Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

Особенности «Я-концепции» несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . Особенности «Я-концепции» несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Понятие «Я-концепции» было введено У. Джеймсом в конце 19 века. Наибольшее развитие получила в 1950-х г. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой рассматривали целостное человеческое «Я» как системообразующий фактор поведения и развития личности.

А. Адлер считал, что чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентация на других людей, является главной силой, которая определяет поведение и жизнь человека. Ученый оперировал термином «самость», которое входит в понятие «стиль жизни» как один из его компонентов, а именно — как «концепция самости» («Я-концепция») [1].

К. Роджерс рассматривал «Я-концепцию» как совокупность представлений о собственных характеристиках и способностях индивида, представлений о возможностях его взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, ценностных представлениях, связанных с объектами и действиями, и представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность. С точки зрения К. Роджерса «Я-концепция» это восприятие человеком самого себя, которое является механизмом, контролирующим и интерпретирующим поведение индивида [11].

Э. Эриксон анализировал циклы развития «Я», через кризисы, которые проходит «Я» на пути к автономии, зрелости, продуктивности. Идентичность — это социализированная часть «Я». Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития [14].

С точки зрения Р. Бернса «Я-концепция» является динамической совокупностью установок личности «на себя», в которой выделяются три основные модальности [2]:

— «Реальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о своих актуальных способностях, ролях, актуальном статусе;

— «Зеркальное (социальное) Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, как его видят другие;

— «Идеальное Я» — установки, связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.

Ж.А. Максименко выделяет дополнительную модальность — «Конструктивное Я». Данная модальность отличается от «Идеального Я» тем, что она более действенна, так как в «Конструктивное Я» трансформируются те элементы, которые личность принимает как достижимую реальность и ставит перед собой как достижимую цель [7].

По мнению Ж.А. Максименко необходимым условием формирования гармоничной «Я-концепции», является включенность человека в систему адекватных отношений с социальным окружением. Особенно важными являются отношения со значимыми другими, которые и определяют представления индивида о самом себе, и оказывают на него формирующее воздействие [7].

В большинстве определений установки подчеркиваются три главных структурных компонента:

— когнитивный компонент «Я-концепции»;

— оценочный компонент «Я-концепции»;

— поведенческий компонент «Я-концепции».

Применительно к «Я-концепции» эти три элемента установки можно конкретизировать следующим образом:

  1. «Образ Я» — представление индивида о самом себе.
  2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты «образа Я» вызывают различные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
  3. Потенциальная поведенческая реакция, вызваная «образом Я» и самооценкой.

Одновременно эти модальности характеризуются следующими аспектами: «физическое Я», «социальное Я», «умственное (когнитивное) Я», «эмоциональное (аффективное) Я».

Согласно С.Л. Рубинштейну, «Я» в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки, и сознательно принимает за них на себя ответственность в качестве их автора и творца [12].

С.Л. Рубинштейн писал, что сущность «образа Я» человека, это, прежде всего, единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, и не представляет собой изначальной данности. Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими. Здесь не сознание рождается из самосознания, из «Я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Развитие самосознания неразрывно связано с развитием личности. Человек осознает свою самостоятельность через отношения с окружающими его людьми, в результате которых он приходит к познаванию собственного «Я» через познание других людей [12].

А.В. Петровский в структуре самосознания выделяет «Я-образы», которые рассматривает как представления человека о себе, многократно меняющееся в течение всей жизни. «Я-образы» различаются по характеру и ролям, представленным в самосознании человека и окружающих его людей, содержат три составляющих [9]:

  1. когнитивную — является результатом познавательного процесса и включает в себя представления человека о своих способностях, умениях, внешности, социальной значимости;
  2. эмоциональную — включает в себя наличие или отсутствие самокритичности, самоуважение и т.д.;
  3. «волевое начало» — проявляется в стремлении завоевать симпатии, уважение, повысить свой статус либо наоборот, остаться незамеченным.

С точки зрения И.С. Кона структура «образа Я» содержит систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков, выполняющих функцию социальной установки в адаптации индивида к социальной среде и содержит три уровня [4]:

нижний уровень — неосознанные переживания установки эмоционального отношения к себе;

средний уровень — расположены осознанные качества и самооценка этих качеств;

верхний уровень — представления о себе связанные с осознанием личностью целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

В эвристической модели «Я-концепции» (самоотношения) В.В. Столина, самоотношение рассматривается как специфическая активность субъекта в адрес своего «Я», состоящая в определенных внутренних действиях (и установках на эти действия), характеризующихся как эмоциональной спецификой, так и предметным содержанием самого действия. Результатом этой активности являются установки «за» или «против» своего «Я». Существуют три уровня активности самосознания: организменный, индивидный и личностный. На каждом из этих уровней самосознание выступает в качестве механизма обратной связи, интегрирующей активность субъекта, его поведение и развитие [13].

Самооценка представляет собой центральное образование личности, которое в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру.

Опираясь на работы психологов, можно, выделить значимые сферы личности, имеющие влияние на становление «образа Я» у подростка. В этот период, значимо межличностное общение, которое влияет на становление «образа Я». Это выражается в повышенном внимании к качествам, относящимся к сфере межличностного общения при описании себя. При этом оценочные эталоны (наборы качеств, формирующиеся у подростков в процессе познания себя и других) определяются ожидаемыми оценками со стороны сверстников.

По мнению А.М. Прихожан, в подростковом периоде особенно важным становится интимно-личностное общение. Оно отличается от ролевого тем, что в нем главную функцию несет не сама информация, а отношение к ней, поэтому оно наиболее полно влияет на становление «образа Я». В исследованиях А.М. Прихожан было выявлено, что в подростковом возрасте эмоционально-ценностное отношение к себе опосредуется сознательным самоанализом личности с точки зрения ее соответствия тем определенным социальным и моральным нормам, которые обеспечивают удовлетворяющее положение в группе сверстников [10].

«Я-концепция» способствует формированию тех или иных качеств личности. Самооценка непосредственно связана с успешностью, уверенностью в себе и влияет на социально-психологический статус несовершеннолетнего в коллективе. Сложившаяся «Я — концепция» подростка все в большей степени регулирует процесс общения, поведения, деятельности несовершеннолетнего.

По мнению И.С. Кона в структуре «Я-концепции» несовершеннолетнего существует определенная система социально-психологических механизмов самооценки [4]:

  1. интериоризация — усвоение оценок значимых других;
  2. социальное сравнение — индивид воспринимает и оценивает себя в сравнении с другими, а других в сравнении с собой;
  3. самоатрибуция — представление о собственном «Я», формируется на основе объективных результатов своей деятельности;
  4. смысловая интеграция жизненных переживаний — представленность и место различных аспектов «Я — концепции» зависит от субъективной значимости этих аспектов.

Проблемы общения, нестабильность самооценки, неорганизованность, физиологическая, социальная и психологическая неоформленность, высокая подверженность стрессам, а также высокая степень склонности к различным экспериментам, как способу поиска чего-то «своего», стремление быть принятым каким либо социальным образованием, все это может стать предопределяющим в формировании и развитии у несовершеннолетних склонности к злоупотреблению психоактивных веществ.

Попытки конкретно описать личность, зависимую от психоактивных веществ, и ее особенности не увенчались успехом. Можно предположить, что не существует специфических личностных черт, свойственных только людям, зависимым от психоактивных веществ. В научной литературе, описывающей особенности личности с различными видами химической зависимости, не предложен какой-либо единственный тип или несколько типов личностей, склонных к злоупотреблению психоактивных веществ. Однако в процессе исследований удалось выделить некоторые личностные и поведенческие особенности, присущие значительной части несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами.

К общим особенностям несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, относятся:

— стремление уходить от ответственности в принятии решений;

— стереотипность поведения;

— тенденция обвинять других;

— сниженная переносимость повседневных трудностей с хорошей переносимостью экстремальных ситуаций;

— низкая самооценка в сочетании с внешними проявлениями превосходства;

— невозможность поддерживать стойкие эмоциональные отношения;

— тревожность;

— нарушения произвольной регуляции.

Данные как зарубежных, так и отечественных исследователей указывают на наличие у несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, когнитивного дефицита, проявляющегося в худших показателях памяти и внимания, снижении ассоциативного мышления, особенностях восприятия пространственных стимулов, дисфории, повышенной раздражительности, злопамятности и ригидности мышления. Дополнительно выделяются такие характеристики, как: сниженная самооценка в сочетании с экстернальным локусом контроля, низкий уровень самоконтроля, импульсивность, трудности в прогнозировании последствий своих поступков.

С точки зрения С.А. Кулакова, С.Б. Ваисова несовершеннолетние имеющие опыт злоупотребления психоактивных веществ, обладают недостаточно развитым самосознанием, снижены способности к рефлексии, свойственна неадекватная самооценка. Наиболее ярко нарушения самосознания проявляются в сфере саморегуляции и самоконтроля. Нарушения самоконтроля проявляются в склонности к немедленному отреагированию своих переживаний, в невозможности контролировать собственное поведение. Несовершеннолетним свойственна бедность мотивационной сферы и трудности самоотчета. Подверженность внешним влияниям и отсутствие конкретных интересов свидетельствует о несформированности структур «Я», нечеткости его границ. Было выявлено, что диффузность границ «Я» приводит к тому, что несовершеннолетний не способен ориентироваться и опираться на собственные представления и ощущения и вынужден идти на поводу у обстоятельств [5].

В.В. Дунаевский, В.Д. Стяжкин выделяют у несовершеннолетних с аддиктивным поведением, такие личностные черты, как слабость волевой деятельности, переживание чувства собственной неполноценности, неумение устанавливать межличностные отношения, а также склонность к подражательству, повышенную внушаемость, подчиняемость групповому поведению [3].

Так же следует отметить влияние на становление «Я-концепции» несовершеннолетних аномалий характера. По мнению А.Е. Личко, В.С. Битенского наибольшее влияние оказывает неустойчивый тип акцентуации характера. Вслед за неустойчивым типом акцентуации характера в отношении риска формирования аддиктивного поведения следуют эпилептоидный, гипертимный и истероидный типы. Этот риск возрастает, когда типы являются «амальгамными», т.е. когда на соответствующие конституциональное ядро наслаиваются черты неустойчивого типа [6].

Злоупотребление психоактивными веществами несовершеннолетними представляет собой сложную форму социального поведения личности, детерминированную системой взаимосвязанных факторов. Злоупотребление психоактивными веществами несовершеннолетними, является следствие нарушения функционирования многоуровневой системы «социум-личность-организм» и проявляется в стремлении к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления химических веществ с целью саморегуляции и адаптации, развития и поддержания интенсивных эмоций, проявляющегося нарушениями поведения в виде социальной и учебной дезадаптации [8].

Под влиянием социальных факторов, происходит деформация личности, формируется неадекватная система ценностей и представлений. Под влиянием биологических факторов ослабленный организм становиться, неспособным находить силы для преодоления стрессовых жизненных ситуаций. Под влиянием социальных и биологических факторов формируется психологический фактор, который окончательно завершает формирование аддикции характера несовершеннолетнего. Вследствие этого, «Я-концепция» несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами является сложным психологическим феноменом. Сущность данного феномена заключается в диссонансности личностных характеристик в структуре самосознания, характеризующегося низким уровнем самоконтроля в общении, проявляющимся в эмоциональной эффективности поведения, подозрительностью и негативизмом, определяющими поведение субъекта как активно включаемое, адекватно нелояльное (агрессивное), фиксированное на фрустрации с реализацией девиантно-когнитивной, девиантно-эмотивной и девиантно-поведенческой функций.

Список литературы

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Прогресс, 1995. — 96 с.
  2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 422 с.
  3. Дунаевский В.В., Стяжкин В.Д. Наркомания и токсикомания. — Л.: Медицина, 1990. — 208 с.
  4. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М.: Прогресс, 1989. — 256 с.
  5. Кулаков С.А., Ваисов С.Б. Руководство по реабилитации наркозависимых. — СПб.: Речь, 2006. — 240 с.
  6. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. — Л.: Медицина, 1991. — 304 с.
  7. Максименко Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: Дисс…канд. психол. наук. — М., 2008.
  8. Манахов С.В. Психопрофилактика наркозлоупотребления несовершеннолетних в реабилитационном центре интернатного типа. Монография. — М.: ИИУ МГОУ, 2013. — 152 с.
  9. Петровский А.В. Психология о каждом и каждому о психологии. — М.: РОУ, 1996. — 334 с.
  10. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: МОДЭК, 2000. — 304 с.
  11. Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / Пер. с англ. М. Злотник. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 416 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. — СПб.: Питер, 2003. — 512 с.
  13. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: МГУ, 1983. — 288 с.
  14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Общ. ред. А.В. Толстых. — М.: Прогресс, 2006. — 352 с.[schema type=»book» name=»Особенности «Я-концепции» несовершеннолетних злоупотребляющих психоактивными веществами» author=»Манахов Сергей Валериевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor 2023 slot dana jendralsmaya slot terbaik slot dana slot server luar demo slot slot deposit pulsa slot gacor
404: Not Found