В настоящее время рок-н-ролл официально признанный вид физкультурно-спортивной деятельности. В 2017г. он включён в программу Всемирных игр и по прогнозам специалистов в будущем – это Олимпийский вид спорта. Возросшему росту популярности акробатического рок-н-ролла в нашей стране среди лиц разного возраста, пола и физической подготовленности способствует разнообразная программа соревновательной деятельности. Так в акробатическом рок-н-ролле выделяют более 13 категорий, по которым проводятся официальные рейтинговые соревнования и 9 категорий имеют региональный статус. Специальные требования позволяют выбирать соответствующие этим классам доступные программы. Спортсмены могут соревноваться как среди спортивных пар, одиночного исполнения (дети), так и в групповых соревнованиях – «формейшен».
Формейшен – это соревнования между группами спортсменов, состоящих из шести и более пар, или участников в возрасте 8-12 лет, исполняющих одновременно одну программу, включающую перестроения. Возраст участников определяет и дисциплины соревнований по данному направлению: «Формейшн-микст», «Юниоры и юниорки», «Формейшн-микст-мужчины и женщины», «Формейшн» женщины, «Формейшн» девушки.
Техника акробатического рок-н-ролла включает в себя исполнение основного хода, танцевальных фигур и акробатических элементов, выполняемых в высоком темпе, что требует от спортсменов проявления целого комплекса двигательных способностей. Координационных способностей при выполнении основного хода, вращений, парных смен, акробатических элементов; специальной выносливости, проявляемой в выполнении коротких программ от 1 до 3,5 минут в быстром темпе 42-56 тактов в минуту; гибкости при выполнении бросков, шаговых вариаций и др. Особенностью данного вида спорта является хореографическая и музыкальная подготовка танцоров.
Формирование и совершенствование сложнокоординационных двигательных действий акробатического рок-н-ролла невозможно, если нет определенной базы развития физических качеств (на что указывают требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта акробатический рок-н-ролл), в частности, двигательно-координационных, среди которых значимое место отводится прыгучести.
По данным А.Я. Муллагильдиной (1995), П.Н. Кызыма (1999), Л.С. Луценко (2005), Г.П. Артемьевой (2007), Е.Н. Балуновой (2009) прыжки и прыжковые упражнения занимают важное место в технике танцоров [1]. Прыгучесть, по мнению В.И. Ляха, является одной из ведущих базовых двигательных координаций, без оптимального уровня развития которой проблематично решать задачи всестороннего развития и спортивной подготовки в любом виде спортивной деятельности [2].
Интегрируя в себе силу мышц и быстроту движений, прыгучесть, как двигательное качество, будет способствовать не только формированию правильной техники основного хода, легкости перемещений, но и высоте исполнения акробатических элементов.
Исходя из сказанного, актуальность исследования обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся, с одной стороны, необходимостью развития прыгучести у танцоров, с другой – крайн+е недостаточной разработанностью средств развития прыгучести в практике подготовки спортсменов, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.
Таким образом, целью исследования явилось развитие прыгучести у девочек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом по программе «Формейшн».
В соответствие с гипотезой исследования мы предположили, что включение в процесс учебно-тренировочных занятий девочек 8-12 лет комплексов упражнений, направленных на развитие прыгучести, значительно улучшит у них уровень развития данной способности и техники выполнения основного хода рок-н-ролла.
Одной из задач нашего исследования являлась разработка комплексов модифицированных упражнений, направленных на развитие прыгучести у девушек-юниорок и проверка их эффективности.
В 2013-2014 учебном году на базе клуба акробатического рок-н-ролла «Аллегро» и отделения акробатического рок-н-ролла при ДЮСШ № 6 г. Тулы апробировались разработанные нами комплексы по целенаправленному развитию прыгучести у девочек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом по программе «Формейшен». В эксперименте приняли участие 20 девочек 12-15 лет: 10 воспитанниц из клуба «Аллегро» (9 спортсменок из основного состава и одна запасная спортсменка) представляли экспериментальную группу и 10 спортсменок контрольной группы из отделения акробатического рок-н-ролла.
Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились 4 раза в неделю по 2 часа. В подготовительную часть занятий в экспериментальной группе включались разработанные нами комплексы упражнений. Всего было разработано 6 комплексов, которые менялись каждые 2 недели.
Соотношение средств специальной физической подготовки было представлено следующим образом: 35% времени уделялось скоростно-силовой подготовке (в основном прыжковой), 10% – силовой, по 20% времени отводилось на развитие быстроты и специальной выносливости, и 15% – на увеличение подвижности в суставах и расслабление.
Очередность выполнения упражнений соответствовала следующей структуре: в начале тренировки выполнялись упражнения на быстроту, затем скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые); в конце тренировки – силовые, далее скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые) и в завершении упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Другой вариант очередности выполнения упражнений предполагал, что в начале тренировки выполнялись скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые), затем силовые; в конце тренировки: силовые, далее упражнения на специальную выносливость и, в завершении, – упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Интервалы отдыха между упражнениями составляли от 15 до 30 секунд, между сериями – от 45 до 60 секунд.
В предложенные нами комплексы включались упражнения со скакалкой: бег с высоким подниманием бедра через скакалку; прыжки в полном приседе через скакалку; основной ход через скакалку, многократные прыжки на двух ногах (100-500 раз), двойные прыжки. Из упражнений на скамейке применялись: вскоки на скамейку; соскоки со скамьи с многократными послескоками; перепрыгивание через скамейку с продвижением вдоль нее; прыжки через скамейку с поворотом на 180 градусов. Также применялись многоскоки: с продвижением на двух ногах, на одной ноге, из приседа, из приседа с продвижением; без продвижения на двух ногах, на одной ноге, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием, с поворотом на 180 и 360 градусов. Упражнения с применением резиновых бинтов, которые привязывались на голени ног танцоров для выполнения кик-бол-ченжда на прыжках, а также бросковые движения ног.
С целью изучения воздействий предложенных нами комплексов модифицированных упражнений на развитие прыгучести были отобраны контрольные упражнения, позволяющая оценить эффективность развития данной способности у спортсменок 8-12 лет.
Целенаправленное включение в процесс учебно-тренировочных занятий девочек-рок-н-роллисток упражнений на развитие прыгучести доказала свою эффективность. Прирост результатов у спортсменок зафиксирован по всем исследуемым показателям уровня развития прыгучести. Так, среднестатистический прирост в контрольном упражнении «прыжки через скакалку за 1 минуту» составил 27 раз; в прыжках с подниманием ног к груди за 30 секунд – 15 раз; в тесте «бег с высоким подниманием бедра за 1 мин» – 18 раз; в контрольном упражнении «прыжок вверх» – 20 см; показатели в «челночном беге 3 по 10 метров» улучшились на 0,74 секунды. Данные изменения являются достоверно значимыми и свидетельствуют об эффективности предлагаемых экспериментальных комплексов.
В процессе исследования зафиксированы качественные улучшения выполнения основного хода рок-н-ролла. Отмечены присутствие постоянного прыжка при движении вниз после касания пола, во время прыжковых движений пятка максимально высоко от пола, осанка контролируется, и спортсменка не наклоняется к ноге во время кика, музыкальность исполнения основного хода с хорошим качеством его исполнения.
Таким образом, можно констатировать, что применение предлагаемых нами комплексов упражнений направленных на развитие прыгучести танцоров способствует эффективному развитию данной способности и является важным показателем, способствующим формированию правильной техники основного хода рок-н-ролла, танцевальных движений и всей композиции в целом, что является залогом успешности выступления команды по «формейшену» на соревнованиях.
Список литературы
- Кызим П.Н., Алабин В.Г., Макурин Ю.К., Муллагильдина А.Я. Акробатический рок-н-ролл: учебное пособие. – Харьков: Основа, 1999. – 136с.
- Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. – М.: Терра спорт, 2000. – 192 с.[schema type=»book» name=»ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АКРОБАТИЧЕКИМ РОК-Н-РОЛЛОМ ПО ПРОГРАММЕ «ФОРМЕЙШН» » author=» Руднева Лидия Викторовна, Куликова Марина Викторовна, Малахова Екатерина Юрьевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]