Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Актуальность изучения влияния стиля семейного воспитания на становление эмоциональной сферы личности ребенка остается неизменно острой на протяжении всего развития психологической науки и практики [15]. Для  ребёнка семья – это большой неопознанный мир, в котором он находится и активно действует. Какой получится человек во многом зависит от семьи –– будет ли он в дальнейшем добрым, открытым, общительным или тревожным, грубым, лицемерным, лживым [3].

Существует мнение ученых, что на детей младшего школьного возраста влияет стиль семейного воспитания и связано это с переходным этапом в развитии ребенка –– появлением новых обязанностей, связанных с учебой, изменением объекта коммуникации (сверстники становятся основной и значимой средой для детей)  [1]. Прихожан А.М. отмечает, что составляющей эмоциональной сферы младшего школьника является тревожность [6], а в исследованиях Реана А.А., Румянцевой Т.Г. [8–10]  выявляется агрессия.

Было показано, что дети по состоянию эмоциональной сферы почти не отличаются от взрослых, а агрессивность является самой распространенной формой нарушения поведения, с которой приходится иметь дело взрослым – родителям, воспитателям, психологам, психотерапевтам. Особенно к агрессии младших школьников предрасполагают агрессивные телепередачи [17]. Однако тема детской агрессивности долгое время была закрыта и не получила должной разработки в отечественной психологии. Даже сейчас публикации на эту тему представляют собой главным образом обзоры зарубежных исследований (Бэрон Р., Ричардсон Д.; К. Бютнер) [2; 17].

Агрессивность как основа эмоциональной сферы рассмотрена для всех возрастов (Бэрон Р. и Ричардсон Д., Реан А.А., Фурманов И.А. [2; 9; 17]). Представив два полюса агрессии, было показано, что они образуют единый континнум с двумя полюсами.  На одном полюсе – здоровые дети, на другом – психически неуравновешанные [17].

Было установлено, что агрессия мальчиков и девочек проявляется по-разному и отличается по форме. Психологические особенности агрессивности детей и их коррекцию изучала Семенюк Л.В. [12]. Кузьминой Р.И. методами «Кактус» и Крускала-Уоллиса было показано, что в исследуемой выборке агрессия девочек  выше, чем мальчиков [4].

Теоретический аспект агрессивности младших школьников в рамках семейного воспитания исследован нами в работе [3], где было выявлено существование основных типов негармоничного воспитания. Отмечены безнадзорность, бесконтрольность (ребенку «все можно», родители не могут или не хотят устано­вить какие-либо рамки в поведении ребенка), гиперопека, воспитание по типу «кумира» (доминирующая гиперпротекция), по типу «Золушки» (эмоциональное отвержение), жесткое воспитание (чрезмерность санкций).

Поскольку в общем виде теоретическое рассмотрение влияния стилей семейного воспитания на детей было выполнено [13] и показано, что  агрессия младшего школьника является основой эмоционального состояния [3], а пол ребенка влияет на стиль воспитания, в настоящем исследовании ставилась цель –– статистически исследовать влияние стиля семейного воспитания с помощью кластерного анализа при разделении детей по полу (на девочек и мальчиков) [5].

Кластерный анализ –– это многомерная статистическая процедура, выполняющая компоновку данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – кластеры (Q-кластеризация). Выбранный способ кластерного анализа является логическим приемом и заключается в построении дендрограммы, когда классифицируются объекты (в данном случае родители), характеристики которых в работе представлены в виде дендрограммы.

Была выбрана метрика Евклида, когда показывается среднее различие между объектами [5]. Заметим, что евклидово расстояние (и его квадрат) вычисляется по исходным данным, а не стандартизированным.

Метрика Евклида:

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

В работе для доказательства влияния стиля семейного воспитания на личность младшего школьника использовали данные вопросника «Анализ семейного воспитания» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого. Выбранная методика предназначалась для изучения опыта родителей при воспитании детей [11],  выявления ошибок и нарушений в системе взаимодействия членов семьи.

       Опросник Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкого  состоит из 130 вопросов и 20 шкал [14]:

– 11 шкал по порядку  показывают особенность стиля семейного воспитания;

– 12, 13, 17 и 18 шкалы относятся к структурно-ролевым особенностям семьи;

– 14 и 15 шкалы дают представление о взаимном влиянии членов семьи;

16, 19 и 20 шкалы – о механизмах семейного взаимодействия.

         Ниже представлены типы шкал:

1 – Геперпротекция; 2­ ­­­­­­– Гипопротекция; 3 – Потворствование; 4 – Игнорирование потребностей ребенка; 5 – Чрезмерность требований обязанностей; 6 – Недостаточность требований обязанностей; 7– Чрезмерность требований-запретов; 8 – Недостаточность требований – запретов к ребенку; 9 – Чрезмерность санкций; 10 –  Минимальность санкций. 11­ – Неустойчивость стиля воспитания; 12 – Расширенные сферы родительских чувств; 13 – Предпочтение в ребенке детских качеств; 14 – Воспитательная неуверенность родителя; 15 – Фобия утраты ребенка;  16 – Неразвитость родительских чувств; 17 – Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств; 18 – Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания; 19 – Предпочтение мужских качеств; 20 – Предпочтение женских качеств.

В опыте выборка детей была разделена по полу, поскольку в работе Кузьминой Р.И. [4] на основании проективной методики «Кактус» и метода Крускала-Уоллиса оказалось, что девочки бывают более агрессивными, чем мальчики.

На рис.1 – 3 приведены результаты кластерного анализа.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Рис. 1. Древодендрит для девочек

На основании данных кластерного анализа по древодендриту можно сказать, что к девочкам предъявляются чрезмерные требования обязанностей (5), при этом видна воспитательная неуверенность родителей (14), выражающаяся в недостаточных запретах (8). Стиль воспитания неустойчив (11). Потворствующая гиперпротекция с чрезмерным требованием обязанностей при неуверенности родителей.

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Рис. 2. Древодендрит для мальчиков

На основании данных кластерного анализа по виду древодендрита можно сказать, что к мальчикам предъявляются недостаточные требования, отсутствуют запреты ребенку (8), существуют минимальные санкции, предпочитаются детские качества в ребенке (13). При этом наблюдается неуверенность воспитания родителей (14).

СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ

Рис.3 Древдендрит всей выборки

Как показал кластерный анализ, с помощью методики «семейное воспитание» в подходе родителей наблюдается одинаковое потворствование  (к мальчикам и девочкам) и предпочтение в ребенке детских качеств. Причем, одинаково четко прослеживается фобия утраты ребенка. На девочках более значительно проявляется неразвитость родительских чувств (34%) и завышенные для них требования (40%). Предполагается, что, по-видимому, этим можно объяснить более высокую агрессию девочек, чем мальчиков. Таким образом, имеем негармоничное воспитание.

Список литературы:

  1. Асанова, Л.Р. (педагог) Причины изолированности младших школьников в группе сверстников: курсовая работа. – [Электронный ресурс]. – URL https://kladraz.ru/blogs/lilija-rustemovna-asanova/prichiny-izolirovanosti-mladshih-shkolnikov-v-grupe-sverstnikov.html
  2.  Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия. Серия мастера психологии / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб.: Питер, 2000. – 352. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http:/www aquarun.ru/psih/agr/agr10.html
  3. Кузьмина, Р.И. Агрессивность младших школьников в рамках семейного воспитания // Актуальные проблемы ХХI века: VIII Межд. Науч-практич. Конф. – М., 2016. 2 часть. – С. 102-107.
  4. Кузьмина, Р.И. Особенности влияния склонностей в шести видах деятельности на агрессивность младших школьников / Р.И. Кузьмина // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.  Симферополь 2015. – С. 94-100.
  5. Применение методов кластерного анализа для обработки данных психологических исследований // Экспериментальная психология. – 2010. Том. 3. – № 2. PsyJournals.ru — [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –https://psyjournals.ru/exp/2010/n2/29802_full.shtml
  6. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Воронеж, 2000. – 245 с.
  7. Проблемы семейно-родительских отношений https://studopedia.ru/11_114295_problemi-detsko-roditelskih-otnosheniy-i-blagopoluchiya-rebenka-v-seme.html
  8. Реан, А.А. Изучение агрессивности личности / А.А. Реан, Я.Л. Коломянский // Социальная, педагогическая психология. – СПб.: Питер, 1999. – 416 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – http:/www. koob.ru/rean_a_a/psy_studies_..
  9. Реан, А.А. Социализация агрессии / А.А. Реан // Социальная, педагогическая психология. – СПб.: Изд.-во «Питер», 1999. – 36-43.
  10. Румянцева, Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 23.
  11. Семейное воспитание: Методика «Анализ семейного воспитания» (АСВ)

[Электронный ресурс]. – Режим доступа. ––http: http://psyholog.by/klient/tests/81-test.html; https://psycabi.net/testy/281-oprosnik-analiz-semejnykh-vzaimootnoshenij-e-g-ejdemiller-metodika-asv

  1. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия их коррекции / Л.М. Семенюк. – М.: Просвещение, 1996. – 295 с.
  2. Стили воспитания и их влияние на детско-родительские отношения. [Электронный ресурс]. – URL: https://shkola-73- lnk.ucoz.ru/blog/stili_vospitanija_i_ikh_vlijanie_na_detsko_roditelskie_otnoshenija /2010-11-29-3 б) enc-dic.com/a/107131/а._болдуин_…
  3. Фурманов, И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 192 с.
  4. Фурманов, И.А. / редактор Авидон И.  Речь, 2007. Серия: Мэтры мировой психологии. – 480 с. https://www.labirint.ru/books/169422/.[schema type=»book» name=»СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК 9–10-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ» description=»Кластерным анализом (Q форма с метрикой Евклида) установлены особенности влияния стиля семейного воспитания на младших школьников. Получены данные древодендритов для трех выборок: вся выборка, выборка мальчиков и выборка девочек. Показано, что стиль семейного воспитания взятой выборки из 24 человек в своей основе негармоничный, характеризуемый как «потворствующая гиперпротекция». Имеются отличия в характеристиках по полу: для мальчиков – недостаточные требования обязанностей и запретов ребенку; для девочек – чрезмерное требование обязанностей при неуверенности родителей.» author=»Кузьмина Рузольда Ивановна, Аблаева Лилия Ринатовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-17″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot gacor slot demo slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo data macau data hk slot deposit pulsa slot demo slot demo slot demo link slot gacor
404: Not Found