов и преподавателей играет роль такого фактора, который направляет, корректирует, оценивает, стимулирует процесс практической деятельности. Основными принципами организации социокультурного пространства в высшем учебном заведении является интегративно-культурологический, личностно-деятельностный и личностно-ориентированный, обеспечивающие эффективность изучения и учета личностных особенностей всех участников образовательного процесса, развитие духовной культуры и нравственности личности, раскрытие творческого потенциала студентов.
Структурными элементами социокультурного пространства адаптации студентов к условиям обучения являются: активационно-деятельностный, личностный, информационно- когнитивный.
Итак, социокультурное пространство адаптации студентов к условиям обучения, представленное как система взаимоотношений субъектов, включает в себя: нравственно-гуманистическую направленность (направленность на культуру студента, принятие его таким, каков он есть, ответственность за его судьбу, образованность), мотивы, цели, способности к осуществлению профессиональной деятельности будущих выпускников и педагогической деятельности преподавателей; требует совокупности знаний, умений, форм и способов их использования в постоянно меняющейся обстановке и передачи этих умений студентам.
Таким образом, под «адаптацией студентов мы понимаем становление личностных качеств студентов (активность, самостоятельность, потребность в самовоспитании, личностном самоопределении и пр.) по мотивационному, когнитивному, деятельностному и эмоциональному направлениям.
В качестве исследовательской базы нами был выбран филиал ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный авиационный технический университет» в городе Кумертау. Диагностическая программа, направленная на изучение процесса адаптации студентов в социокультурном пространстве данного учебного заведения, началась с массового опроса. В нем приняло участие 127человек: 17 преподавателей и 110 студентов 1-х курсов очного и вечернего отделений. Целью опроса было выявление реального состояния проблемы адаптации студентов в высших учебных заведениях, изучения объективных характеристик, позволяющих выявить уровень адаптации студентов, а также пути совершенствования процесса адаптации в условиях инновационных программ.
В процессе работы нами были поставлены следующие задачи:
– изучить состояние проблемы адаптации студентов в социокультурном пространстве;
– разработать критерии и показатели оценки результативности опытно-экспериментальной работы, выявить трудности адаптации студентов;
– определить уровень положительной адаптации в соответствии с выделенными критериями, составить индивидуально-психологический портрет студента;
– разработать рекомендации по внедрению педагогических условий адаптации.
Решение поставленных задач требовало адекватного методического обеспечения (таблица 2).
Для изучения состояния проблемы адаптации студентов в социокультурном пространстве мы использовали метод анкетирования, который на первом этапе экспериментальной работы стал ведущим, так как он способствовал накоплению массового материала, выявлению уровня состояния проблемы адаптации в количественных и качественных (значимость для студентов, влияние на успеваемость, решению выбора профессии и т.п.) категориях.
Таблица 2
Задачи и методическое обеспечение исследования
адаптации студентов
Задачи исследования |
Методическое обеспечение |
Изучить состояние проблемы адаптации студентов в социокультурном пространстве | Опрос студентов и преподавателей, анкетирование |
Выявить трудности адаптации студентов | Наблюдение, анкетирование, изучение качественной успеваемости студентов |
Определить уровень положительной адаптации студентов в соответствии с выделенными критериями. Составить индивидуально-психологический портрет студента | Педагогическое наблюдение; психодиагностика: конструктивность мотивации (В. А. Якунин); самооценка (модифицированный вариант методики Дембо-Рубинштейна), ситуативная и личностная тревожность (Опросник Спилбергера). Изучение регулятивной стороны деятельности студентов |
Определить концептуальные положения опытно-экспериментальной работы и выявить педагогические условия адаптации студентов в социокультурном пространстве | Сопоставительный анализ результатов диагностики |
Анкеты (для преподавателей и студентов) содержали вопросы открытого и закрытого типа, на которые были получены определенные суждения. Всем участникам исследования было предложено дать определение понятию «адаптация».
В качестве типичных ответов можно выделить следующие определения адаптации, данные студентами:
- Болезненное состояние, стресс – 38,3 %;
- Изменение своих привычек, отношений, «ломка» себя – 35,6 %;
- Установление новых отношений, дружеских связей – 17,1%;
- Затрудняюсь ответить – 10,2%.
Педагоги дали понятию адаптация следующие определения:
- Перестройка всего образа жизни, сопровождающаяся негативным отношением с окружающими – 47,3%;
- Приспособление к новым условиям жизни, к новым отношениям – 38,2%;
- Умение устанавливать новые связи, отношения, привычки – 15,4%.
Как видно из ответов респондентов, некоторые из них отождествляют понятие адаптация с болезненными явлениями, сопровождающимися «ломкой» старых стереотипов, стрессовыми проявлениями, что является неверным, т.к. адаптация – это нормальное, естественное явление, сопровождающее изменение условий жизни, отношений в силу динамичности жизни индивида.
Таким образом, в ходе опроса выяснено, что подавляющее большинство опрошенных студентов и преподавателей связывают естественное явление адаптации с нарушениями в эмоциональном плане, изменениями жизненно важных установок, коммуникативного пространства и т.п. Это приводит к утрированному отношению своего положения адаптированных, со стороны студентов, и повышенному, но не продуктивному отношению к данному процессу со стороны преподавателей.
Массовый опрос выявил также отношение студентов к адаптации, обозначенный нами степенью удовлетворенности своим положением: «Как вы оцениваете свое положение в университете: а) отличное; б) вполне удовлетворительное; в) тяжело привыкнуть к новым условиям; г) чувствую себя подавленным, не хочется учиться дальше». Результаты опроса представлены в таблице 3.
Таблица 3
Отношение студентов к своему положению в колледже
Как вы оцениваете свое положение в уч. заведении? |
отличное | вполне удовлетворительное | тяжело привыкнуть к новым условиям |
чувствую себя подавленным, не хочется учиться дальше |
Количество ответов | 3,3% | 24,1% | 32,2% | 41,1% |
По данным опроса можно сделать вывод, что большинство студентов относятся к своему положению как к критическому, вызывающему эмоциональную неудовлетворенность.
В качестве причин неудовлетворенности своим состоянием на вопрос: «В чем вы испытываете затруднения при обучении в учебном заведении в первые дни занятий?» студенты ответили следующее:
- Завышенные требования в университете по сравнению со школой – 47,3%;
- Не понимаю тему, объяснения преподавателя – 31,1%;
- Отсутствие мотивации («не интересен предмет») – 26,4%;
- Строгая дисциплина – 58,2%;
- Устаю, не могу сосредоточиться – 25,3%;
- Проблемы со здоровьем – 11,4%;
- Отрицательные, конфликтные отношения с преподавателем — 22%;
- Напряженные отношения в семье – 27,3%;
- Напряженные отношения в группе со сверстниками – 38,1%.
Преподаватели на вопрос «Как вы считаете, в чем заключаются основные причины затруднений при обучении?» ответили следующим образом:
- Низкий уровень школьной подготовки – 48,1%;
- Низкая способность к восприятию информации и умственному развитию – 31,3%;
- Неравномерность учебной, познавательной нагрузки – 11,2%;
- Однообразие применяемых методов и приемов на уроках, не учитывающих индивидуальных особенностей студентов – 10,4%.
Общий анализ ответов на анкетные вопросы показал, что никто из преподавателей и студентов не ставит под сомнение важность процесса адаптации и ее роли в становлении профессионально значимых личностных качеств. Адаптация как процесс воспринимается студентами и преподавателями как эмоционально негативное событие, вызывающее стресс, способствующее менее качественному ведению учебного процесса и создающее эффект «отношения к больному», когда личностно-ориентированное общение заменяется общением с повышенным вниманием к поведению студентов с одновременным оцениванием.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
- Проблема адаптации оценивается со стороны преподавателей и студентов как одна из важных, значимых как для организации образовательного процесса, так и личностного развития. Эта проблема имеет все основания к педагогической разработке с целью педагогически грамотного построения учебного процесса в начальный период обучения в социокультурном пространстве инновационного учебного заведения.
- Своевременное выделение с помощью диагностических методик уровня адаптации студентов позволяет выявить трудности в адаптации, что, в дальнейшем, способствует разработке профилактических мероприятий, направленных на повышение уровня адаптации студентов в социокультурном пространстве многопрофильного колледжа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. — М: Наука, 1997. — 278 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х т./Пер. с англ. К.М.Гуревича, В.И. Дубовского. — М.: Педагогика, 1982. -Т.1 -456с, Т.2 -523с.
- Григорова В. А. К проблеме адаптации первокурсников к условиям обучения // Тезисы INTERNET-конференции «Методические аспекты психолого-педагогического сопровождения учебного процесса в период адаптации студентов в период обучения в высшей школе». — Уфа: БГПУ, 2002. — С. 23-28.
- Митина Л. Адаптация в образовании. – М.: Педагогика, 1992. – 432 с.
- Прихожан А.М. Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления // Диагностика и коррекционная работа школьного психолога. – М.: АПН СССР, НИИ общей и педагогической психологии, 1997. – 178 с.[schema type=»book» name=»Адаптация, как психолого-педагогическая проблема студентов-первокурсников высшего учебного заведения» author=»Деревянных Анастасия Эдуардовна, Махновская Екатерина Николаевна, Дьяконова Лариса Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-12″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]