Эта статья посвящена анализу деятельности Фонда Генриха Бёлля как некоммерческой организации социально-политического спектра. Целью Фонда имени Генриха Бёлля является поддержание развития политической культуры, поддержка демократического развития политических институтов, в том числе и российских. Деятельность Фонда осуществляется по четырем основным направлениям: демократия, гендерное развитие, экология и международное сотрудничество[2].
Наш исследовательский вопрос будет следующим: каковы функции российского филиала Фонда Генриха Бёлля в современной социально-политической среде?
Цель статьи: определить ключевые направления деятельности Фонда Генриха Бёлля как организации социально-политического спектра.
Для того, чтобы проанализировать деятельность Фонда, мы, во-первых, должны определить, является ли Фонд Генриха Бёлля референтной группой, во-вторых, направлена ли деятельность фонда на достижение научных результатов, и в – третьих, являются ли результаты его деятельности независимыми от тех или иных политических институтов.
Представляется целесообразным, в первую очередь, определить значимость Фонда как референтоной группы. Прежде всего, Фонд Бёлля строит свою работу на взаимоотношении людей, которые привержены определенным социальным ценностям, таким, как свобода слова, соблюдения прав человека, решение политических конфликтов мирным путем. Например, Фонд стремится к укреплению демократии и принимает меры для предотвращения разрушения экосистемы. Одна из нескольких задач фонда — это обеспечение международного диалога посредством проведения научно-исследовательских проектов в географически социально — кризисных зонах. Поэтому можно отметить, что Фонд является такой референтной группы, которая для того или иного индивида служит своеобразным барометром социальных ценностей.
Второй критерий, по которому мы будем оценивать Фонд как организацию социально-политического спектра, является уровень значимости этой организации как «thinktank».
Фонд Генриха Бёлля, в первую очередь – это «thinktank» политической памяти. Эта организация была основана в память о Генрихе Бёлли, который являлся одним из известных социально-политических деятелей и публицистов Федеративной республики Германии.
Деятельность Фонда Генриха Бёлля выглядит как форум / клуб, это дискуссионная площадка, которая традиционно открыта для широкой общественности, для политиков и исследователей, которые разделяют похожие идеи и ценности. Для социально-научной значимости Фонда координаторы программ привлекают к совместной деятельности ведущих акторов гражданского общества: университетских профессоров, предпринимателей, ученых, молодых специалистов, журналистов и просто людей с активной гражданской позицией.
Очень важно также проанализировать автономию такой организации, аффилированность на политические институты. Очень часто политический статус аналитических центров связан с уровнем политической активности и степени влияния на политический и административный процесс. Способность организаций социально-политического спектра влиять на то или иное принятие политического решения, в свою очередь, предполагает наличие у такой организации ресурсов: человеческого и материального капитала, институциональных основ организации, престижа отдельных сотрудников этой организации. Особое значение имеет способность аналитического центра выступать в качестве общественной независимой экспертной организации [4].
Фонд имени Генриха Бёлля в России имеет постоянный штат сотрудников. Прежде всего, это профессионалы своего дела, которые могут быстро реагировать на возникающие краткосрочные политические проблемы. В этой организации работает постоянный коллектив и это, несомненно, повышает статус Фонда среди других аналитических центров, СМИ и даже отдельных политиков. В то же время указанное обстоятельство может отрицательно сказаться на качестве предоставляемых результатов. Поэтому Фонд всегда готов принять к себе нового сотрудника — специалиста в своей профессиональной области.
Было бы несправедливо не упомянуть тот факт, что Фонда имени Генриха Бёлля является платформой для участия в обсуждениях на различные социально-политические темы. Он организует «круглые столы», проводит конференции и семинары, создает площадку для обмена экспертными мнениями и т.д.
На основе экспертного интервью с сотрудниками Фонда было выявлено, что Фонд сам является инициатором научно-исследовательских проектов, публикаций аналитических материалов: интернет-статей, книг, брошюр и т.д. Так же Фонд имени Бёлля публикует в интернете на собственном сайте статьи, доклады и презентации отдельных исследователей Фонда, которые имеют степень кандидата или доктора наук, что тоже подтверждает важность статуса этой организации.
Также можно выделить особенности партнерских отношений Фонда с важными акторами политического процесса:
— Сотрудничество на основе конкретных целей, участие в совместных проектах.
— Договорные союзнические отношений с активными участниками политического процесса. (Большое число партнеров — почти 60 стран) [2].
Целью этого исследования мы ставили выявление функций Фонда Генриха Бёлля как организации социально-политического спектра, поэтому представляется необходимым перейти к анализу наиболее важные из них.
- Образовательная функция. Прежде всего, это функция гражданского образования. Среди тем образовательных программ можно выделить такие как: гражданская культура, демократические ценностей, международный диалог и многие другие. Формой обучения являются: краткосрочные семинары с использованием интерактивных методов, консультирование по конкретным вопросам. Кроме того, Фонд поддерживает талантливых студентов, работающих над социально-политическим вопросами, дает возможность выигрывать гранты для исследования наиболее важных актуальных проблем.
- Коммуникативная функция Фонда выражается в том, что Фонд выступает в качестве посредника:
— Посредник между правительством и НПО, политической элитой и гражданским обществом (организация общественных слушаний, общественной экспертизы и других форм общественного участия).
— Фонд выступает в качестве посредника между НПО и научным сообществом, НПО и бизнесом (организации встреч, тренингов, вместе они создают площадку, которая обеспечивает возможность слушать, слышать и понимать друг друга, что так важно в современной ситуации).
— Фонд выступает в качестве посредника между НПО и средствами массовой информации, организует встречи журналистов с научным сообществом и с представителями НПО, где они обсуждают важные вопросы и вырабатывают совместные рекомендаций на ту или иную социально-политическую проблематику.
Что дает Фонд Генриха Бёлля как “ thinktank” социально-политического спектра:
- Как правило, действия Фонда к анализу и решению проблем весьма новаторские, что позволяет лицам, принимающим решений, посмотреть на одну и тоже проблему под разным углом зрения или с новой позиции.
- Такого рода организации через исследовательские проекты, конференции и семинары ведут подготовку кадров, также они позволяют представителям власти улучшить свои профессиональные навыки.
- Фонд имени Генриха Бёлля расширяет диапазон вариантов политики в процессе принятия важных политических решений.
- Любая организация социально-политического спектра, в том числе и Фонд имени Генриха Бёлля, может предоставить уникальную возможность рекрутизации лиц, которые уже имеют все навыки, чтобы работать в государственных структурах. И с другой стороны, принимая во внимание изменчивость политической ситуации, такие организации предоставляют практическую возможность для политиков продолжать свою деятельность после выхода из государственных структур по тем или иным причинам.
В заключении мне бы хотелось отметить, что деятельность Фонда Генриха Бёлля в качестве НПО социально-политического спектра очень важна. Значимость таких организаций, как Фонд Генриха Бёлля, растет с каждым днем, потому что большим плюсом их деятельности является их гибкость. Они могут адаптировать свою деятельность быстрее, чем государственные учреждения. Соответственно они реагируют на изменения жизни «за окном» гораздо быстрее, чем государственные структуры.
Список литературы
- Belyaeva N. (2006). Public policy in Russia: theory and practice. Scientific schools formation // Public policy in modern Russia: actors and institutions. Articles collection. М.: HSE.
- HeinrichBöllFoundation. Электронный ресурс: [https://ru.boell.org/en/categories/our-mission], (дата обращения: 15.02.15).
- McGann, J., Johnson Erik C. (2005).Сomparative Think Tanks, Politics and Public Policy Hardcover, P. 283.
- Zaytsev D. (2008).Theories and methodology of political actors’ influence on decision making (think tanks’ example) // Human. Community. Governance. №2, 2008. P. 413.[schema type=»book» name=»АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НПО, КАК ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СПЕКТРА» author=»Шитова Александра Вячеславовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-04-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_30.04.2015_04(13)» ebook=»yes» ]