Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Психологические науки. ; ():-.

Застенчивость — черта характера, проявляющаяся в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных мыслями о своей неполноценности и отрицательном отношении к себе собеседников [1,c.111]. Как правило, застенчивость проявляется в детстве и обычно сохраняется на протяжении всего младшего школьного возраста. Но особенно отчетливо проявляется на пятом году жизни. Именно в этом возрасте у детей формируется потребность в уважительном отношении к ним со стороны взрослого.

Целью нашего исследования было изучить феномен застенчивости у младших школьников.

 Задача — выявить связь застенчивости и социализации младших школьников.

У застенчивого ребёнка оказывается уязвимой область чувств. Он не склонен к яркому проявлению своих эмоций, а когда в этом возникает необходимость, он робеет и замыкается в себе. Ребёнок начинает испытывать внутреннее противоречие: с одной стороны желание вести себя непринуждённо и с другой — страх перед спонтанным выражением чувств.

Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе [2, c.270]. Однако это не совсем так. Как правило, у застенчивого ребенка отношение к себе как личности самое положительное. Его проблема заключатся в другом. Ему представляется, что другие относятся к нему хуже, чем он сам относится к себе. С возрастом у такого ребёнка наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самим другими людьми. Дети продолжают высоко оценивать себя, но с точки зрения взрослых — родителей и воспитателей их оценка становится все ниже.

Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребёнка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего Я. Подобного рода мироощущение способствует формированию особого типа личности застенчивого ребёнка. Его особенность заключается в том, что всё, что делает ребёнок, проверяется через отношение других. Тревога о своём Я часто заслоняет для него содержание деятельности. Ребёнок сосредоточен не столько на том, что он делает, сколько на том, как его оценят взрослые: личностные мотивы всегда выступают для него главными, заслоняя собой и познавательные, и деловые, что затрудняет протекание, как самой деятельности, так и общения [3, c.56].

Для растущей и развивающейся личности ребенка одним из важнейших аспектов нормальной жизнедеятельности является процесс социализации, которую мы понимаем как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [4, c.28]. Для ребенка младшего школьного возраста основным институтом социализации является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Она задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками.

Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе. Однако, в младшей школе, особенно в первые два года обучения, взаимоотношения школьников в большей степени определяются учителем посредством организации учебного процесса. Учитель способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе, поэтому среди предпочитаемых часто оказываются дети, которые хорошо учатся, которых хвалит и выделяет учитель. Однако, ребенку, страдающему застенчивостью, очень сложно завоевать высокое положение среди сверстников и заручиться поддержкой учителя.

Застенчивые дети стесняются выступать на публике – на различных детских мероприятиях, на школьных занятиях, – что заставляет их чувствовать себя не такими умелыми, умными и талантливыми, как другие ребята. Часто наиболее ярко застенчивость проявляется в тех видах деятельности, которые для ребенка являются новыми. Он чувствует себя неуверенно, стесняется проявить свою неумелость, боится признаться в этом и попросить помощи. Адаптация ребенка к школе происходит крайне медленно, с большим трудом. Застенчивый ребенок стесняется поднимать руку на уроке, плохо отвечает у доски, несмотря на хорошую подготовку, что часто снижает его успеваемость по школьным предметам.  Он не решается задать вопрос учителю, даже самый необходимый для него. Застенчивый ребенок старается затеряться в толпе, нередко теряя свою индивидуальность. На уроках такого ребенка трудно заставить отвечать на вопросы учителя, и если все-таки удается, то он говорит тихо и невнятно, обычно очень короткими репликами. В любой ситуации, требующей от ребенка каких-то самостоятельных решений и действий на виду у публики, предполагающей оценку его действий другими людьми или включающей элементы соревнования, его и так ограниченные возможности полностью парализуются. Вследствие этого у ребенка повышается уровень тревожности и возникает ложное представление о себе, как о неспособном ученике, что усиливает его застенчивость.

Одной из основных задач социализации является формирование социальной компетенции. Социальная компетенция — это способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребности, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею [5, c.90-91].

Исходя из определения социальной компетенции, можно выделить ряд умений, которые бы обеспечивали продуктивную коммуникацию. Среди них умение адресовать свое сообщение; умение привлечь внимание собеседника; умение предложить свою помощь; умение слушать собеседника и проявлять заинтересованность в том, что он говорит и т.п. Застенчивость, как известно, не предоставляет возможностей для активного человеческого общения, что мешает формированию социальной компетенции и нарушает процесс социализации личности в целом.

Итак, на основании приведенных фактов, мы можем сделать вывод о том, что застенчивость, как феномен личности, может нуждаться в корректировке, в случае, если он мешает личности, в частности, ребенку, решать задачи развития на определенном возрастном этапе, социализироваться в обществе и включаться в существующие общественные связи. В случае, если застенчивость не будет преодолена ребенком в младшем школьном возрасте, это может привести к негативным последствиям и проблемам на следующем этапе возрастного развития. В частности, будет затруднительным решение задач подросткового возраста в установлении межличностных взаимодействий и формировании собственной идентичности.

       Список литературы:

  1. Большой психолого-педагогический словарь. — Ростов — на Дону: Феникс, 1999. — 576 с.
  2. Кондратьева К.С. Психологический анализ феномена застенчивости / К.С. Кондратьева // Сибирский педагогический журнал. – 2010. — №9. – С. 266-274.
  3. Зимбардо Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 256 с.
  4. Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С.И. Розум. — СПб.: Речь., 2007. — 365с.
  5. Матвеева О.Н., Беккер И.Л. Основные направления социализации младших школьников / О.Н. Матвеева, И.Л. Беккер // Интеграция образования. – 2010. — №4. С. 88-92.[schema type=»book» name=»ЗАСТЕНЧИВОСТЬ КАК ПРИЧИНА ПРОБЛЕМ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ» author=»Семачкина Юлия Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-13″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]
Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
slot thailand slot gacor slot dana jendralsmaya slot server luar demo slot slot gacor slot dana data hk slot deposit pulsa slot 2024 slot gacor
404: Not Found