Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Современный этап развития общества создает противоречивые условия для профессионального самоопределения в ранней юности. С одной стороны, старшеклассники имеют возможность выбрать профессию из очень широкого спектра, с другой стороны, отсутствует уверенность в последующем трудоустройстве, поскольку ситуация на рынке труда осложнилась. В связи с этим остается актуальной проблема профессионального самоопределения старшеклассников.

Ряд психологов рассматривают профессиональное самоопределение как ведущую деятельность в раннем юношеском возрасте [4, с. 267]. В.А. Поляков указывает, что «профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, активизацию самопознания и самовоспитания подрастающего человека, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития» [2, с. 32].

Выбор профессии в старших классах школы — один из аспектов профессионального самоопределения. Для выбора профессии старшекласснику требуется иметь ясное представление о своих способностях, умениях, интересах, притязаниях, возможностях, ограничениях и их причинах; знание о требованиях и условиях достижения успеха, преимуществах и недостатках, возможностях и перспективах в различных сферах профессиональной деятельности.

Мы задались целью исследовать, каковы ориентации на профессии и мотивы выбора профессии у учащихся старших классов.

В исследовании приняли участие 60 учащихся 11-х классов общеобразовательных школ в возрасте 17-18 лет ( 30 юношей и 30 девушек).

В качестве методического инструментария мы применили:

  1. «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова [1].
  2. Методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой [3].

Вначале мы определили выраженность ориентаций респондентов на 5 типов профессий. Результаты представлены на рисунке 1.

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Рисунок 1. Ориентации старшеклассников на профессии различных групп

Старшеклассники наиболее ориентированы на профессии ряда «Человек-человек» (40%, 24 человека). Примерно одинаково выражена склонность к профессиям категорий «Человек-художественный образ», «Человек-природа» и «Человек-техника» (соответственно 18,3%; 16,7%; 15% ). На эти профессии ориентировано 11, 10 и 9 человек соответственно. Наименьшее количество учащихся обнаружило склонность к профессиям ряда «Человек-знаковая система» (10%; 6 респондентов).

При выборе сферы деятельности в 11 классе преобладает гуманитарная направленность. Направленность на профессии группы «Человек-человек» (40%) преобладает над направленностью на сферу «Человек-техника» (15%).

В гендерном аспекте результаты следующие (рис. 2).

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Рисунок 2. Ориентации юношей и девушек на профессии различных групп

Девушки в своем большинстве ориентированы на профессии группы «Человек-человек» (53,3%; 16 учениц). Вдвое меньше старшеклассниц проявили склонность к профессиям группы «Человек-художественный образ» (30%; 9 девушек ). Наименьшее количество респонденток заинтересованы в профессиях «Человек-природа» и «Человек-техника» (10% и 6,7%). Их предпочитают 3 и 2 старшеклассницы соответственно. Ни одна из девушек не ориентирована на профессии «Человек-знаковая система».

В группе юношей также наиболее выражена склонность к профессиям группы «Человек-человек» (26,7%; 8 учеников). В примерно равном процентом отношении проявляется склонность к профессиям «Человек-техника» (23,3%, 7 человек). Девушки ориентированы на эти специальности в минимальной степени. Профессии «Человек-природа» привлекательны для 23,3% юношей (7 человек). Для девушек эта группа профессий одна из наименее выбираемых. «Человек-знаковая система» — профессии, на которые ориентировано 20% юношей, но ни одной девушки. Наименее выбираемые специальности среди юношей — «Человек-художественный образ» (6,7%; 2 человека). В выборке девушек они располагаются на втором месте в процентном отношении.

Коэффициент углового преобразования Фишера показал, что обнаруживаются значимые различия на уровне 0,01 в количестве юношей и девушек, склонных к профессиям «Человек-художественный образ» (φ*эмп = 2,459 при φ*критич =2,31). Также значимо большее количество девушек выбирает профессии группы «Человек-человек» (φ*эмп = 2,134 при φ*критич =1,64 на уровне значимости 0,05). Профессии группы «Человек-техника» выбирает значимо большее количество юношей (φ*эмп = 1,871 при φ*критич =1,64 на уровне значимости 0,05).

Не обнаруживается значимых гендерных различий в ориентации на профессии «Человек-природа» и «Человек-знаковая система».

Таким образом, юноши более всего ориентированы на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушки — на профессии, связанные с человеком и художественным образом. Отметим, что полученные нами результаты во многом совпадают с данными Коротковой К.С., Донских Н.В. [2, с. 34].

Далее мы исследовали мотивы выбора профессии (рис. 3).

К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

Рисунок 3. Мотивы выбора профессии у старшеклассников

Преобладающими у учащихся выпускных классов являются внутренние индивидуально-значимые мотивы (45,7%; 32 человека). Для этой части выборки важно, чтобы будущая профессия приносила удовольствие, открывала возможности для творчества и общения. На втором месте в процентном соотношении находится часть респондентов, для которых выбор профессии определяется внутренними социально-значимыми мотивами (28,6%; 20 учащихся). Для них важна общественная значимость выбранной специальности, перспективы общения и руководства людьми. Внешними положительными мотивами руководствуется 24,3% старшеклассников (17 человек). Их привлекает материальная сторона, продвижение по службе, престижность профессии, то есть внешние стимулы, ради которых учащиеся готовы прикладывать усилия в профессиональной сфере. Только у одной девушки преобладают внешние отрицательные мотивы (1,4%). Можно предположить, что она столкнулась с некоторым давлением, критикой в ходе выбора профессии. В целом в выборке доминируют внутренние мотивы (74,3%), которые и лежат в основе удовлетворенности трудом и его производительности.

Анализ результатов в разрезе гендера показал следующее (табл. 1).

Выраженность всех мотивов среди юношей и девушек примерно одинакова. У тех и других преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы. Менее выражены внутренние социально-значимые и внешние положительные мотивы. Внешние отрицательные мотивы отмечены у одной старшеклассницы.

Таблица 1

Мотивы выбора профессии у юношей и девушек

 Мотивы

 

 

Выборка

Внутренние индивидуально-значимые мотивы Внутренние социально-значимые мотивы Внешние положительные мотивы Внешние отрицательные мотивы
Юноши 46,9%

(15 человек)

28,1%

(9 человек)

25%

(8 человек)

Девушки 44,7%

(17 человек)

29%

(11 человек)

23,7%

(9 человек)

2,6%

(1 человек)

Интересен факт, что у 8 девушек не одна, а две группы мотивов являются превалирующими. Это различные комбинации внутренних индивидуально-значимых мотивов, внутренних социально-значимых мотивов и внешних положительных мотивов. Среди юношей только 2 человека характеризуются подобной «двойной» мотивацией. Эти данные можно интерпретировать двояко. Возможно, у юношей более четкое чем у девушек понимание того, чего они ждут от профессии, какая сторона выбранной специальности для них является наиболее важной. Но возможно, что девушки выбрали ту оптимальную профессию, в которой смогут гармонично сочетать свои различные стремления.

Мы соотнесли показатели по обеим методикам (табл. 2).

Внутренние индивидуально-значимые мотивы в наибольшей степени выражены у юношей, склонных к профессиям «Человек-техника» (15,7%) и «Человек-природа» (12,5%). Думается, что результат закономерный, так как на эту группу профессий ориентировано большое количество юношей (по 23,3%). Так же значительный процент старшеклассников проявил склонность к профессиям «Человек-человек» (26,7%). У этих старшеклассников преобладают внутренние социально-значимые мотивы (12,5%).

 

Таблица 2

Соотношение ориентации на профессию и мотивов выбора профессии у юношей и девушек

              Типы профессий

 

Мотивы

Ч-Ч Ч-З Ч-Хо Ч-Т Ч-П
Внутренние индивидуально-значимые мотивы юноши 9,4%

(3 чел.)

6,25%

(2 чел.)

3,1%

(1 чел.)

15,7%

(5 чел.)

12,5%

(4 чел.)

девушки 26,4%

(10 чел.)

15,8%

(6 чел.)

2,6%

(1 чел.)

Внутренние социально-значимые мотивы юноши 12,5%

(4 чел.)

3,1%

(1 чел.)

3,1%

(1 чел.)

3,1%

(1 чел.)

6,25%

(2 чел.)

девушки 18,5%

(7 чел.)

7,9%

(3 чел.)

2,6%

(1 чел.)

Внешние положительные мотивы юноши 9,4%

(3 чел.)

9,4%

(3 чел.)

3,1%

(1 чел.)

3,1%

(1 чел.)

девушки 10,5%

(4 чел.)

7,9%

(3 чел.)

2,6%

(1 чел.)

2,6%

(1 чел.)

Внешние отрицательные мотивы юноши
девушки 2,6%

(1 чел.)

А вот среди девушек, ориентированных на специальности «Человек-человек» преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы (26,4%). Внутренние социально-значимые мотивы отмечаются также у достаточно большого процента девушек — 18,5%. Девушкам также свойственна ориентация на профессии «Человек-художественный образ», у большинства из них выявлены внутренние индивидуально-значимые мотивы (15,8%). Таким образом, можно отметить лишь небольшое количество тенденций к взаимосвязи между ориентацией на профессию и мотивом ее выбора.

Проведенное исследование позволило нам сделать ряд выводов:

  1. При выборе сферы деятельности у старшеклассников преобладает гуманитарная направленность. Направленность на профессии группы «Человек-человек» (40%) преобладает над направленностью на сферу «Человек-техника» (15%).
  2. При выборе профессии юноши ориентированы на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушки — на профессии, связанные с человеком и художественным образом.
  3. Преобладающими у как у юношей, так и у девушек являются внутренние индивидуально-значимые мотивы (45,7%). Для этих старшеклассников важно, чтобы будущая профессия приносила удовольствие, открывала возможности для творчества и общения.
  4. Для значительной части как юношей, так и девушек выбор профессии определяется внутренними социально-значимыми мотивами (28,6% учащихся). Для них важна общественная значимость выбранной специальности.
  5. Внутренние индивидуально-значимые мотивы выражены у юношей, склонных к профессиям «Человек-техника» (15,7%) и «Человек-природа» (12,5%).
  6. Внутренние социально-значимые мотивы выражены у юношей, ориентированных на профессии «Человек-человек» (12,5%).
  7. Среди девушек, ориентированных на специальности «Человек-человек» преобладают внутренние индивидуально-значимые мотивы (26,4%).

 

Список литературы:

  1. Климов Е.А. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО). — Режим доступа: https://world-psychology.ru/oprosnik-ddo-e-a-klimova/ (дата обращения 10.03.2016).
  2. Короткова К.С., Донских Н.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Диалог культур — диалог о мире и во имя мира. — 2014. — №1. — С.31-36.
  3. Овчарова Р.В. Методика «Мотивы выбора профессии». — Режим доступа: (дата обращения 10.03.2016).
  1. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология). М.: Гардарики, 2005. — 349 с.[schema type=»book» name=»К ВОПРОСУ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ» description=»Статья посвящена исследованию ориентаций на профессии и мотивов выбора профессии у учащихся старших классов. В результате применения опросников выявлена ориентированность юношей на такие сферы деятельности, как человек, техника, природа, девушек — на профессии, связанные с человеком и художественным образом. Установлено преобладание внутренних индивидуально-значимых мотивов при выборе профессии.» author=»Лазарева Елена Александровна, Алимбаева Роза Тогайовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-25″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
jendralmaya Slot slot gacor 2023 slot demo slot demo slot deposit pulsa slot demo slot demo slot slot deposit pulsa slot data hk data sgp data sdy data macau https://sebatik.wicida.ac.id/public/slot-demo/ slot demo slot demo
404: Not Found