Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Автор:
, ,
Анотация:
Ключевые слова:                              
Данные для цитирования: . СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕНОСТИ // Евразийский Союз Ученых. Психологические науки. ; ():-.

С тех пор как М. Рингельман зафиксировал феномен социальной лености — вид процессуальных потерь (мотивационных и координационных), проявляющийся в тенденции людей прилагать при групповой работе меньше усилий, чем при индивидуальной, прошло более ста лет. На протяжении почти всего этого времени ученые (преимущественно зарубежные) активно изучали причины возникновения и факторы (диспозиционные и ситуационные), влияющие на выраженность рассматриваемого феномена[4].

На основании анализа большого количества проведенных эмпирических исследований, учеными были даны ряд рекомендаций по устранению/снижению социальной лености. Перечислим основные:

— Отбирать (по возможности) для участия в групповой работе людей, преданных своему делу и придерживающихся норм протестантской трудовой этики (ПТЭ);

— Предоставлять возможность выбора партнеров по работе;

— Если невозможно предоставить возможность выбора партнера по работе, то необходимо формировать группу с учетом личностных особенностей (учитывать следующие характеристики: высокая/низкая самоэффективность, ориентация на аффилиацию/отвержение, ориентация на успех/неудачу, наличие потребности в познании, добросовестность, нарциссизм, индивидуальная ориентации на выигрыш, склонность к академической прокрастинации, потребность в достижении, убежденность в собственной уникальности, уровень межличностного доверия и соответствие определенному личностному профилю по Л. Лернер) [2] ее будущих членов и таким образом, чтобы группа не была слишком разнородной;

— Групповая деятельность должна осуществляться в малых, а не в больших группах;

— Создавать обстановку, поддерживающую преданность группе (для того, чтобы повысить идентификацию индивидов с конкретной группой);

— Индивидуальный вклад в работу каждого члена группы должен быть идентифицирован и оценен;

— Ввести систему вознаграждения в зависимости от индивидуальных результатов и не ограничиваться только показателями эффективности групповой работы;

— Наделить каждого члена группы ответственностью за определенную, объективно измеримую, часть работы;

— Не просить выполнять задания в группе, если оно не соответствует принципу групповой деятельности (например «мозговой штурм» в своем классическом варианте);

— Четко доносить до индивидов, работающих в группе, какое задание им необходимо выполнить и каких результатов они должны достичь;

— Объяснить группе важность и ценность выполняемой ими работы;

— Предлагать для выполнения задания, которые будут восприниматься как сложные, привлекательные и интересные для всех членов группы;

— Предпринимать меры, повышающие сплоченность группы;

— Показать индивидам, что их вклад в групповую работу является важным и уникальным, а не дублирующим чью-то деятельность;

— Показать связь между прилагаемыми индивидуальными усилиями и результатами групповой работы (чем больше усилий, тем лучше результат);

— Показать, какую выгоду могут получить индивиды в результате добросовестного выполнения группового задания;

— Наказывать за отлынивание от работы конкретного индивида. Данная мера необходима для того, чтобы остальные члены группы, увидев, что их напарник работает «спустя рукава», не решили, что такое поведение правильное и не переняли такую же стратегию поведения.

— Создавать новые группы. Следует отметить, что это не обязательно предполагает роспуск уже функционирующих групп. Так, в дополнении к уже существующим можно создавать новые, возможно, временные группы сотрудников (учащихся) [3, с. 128-130].

Однако, просматривая современные публикации по социальной лености, можно заметить, что интерес ученых в последнее время сместился от непосредственного исследования причин и факторов социальной лености в сторону других аспектов этого феномена. В частности ученые стали рассматривать следующие проблемы:

— особенности восприятия социальной лености;

— толерантность к проявлению коллегами социальной лености;

— представление о социальной лености;

— приманка для социальных бездельников.

Поскольку в литературе отсутствуют теоретические обзоры, отражающие результаты современных исследований феномена социальной лености в рамках указанных направлений, приведем их.

  1. В рамках докторской диссертации Мин Жу было проведено исследование взаимосвязи восприятия социальной лености со стадиями развития группы, с наличием внутригрупповых конфликтов и негативных эмоций (2013). Прежде чем приводить результаты, рассмотрим подробнее переменные исследования:

а) Восприятие социальной лености — убежденность людей, что их согруппники проявляют социальную леность. Восприятие социальной лености следует отличать от фактического проявления этого феномена. Так в первом случае мы имеем дело с субъективными ощущениями, во втором – с объективным проявлением этого эффекта. Кроме того реальное проявление социальной лености в группе не всегда влечет к его восприятию, а воспринимаемая социальная леность не всегда свидетельствует о том, что участники группы работают не в полную силу.

б) Стадии развития группы. Автор в своем исследовании опирался на пятиступенчатую интегративную модель развития группы Сьюзан Вилан с коллегами (2003, 2005). Данная модель включает в себя пять фаз:

— начальная стадия предполагает решение вопросов интеграции и зависимости. На этой стадии члены группы пытаются понять особенности поведения одногрупников и свои обязанности. Характерные особенности данной фазы — вежливое и робкое поведение людей и их участие в псевдо-работе, предполагающей обсуждение различных тем, не имеющих прямого отношения к групповой работе.

— вторая стадия – борьба. Характеризуется наличием внутригруппового конфликта. Конфликт связан с решением вопросов распределения ролей, согласования групповой цели и тактик ее достижения.

— третья стадия – доверие и структура. На этом этапе выдуться уже более зрелые переговоры о внутригрупповых ролях, цели и процедуры работы. Общение становиться более теплым и целенаправленным.

— На четвертой стадии – работа (продуктивность). На этом этапе члены группы вкладывают свои силы и энергию для достижения поставленной ранее цели.

— Последняя стадия – конец (распад группы), представляет собой прекращение групповой работы и связанна с выполнением задания или же с тем, что коллеги по работе (члены семьи) покинули группу.

Мин Жу в своем исследовании рассматривал особенности восприятия социальной лености только на первых четырёх этапах развития группы.

в) Тип группового конфликта. Ученый рассматривал взаимосвязь восприятия социальной лености со следующими типами групповых конфликтов:

конфликт задач (познавательный конфликт) — осознание различий во взглядах о групповых задачах и цели, а также расхождения во мнениях относительно способов решений задач или спор о плюсах и минусах предложенных группой идей.

 — конфликт отношений (социально-эмоциональный или межличностный конфликт) — столкновение личных интересов. Часто этому типу конфликта сопутствуют личная неприязнь, напряженность и раздражение.

логистический конфликт — разногласия о том, как наиболее эффективно организовывать и использовать групповые ресурсы для выполнения задачи.

конфликт вкладов – столкновение интересов вследствие восприятия недобросовестного поведения согрупников, которые не прилагают достаточно усилий для выполнения группового задания или же вовсе не выполняют свою часть работы.

г) Эмоции. Ученый рассматривал корреляцию восприятия социальной лености с негативными эмоциями.

В результате проведенного исследования, были сделаны следующие выводы:

— люди могут осознавать, что их коллеги проявляют социальную леность, но они не хотят сообщать об этом кому-либо;

— наибольшее количество человек, воспринявших проявление социальной лености, было во время прохождения группой второй стадии (борьба), а наименьшее – четвертой (работа);

— восприятие социальной лености в зависимости от стадии развития группы в порядке убывания: вторая, первая, третья и четвертая;

— существует положительная корреляция между восприятием социальной лености и конфликтом вкладов и негативными эмоциями;

— существует отрицательная корреляция между конфликтом задач и восприятием социальной лености;

— конфликт отношений при преобладании группе негативных эмоций положительно коррелирует с восприятием социальной лености;

— не всегда восприятие социальной лености приводить к преобладанию в группе негативных эмоций [9].

  1. Санта Виненсия Самосир провела исследование связи коллективизма/интивидуализма с толерантностью к проявлению социальной лености (2013). Было установлено, что коллективизм горизонтальный (ощущение себя частью группы и понимание, что все ее члены равны и не может быть никаких статусных привилегий) и вертикальным (ощущение себя частью группы, понимания при этом, что в общении с ее членами нужно соблюдать нормы жесткой статусной иерархии) [1] не коррелирует с толерантностью к проявлению социальной лености (способности отдельных людей терпеливо относиться к членам своей группы, проявляющим социальную леность и разрешать им такое поведение) [8]. Однако, вертикальный (предполагает, понимание уникальности каждого и осознание, что люди не равны) и горизонтальный (предполагает, ценность равенство между людьми и понимание уникальности каждого) индивидуализм [1] положительно коррелирует с толерантностью к проявлению социальной лености [8].
  2. Аван Джассавалла с коллегами изучали представления студентов о социальной лености в учебных группах (2008). Ученые установили, что студенты под социальной леностью подразумевают:

— поведение, подразумевающее некачественное выполнение работы (невыполнение должным образом своей части работы, плохая подготовка к групповым встречам);

— отвлекающее от групповой работы поведение (ведение во время групповой работы разговоров, не относящихся к решению групповой цели).

Также результаты исследования свидетельствуют о том, что студенты, столкнувшись с проявлением их коллегами социальной лености, предпочитают не вступать с бездельниками в открытую конфронтацию, а ожидают, что преподаватель изменит способ оценки групповой работы, чтобы восстановить справедливость [7].

  1. Кент Файт с коллегами изучал такой аспект социальной лености, как приманка для социальных бездельников – профиль человека, являющегося идеальной мишенью для социальных бездельников (2012). В частности ученые установили, что для студентов в качестве приманки для социальных бездельников могут выступать высокие интеллектуальные способности согруппников, а именно успеваемость положительно коррелирует с опытом групповой работы с социальными бездельниками [5].

Рассмотрев результаты современных зарубежных исследований социальной лености, следует сказать, что они имеют большое практическое значение. Так, благодаря полученным иностранными учеными результатам можно дополнить уже известные рекомендации, позволяющие снизить/ устранить социальную леность. В частности:

— Прежде чем предложить людям выполнять групповое задание, необходимо обучить их работать в команде;

— Также групповую работу должно предвосхищать обучение навыкам самостоятельного решения конфликтов и подачи конструктивной и позитивной обратной связи;

— Руководители/преподаватели должны хорошо знать психологические особенности своих подчиненных (склонность к толерантному отношению к социальным бездельникам; стремление выполнять в одиночек всю групповую работу; интеллектуальные способности) и с учетом этого формировать группу. При наличии в подчинении лиц, склонных к толерантному отношению к социальным бездельникам и стремящихся выполнять в одиночек всю работу, непосредственно перед групповой работой провести с ними беседу о том, что в решении групповых задач должны быть задействованы все члены группы;

— Руководителям/преподавателям нужно наблюдать за ходом групповой работы и при необходимости (при наличии внутригруппового конфликта, который не может быть решен участниками самостоятельно; при наличии явных социальных бездельников; при преобладании в группе негативных эмоций и т.д.) вмешиваться в ее процесс. В противном случае снизится групповая производительность, а некоторые члены группы не смогут проявить/развить свои знания умения и навыки;

— Руководителям/преподавателям следует быть контактными для своих подчиненных во время всего процесса групповой работы;

— Необходимо предоставлять участникам после групповой работы возможность производить, по заранее разработанным критериям, самооценку и оценку работы своих согруппников. При распределении вознаграждения руководители/преподаватели должны учитывать эти показатели.

Также представленные здесь эмпирические исследования, предвосхищают ряд дальнейших исследований феномена социальной лености. Назовем основные, возможные исследования:

— Необходимо провести сравнительное исследование восприятия социальной лености и реального проявления этого феномена. Актуальность обоснована отсутствием такого рода исследований;

— В связи с тем, что Санта Виненсия Самосир предположила, что толерантность к проявлению социальной лености повышается, если человек будет работать со своими друзьями или с людьми, обладающими комплементарными способностями, выполнять сложную задачу и иметь желание проявить себя, однако эмпирической проверки данные гипотезы не подвергались, необходимо это сделать;

— Поскольку представление о социальной лености изучались лишь у одной группы лиц – студентов – бакалавров, получающих бизнес образование, то нужно проводить исследование на других выборках;

— Необходимо для исследования социальной лености у отдельных категории испытуемых (например, школьники, сотрудники различных организаций и т.д.) разрабатывать опросник, в основе которого лежат их представление об этом феномене. Данный вывод напрашивается, поскольку результаты исследования Авана Джассавалла с коллегами свидетельствуют о том, что представление студентов о социальной лености существенно отличается от распространенного мнения, лежащего в основе известной шкалы социальной лености Дженнифер Джордж (1992), часто применяемой зарубежными учеными. В данной шкале под проявлением рассматриваемого феномена подразумевается — уход от ответственности, избегание работы, приложение меньших усилий и времени для достижения групповой цели [6; 7];

— В связи с малой изученностью проблемы приманки для социальных бездельников, в дальнейшем необходимо проводить исследования данного феномена на выборках, состоящих не только из студентов (а например, из продавцов, менеджеров, спортсменов и т.д.) и изучать влияние на рассматриваемое явление различных факторов (например, социальная роль, возраст и т.д.).

Все перечисленное позволит дополнить фундаментальные сведения, имеющиеся в психологии и в смежных с ней науках относительно феномена социальной лености, а также пополнить способы устранения (снижение) этого группового эффекта.

Следует отметить, что данная работа не является исчерпывающим описанием результатов современных исследований социальной лености, рекомендаций по устранению/снижению проявления это феномена и возможных вариантов дальнейшего его исследования, она лишь вкратце освещает названные вопросы.

Список литературы

  1. Пищик В.И. Исследование понятия коллективизм/индивидуализм // Вопросы психологии. 2006. № 2. — С. 30–36.
  2. Семечкин Н.И., Стратилат К.Н. Социальная леность и ее связь с диспозиционными характеристиками личности: обзор зарубежных исследований // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 6 (26). — С.84 -89.
  3. Стратилат К.Н. Гендерные и возрастные различия в проявлении социальной лености. Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014.- 148 с.
  4. Стратилат К.Н., Семечкин Н.И. Перспективные исследования социальной лености // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: Материалы Третьей Международной научно-практической конференции. Новосибирск: Международный Научный Институт «Educatio», 2014. – С. 126 -129.
  5. Faught K.S., Heflin J., Heflin L., Frank D. «Social Loafer Bait » — Theory and Initial Evidence on the Types of People Social Loafers Target // Journal of Business Administration Online. [Электронный ресурс]: URL: https://www.atu.edu/jbao/Social_Loafer_Bait.pdf. (дата обращения: 24.03.2015).
  6. George J. Asymmetrical effects of rewards and punishments: the case of social loafing // Journal of Occupational and Organizational Psychology. № 1. [Электронный ресурс]: URL: https://www.highbeam.com/doc/1G1-17837231.html. (дата обращения: 24.03.2015)
  7. Jassawalla A.R., Malshe A., Sashittal H. Student Perceptions of Social Loafing in Undergraduate Business Classroom Teams // Decision Sciences Journal of Innovative Education. Vol.6. N 2. — P. 403 -426.
  8. Samosir S.V. The Relationship Between Individualism Collectivism With Tolerance of Social Loafing: Dissertation the degree of Bachelor. Indonesian: University Sumatera Utara, 2013. — 49 p.
  9. Zhu М. Perception of Social Loafing, Conflict and Emotion in the Process of Group Development: Dissertation. In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Doctor of Philosophy. Minnesota, 2013. — 300 p.[schema type=»book» name=»СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ ЛЕНОСТИ» author=»Стратилат Карина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 6780

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх