Кризисы присущи любой развивающейся системе во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе политической и экономической. В современных условиях глобализации кризисные явления приобрели глобальный характер и оказывают влияние на национальные экономики и социально-политическое развитие большого количества стран. При этом экономический кризис заключается в сокращении объемов производства реального сектора, росте показателей безработицы, в том числе скрытой безработицы, падении уровня жизни населения, росте преступности, не выполнении государством взятых на себя социальных обязательств. Финансово-экономические кризисы являются неотъемлемой частью экономической системы,могут иметь как разрушительную, так и созидательно-оздоровительную функцию.
В 1998 году имел место один из самых тяжелых экономических кризисов в истории современной России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Срочно сформированному правительству Примакова Е. тогда удалось преодолеть эти опасные явления
Несмотря на то, что в последнее десятилетие мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др.), цикличность развития рыночной экономики неминуемо вызывает новые кризисные явления. Это в очередной раз подтвердило начало современного мирового финансово-экономического кризиса, первая волна которого прошла в 2007 году, а в настоящее время идет усиление экономической рецессии.
В Российской Федерации данные процессы вызывают существенное падение ВВП. Колебание курса валют, падение цен на нефть негативно влияют на экономику страны. Ухудшение отношений со странами Запада в связи с событиями на Украине, введение экономических санкций оказывают дополнительное негативное влияние на национальную экономику.
Государства являются основными субъектами мирового политического сотрудничества. Вместе с тем, некоторые негосударственные акторы выступают в роли полноценных партнеров государств, их конкурентов. На глобальном, региональном и национальном уровнях негосударственные субъекты частично берут на себя исполнение тех функций, которые прежде были всецело монополизированы государством. Стратегическое управление мировыми процессами основано на взаимодействии ООН, G7/G8, G20, ЕС, БРИКС, НАТО, ШОС, ВТО, МАГАТЭ, НАТО, ОДКБ, МВФ, ОПЕК, КомитетаЦангера, ICAAN, Международной организации стандартизации, Красногокреста и др. Данные акторы осуществляют локальное управление определенными сферами и влияют на конкретные элементы внешней политики государств. Важную роль в деятельности в данных международных организаций так же играют транснациональные корпорации, крупные национальные компании. Каждый из перечисленных субъектов имеет свое место в структуре мирового политического и экономического устройства.Изменение баланса сил между данными акторами является потенциальной угрозой стабильности международных отношений.
Во взаимоотношениях многих государств проявляется регрессия международного порядка, изменение партнерских отношений между Россией, Западной Европой, США.
США обеспечивают свое мировое могущество, опираюсь на военную силу, подстраивают мировую политику под свои интересы и выгоды. США выпячивает свое лидерство для единоличного управления миром, без согласования действий с другими акторами и странами мира.
Внешняя политика США также направлена на “конфликты пониженной напряжённости”что, как коррозия, поражает многие страны. После Второй мировой войны США поддерживали, а во многих случаях приводили к власти ультраправые военные диктатуры в различных странах. Имеются в виду — Индонезия, Греция, Уругвай, Бразилия, Парагвай, Гаити, Турция, Филиппины, Гватемала, Сальвадор, Чили. В настоящее время американская администрация не скрывает своего участия в украинских событиях. Такая поддержка, а также внутренние проблемы и долговое бремя могут привести к расширению Киевом военных действий в Донбассе.
В настоящее время существенно обострились противоречия между Россией и США. Нарастает давление со стороны Канады, Норвегии за права на “энергоресурсы”. Это особенно проявляется на примере конкуренции в отношении ресурсов Арктики.[1, С.4].
Особенностью современного международного политического сотрудничества является также “фактор малых стран”, когда “государства – провокаторы” пытаются вызвать обострение отношений между сильными странами и получить выгоду от их конфликтов и противостояний. Применительно к нашей стране в последнее десятилетие эту стратегию применяли Польша, Украина, Эстония, Грузия, Литва и др.
Особую роль в антикризисных процессах играют глобальные и национальные элиты [2, С. 154].Важным аспектом является постепенное исчезновение психологического барьера против войны в мышлении как элит, так и широких слоев населения, что, при резком обострении военной обстановки, может привезти к взаимному уничтожению ядерных держав и остального мира.Это является большой угрозой национальной и мировой безопасности.
По мнению некоторых экспертов, объединение рынков США и Евросоюза уже в недалекой перспективе может привести к отмене их валют (соответственно, доллара и евро) с переходом на новую трансатлантическую валюту. Это даст возможность моментально сбросить все долги, номинированные в долларах и евро, и начать новую экономическую экспансию [3, С.91].
В таких условиях Россия вынуждена противодействовать политике США на международной арене. Целевым ориентиром нашей страны является многополярный мир, а также равноправное и взаимовыгодное сотрудничество между странами. В таких условиях значение политической элиты России еще более возрастает. В условиях современной глобализации, с целью усиления своей роли, развитые государства стремятся к достижению информационного превосходства над контр-партнерами, которое, в числе прочего, предполагает активизацию различного рода информационных атак [4, С. 67]. Для нейтрализации данных угроз и обеспечения конкурентоспособности России в современном информационном соперничестве требуется комплексный подход, включающий нормативные правовые аспекты, совершенствование организационных и кадровых вопросов, технологическую модернизацию, обеспечение информационной и духовной безопасности элиты и всего общества.
Правительство страны предпринимает меры, которые применялись ранее,а также новые антикризисные программы взависимости от ситуации, с целью выхода из кризисной ситуации и дальнейшее развития. При этом ставка делается на осуществление конкурентоспособной внешней политикидля обеспечения благоприятного для России мироустройства с взаимовыгодными партнёрскими отношениями между странами.
Особого внимания заслуживает вопрос об увеличении доли государственной собственности в финансовом секторе. Государство вынуждено вмешиваться в финансовый сектор, когда появляется угроза такого масштабного кризиса, с постепенным возвращением независимости частному сектору. Так, происходит реализация масштабных программ импортозамещения [5, С.7] и развитие российских технологий.
В настоящее время продолжающийся мировой экономический кризис заставляет предприятия во всех сферах народного хозяйства изыскивать пути к выживанию. Данные обстоятельства актуализируют необходимость совершенствования концептуальных вопросов управления процессами вывода из кризиса современных российских компаний [6, С.59 ].
Сегодня мир стоит на пороге шестого технологического уклада. Его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоемких “высоких технологий”. Это биотехнологии и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные и квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика и др. Синтез достижений на этих направлениях должен привести к созданию, например, квантового компьютера, искусственного интеллекта и, в конечном счете, обеспечить выход на принципиально новый уровень функционирования систем управления государством, обществом, экономикой [7, С. 543].
В настоящее время активизируется сотрудничество России с такими организациями, как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, АТЭС, БРИКС и другими, в противовес влиянию США. Международная политическая и экономическая конкуренция заметно перемещается в зоны Центральной и Восточной Азии, сферу соприкосновения военных и экономических интересов России, Китая, Пакистана, Индии и Ирана. По многим направлениям эффективно развивается сотрудничество в сферах экономики, торговли, технологий между Казахстаном и Российской Федерацией.
Современный этап развития внешней политики России в отношенииКитайской Народной Республики характеризуется сотрудничеством по множеству различных направлений, включающих контракты и договоренности на высоком уровне, гуманитарные связи и торгово-экономические связи, дипломатическое сотрудничество (к примеру, в Совете безопасности ООН), участие в международных организациях ШОС, БРИКС и др. В мае 2014 года, во время визита Президента России В.В. Путина в Шанхай, было подписано “Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия”. Продолжается работа по развитию и укреплению Евразийского экономического союза, государственными членами которого являются Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия. 25 мая 2015 года в зону свободной торговли со странами Евразийского экономического союза вступил Вьетнам [8, С.3].
Следует отметить, что в создавшихся условиях российская политическая элита должна нести реальную ответственность за историческую судьбу страны, быть хранительницей основных базовых ценностей российского социума, служить нравственным примером для подражания основной массе населения. Особую роль данные аспекты приобретают в современных условиях разворачивающегося мирового финансово-экономического кризиса. При этом, в соответствии с современной теорией антикризисного управления, необходим перенос акцентов с процессов недопущения кризисов и борьбы с кризисными явлениями (в соответствии с традиционной теорией антикризисного управления) к рассмотрению кризиса как необходимого этапа социально-политического и экономического развития страны [9, С. 130]. От того, сумеет ли политическая элита адекватно ответить на эти вызовы, зависит будущее России, ее геополитические перспективы.
Список литературы:
- Богатуров А., Контрреволюция ценностей и международная безопасность, [Электронный ресурс]: Журнал международные процессы, Том 13, № 1(40). Январь–март 2015, URL: . htm- с. 1-4
- Родионов М.А., Волкова Т.А. Политические элиты и национальная безопасность. Социально-гуманитарные знания. Научно-образовательное издание, № 2, 2014.
- Абрамова О.Д. Перспективы развития трансатлантической зоны свободной «TAFTA»// Журнал «Евразийский Союз: вопросы международных отношений». 2013г. № 3-4. c. 87-94.
- Родионов М.А. К вопросу о формах ведения информационной борьбы. Военно-теоретический журнал “Военная мысль”, № 2 (март-апрель), 1998.
- Данилов-Данильян А. Импортозамещение в России-2015: чем обернется кризисная политика для компаний [Электронный ресурс]: профессиональный журнал коммерсанта «Коммерческийдеректор», 24.02.2015,URL: https://www.kom-dir.ru/article/309-importozameshchenie-v-rossii-2015.
- Родионов М.А. Антикризисное управление / Теоретические положения антикризисного управления: учеб. пособие. — М., МГТУ ГА, 2012. — Ч. 1, c.39.
- Россия в мировой экономике// Внешняя политика России. Учебное пособие / Под. общ. ред. С.В. Смульского, О.Д. Абрамовой. Отв. ред. В.С. Буянов. – М.: Книга и бизнес, 2013. — с.543.
- Баязитова А. Вьетнам войдет в зону свободной торговли ЕАЭС в конце мая[Электронный ресурс]: Газета «Известия», 17.08.2015, URL: .
- Родионов М.А. Информационно-аналитическая поддержка принятия решений в антикризисном менеджменте. Научный вестник МГТУ ГА, № 131 (7), серия Менеджмент, экономика, финансы. М., 2008.[schema type=»book» name=»Международное сотрудничество России в условиях мирового фи-нансово-экономического кризиса и экономических санкций» description=»В статье рассматриваются особенности современного финансово-экономического кризиса и экономических санкций, анализируются особен-ности международного политического сотрудничества. » author=»Цедидло Мария Викторовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]