В конце XX начале XXI вв. как в научном сообществе, так и в периодической печати достаточно много внимания уделяется анализу нового феномена «цветных революций», которые породили смену политических элит в отдельных «постсоветских» государствах и государствах Арабского Востока. Главным итогом осуществления «цветных революций» в государствах СНГ стало изменение их геополитической ориентации и внешнеполитической стратегии. Примером может служить смена внешнеполитических приоритетов Украины и Грузии в сторону НАТО и Европейского союза.
Актуальность и значимость данной проблематики обусловлена тем, что все выше обозначенные процессы оказывают непосредственное влияние на национальную безопасность Российской Федерации, негативно влияют на реализацию ее национальных интересов на постсоветском пространстве. Государства СНГ в силу множества объективных причин и факторов входят в сферу жизненно важных интересов России. Технологии «цветных революций» затрагивают и внутреннюю безопасность Российской Федерации. Эти и другие причины обуславливают необходимость исследования причин, движущих сил, механизма подготовки и способов реализации, результатов осуществления «цветных революций».
Первые новые технологии смены политических режимов были апробированы в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Крушение Берлинской стены в 1989 г. стало своеобразным символом перемен в государствах Центральной и Восточной Европы. Первопроходцем в апробации новых технологий стала «бархатная революция» в Чехословакии. В последующем трансформация политических режимов в большинстве государств «народной демократии» произошла относительно мирным путем, бескровно. Бескровный характер этих процессов, а по сути государственных переворотов и позволил назвать их «бархатными революциями». В последующем этот термин стал означать несиловые варианты смены политических элит в государствах.
«Революционная смена» политических режимов в государствах СНГ – революция роз в Грузии 2003 г., оранжевая революция на Украине 2004 г., тюльпановая революция в Киргизии 2005 г. позволила дать новое название рассматриваемому феномену как «цветные революции». Цвет и символы, как знаковые символы «цветных революций» играют особую роль, так как они воздействуют на психику участвующих в массовых протестах в конкретной стране. Политтехнологи прекрасно понимают, какое значение имеют знаковые системы («красная роза», «красный тюльпан», а не «желтый тюльпан») для конкретного народа, ибо они пробуждают определенные эмоции участвующих и формируют в целом эмоциональный настрой на победу. Символ революции становится опознавательным знаком, консолидирующий соратников в конкретном пространстве и времени.
Вместе с тем, не смотря на то, что изучению технологий «цветных революций» уделяется большое внимание, как среди ученых, так и специалистов по их предупреждению, до сих нет единого понимания на то, какое именно событие можно считать «цветной революцией». Вердиханова З.В. в своей статье определяет несколько направлений в анализе сущности «цветных революций» таких как: современный пример революционной трансформации, которая совершается по традиционным канонам революции с участием масс и сменой политической системы; разновидность государственного переворота, в рамках которого осуществляется захват власти оппозиционными силами; политическая технология, насаждаемая внешними силами для совершения переворота в государстве; политический конфликт по поводу перераспределения властных ресурсов [1]. Наиболее общей чертой всех подходов в рассмотрении «цветных революций» является использование ненасильственных методов смены политических режимов — митингов, разнообразных форм протеста.
Однако, трагические события на Украине в 2014 г. не позволяют уже говорить о «цветных революциях» как о «бескровном государственном перевороте». Наиболее приемлемым, по мнению автора, является подход, который рассматривает данный феномен как форму государственного переворота с последующей насильственной сменой правящего режима под давлением массовых уличных акций протеста и при активной внешней поддержке из-за рубежа. Внешняя поддержка является одним из условий эффективного осуществления «цветных революций». Наиболее активную моральную поддержку, организационную и финансовую помощь «цветным революциям» через неправительственные организации оказывают США. Агентство США по международному развитию (USAID) финансирует американские и международные неправительственные организации как Национальный демократический институт международных отношений, Национальный фонд США поддержки демократии, международный республиканский институт. В «продвижении демократии» путем «цветных революций» проявляет большую активность Международная организация «Дом Свободы», Фонд Сороса, который финансирует также Международное общество справедливых выборов [2].
«Цветная революция» в отличие от классической революции не ставит важнейшую конечную цель изменения социального строя и форм собственности, а её главная задача заключается в смене политического лидера государства. Поэтому наличие решительного и твердого главы государства, способного реально использовать вверенную ему власть и пресечь любые незаконные и провокационные акции «цветных революционеров» приводит к неудачам и провалам «цветной революции». Примерами может служить попытка цветной революции в Узбекистане в 2005, попытка васильковой революции в Белоруссии, попытка цветной революции в Армении.
Можно в обобщенном виде выделить наиболее характерные предпосылки «цветных революций»: резкое «сужение» социальной базы существующего политического режима в государстве; утрата им статуса безусловной легитимности; наличие сформировавшейся оппозиционной политической и экономической элиты, которая в рамках существующей системы ощущает свою не востребованность; консолидированная поддержка оппозиции со стороны ведущих держав мира; зависимость правящей элиты от финансировании зарубежных государств; доминирование анти властных настроений в столице и в других крупных городах страны; наличие у политических противников режима харизматической личности, становящейся символом обновления [3].
«Цветные революции» на постсоветском пространстве влияют на имидж России в странах СНГ, сказываются негативно на процессе интеграции в данном регионе, а в конечном итоге все эти процессы представляют реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. В ходе «цветных революций» к власти пришли недружественные по отношению к России политические режимы. Следствием этих процессов стал конфликт с Грузией и последующим выходом ее из состава СНГ, серьезный конфликт с Украиной
В современных условиях, в период экономического кризиса многие страны СНГ переживают экономическую нестабильность, влекущую за собой низкий уровень жизни населения и опыт осуществления «цветных революций» может стать толчком к проведению аналогичных мероприятий.
Таким образом, феномен «цветная революция» стал новой моделью смены высшего руководства государства. Поводом для начала таких «революционных событий» как правило становится напряженная или нестабильная ситуация в государстве в период парламентских или президентских выборов, важных политических событий. Как показал постсоветский опыт осуществление таких революционных преобразований, они не приводят к ожидаемым результатам большей части участвующих в таких событиях. Итогом всех этих процессов чаще всего становится политическая дестабилизация в государстве, экономический спад, обнищание значительной части населения и как следствие масштабное общественное разочарование.
Список литературы:
- Вердиханова З.В. Структурные и процессуальные характеристики феномена «цветных революций» //https://izvuz_on.pnzgu.ru/files/izvuz_on.pnzgu.ru/08.pdf
- «Мягкая сила» и «управляемый хаос» — инструменты современной мировой политики //ttps://www.hse.ru/data/2015/03/24/1093344876/%D0%97%D0%B0%D0%BD%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5%20%E2%84%96%204.pdf
- Барсаков В.А. «Цветные революции»: теоретический и прикладной аспекты //Полис.2006. №8. С. 57.[schema type=»book» name=»ФЕНОМЕН «ЦВЕТНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ» И НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ» description=»В статье анализируется сущность феномена «цветных революций», рассматриваются различные подходы авторов на его содержание, выявляются предпосылки возникновения «цветных революций», их последствия для интеграционных процессов на постсоветском пространстве и влияние на национальную безопасность Российской Федерации» author=»Чаевич Александр Владимирович» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-06″ edition=»euroasia-science_30_22.09.2016″ ebook=»yes» ]