Травматизм является серьезной проблемой общественного здравоохранения во всем мире. В то же время значимость данной проблемы для общественного здравоохранения зачастую недооценивается. Причины травматизма многогранны и носят взаимосвязанный характер, что требует масштабных стратегических решений.
Опасности встречаются в городе на каждом шагу. В дорожных происшествиях, при несчастных случаях в быту и в результате криминальных происшествий гибнет больше людей, чем в результате природных катастроф (наводнение, землетрясение и т.п.) к сожалению, чаще всего жертвами происшествий в городе становятся дети и подростки. По данным статистики, они составляют почти 40% пострадавших. Детский травматизм является одной из актуальных проблем здравоохранения, занимая значительный (до 25%) удельный вес общей заболеваемости детей.
Детский травматизм во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В последнее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п.
В связи с актуальностью данной проблемы целью исследования было изучение этиологии детского травматизма в г.Орске и определение мероприятий по его профилактике.
В нашей стране до сих пор не существует единой классификации детского травматизма. Многие специалисты предлагают классификацию в зависимости от места получения травмы [2]:
1 Бытовой – травмы, происходящие в квартире, на лестничной площадке, во дворе. В структуру бытового травматизма входят такие причины, как ожоги, различные травмы опорно – двигательного аппарата, отравления, укусы домашних животных;
2 Уличный – травмы, происходящие на улице, к нему относится [1]:
- транспортный травматизм – травмы, нанесенные транспортным средством: автомобилем, трамваем, мотоциклом, велосипедом [3]:
- нетранспортный травматизм. Наиболее частой причиной уличных травм являются падения с высоты (с деревьев, заборов, крыш, гаражей, погребов), на ровном месте, с ледяной горки, с качелей, в открытые люки.
3 Школьный – травмы, полученные учащимися во время пребывания в школе – на уроках физической культуры, труда, химии, физики, на переменах [4].
4 Спортивный – травмы, нанесенные во время занятий (организованных и неорганизованных) физической культурой и спортом.
5 Травматизм в дошкольных учреждениях [6].
6 Травматизм в лечебно-оздоровительных учреждениях (в том числе родовой). Родовая травма в последние годы приобрела угрожающий характер. Ежегодно большое количество новорожденных погибают по различным причинам, некоторые из них – мертворожденные, некоторые – погибают непосредственно при родах, другие – в возрасте до года.
7 Прочие причины (несчастные случаи – утопления, отравления).
Нами было проведено исследование информации, предоставленной Управлением социальной политики населения г. Орска, об уровне травматизма школьников за 2012 – 2014 годы. Было выяснено, что на первом месте, вот уже несколько лет подряд, находятся травмы, полученные с участием транспортных средств – 679,6 (среднеарифметическое количество) травм за 2012-2014 гг, а также бытовые травмы – 668,5, что всего на 11,1 травм меньше транспортного травматизма (679,6).
К числу наиболее подвергающегося опасности контингента по получению бытовых травм, относятся дети первых 6 лет жизни. По данным специалистов, на их долю приходится свыше 42% от числа несчастных случаев и травм, ежегодно регистрируемых среди детского населения города. Выявлены четкие возрастные градации. Меньше всего травм отмечено у детей первого года жизни, зато в группе от 3 до 6 лет травматизм больше в 3 раза. Однако максимальный уровень травматизма отмечен у детей второго года жизни.
Наиболее частый вид бытового травматизма — это различного рода повреждения: ушибы, ссадины, раны, вывихи, переломы, сотрясение мозга, в основном возникающие в результате падений со стульев, табуреток и подоконников, а также ожоги. По сравнению с предыдущими годами число ожоговых поражений заметно сократилось, тем не менее, на их долю приходится от 6 до 10% детских травм, и они дают одни из самых высоких процентов печальных исходов в структуре травматизма
На третьем месте по уровню случаев детских травм находится уличный травматизм– 550,2, что меньше на 129,4 случая бытового, и на 118,3 дорожно-транспортного травматизма.
Травматизм уличный – травмы, полученные пострадавшими вне учебной деятельности (дома), на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу, независимо от вызвавших причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении детей на улицах переломы костей встречаются в 70% случаев, ушибы и растяжения в 20%, ранения мягких тканей в 5%. Главным образом повреждаются конечности (85%). Увеличению уличного травматизма способствуют плохая организация уличного движения, узкие улицы с интенсивным движением, недостаточная освещенность; нарушение пешеходами правил дорожного движения; неисправное состояние уличных покрытий.
На четвертом месте, находятся спортивный травматизм – 102,6, что на 3,3 превышает травмы, полученные в школе – 99,3. По статистическим данным школьный травматизм находятся на пятом месте.
Прочие травмы занимают 6 место – 61,6 случаев.
Также, рассмотрим случаи травматизма по полученным травмам детьми, в различных ситуациях на рисунке 1. Статистические данные разделены по половому признаку.
Рисунок 1 — Статистика детского травматизма по виду травмы
Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что на 1 месте находятся поверхностные травмы – 1000,2, из них 576,8, получены мальчиками и 423,4 – девочками.
Второе место занимают переломы костей верхних конечностей – 299,3, из них 210,0 переломов, получены мальчиками, и 89,3 – девочками.
Вывихи, растяжения, травмы мышц и сухожилий находятся на третьем месте – 188,4, из них 110,5 травм, полученных мальчиками, а девочками на 32,6 травм меньше (77,9).
На четвертом месте находятся открытые раны, травмы кровеносных сосудов – общее количество травм 128,5, из них мальчики получили – 75,2 раны, а девочки – 53,3.
Переломы нижних конечностей, на 2,5 травм меньше открытых ран и травм кровеносных сосудов. Общее количество переломов нижних конечностей – 126,0, из них мальчики получили – 96,2 перелома, а девочки 29,8.
Термические и химические ожоги находятся на 6-м месте, по статистике детского травматизма по типу травмы. 34,1 (среднеарифметические данные за 3 года) травма была получена за период 2012-2014 гг., из них 20,5 мальчиками и 13,6 – девочками. Высокий уровень летальности (2–4%) и инвалидизации детей отмечается после термической травмы, при этом возникает необходимость длительного специализированного лечения, в том числе хирургического.
Переломы черепа и лицевых костей, происходят реже, чем другие переломы, они находятся на седьмом месте по типу травмы – 25,2 случая, из них мальчики 21,4, что в 5,5 раз превышает переломы черепа и лицевых костей у девочек – 3,8.
Ситуация с детским травматизмом в г. Орске остается напряженной на протяжении последних лет, в то же время случаи детского дорожно-транспортного травматизма уменьшаются.
Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями.
Проанализировав имеющиеся данные по профилактике детского травматизма, мы определили систему мероприятий, которой должны придерживаться все образовательные учреждения нашего города для профилактики детского травматизма. В работе школы должны выделяться следующие виды деятельности по профилактике детского травматизма:
- организационная работа;
- инструктивно-методическая работа;
- массовая работа.
В работе образовательных учреждений одной из главнейших задач должно быть формирование у обучающихся устойчивых навыков безопасного поведения дома, на улицах и дорогах с помощью изучения: правил поведения в квартире, правил дорожного движения, их практической отработки в урочной и внеурочной деятельности. Работа школ и дошкольных организаций в этом направлении должна строиться в соответствии с программой совместных мероприятий Управления образования, Всероссийского общества автомобилистов, УГИБДД ГУВД, комитета по образованию области по обеспечению безопасности дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, а также в соответствии с планом мероприятий районных отделов образования.
Инструктивно-методическая работа состоит в проведении совещаний для ответственных за профилактику травматизма в школе, консультаций для педагогов по организации профилактической работы. Здесь же предполагается и разработка методических рекомендаций по работе на транспортной площадке, проектов информационных уголков, уголков безопасности, обновление инструкций по проведению инструктажей с учениками. Необходимо создать видеотеку по ПДД и другим видам детского травматизма. Разрабатывать различные настольно-дидактические игры (например, «Узнай дорожный знак», «Правила безопасного поведения дома»).
Работа с родителями по профилактике детского травматизма – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в школе. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью школьника, невозможно решить только в рамках образовательного учреждения. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями [1].
Роль учителя ОБЖ по профилактике детского травматизма занимает одно из ведущих мест. Вопросы борьбы с детским травматизмом сегодня имеют актуальное значение. Большие усилия и организационная работа взрослых важна в профилактике детского травматизма. В целях профилактики необходимо взаимодействие ребенка, родителей, а также учителей.
Актуальный характер данной проблемы выражается в воспитании ответственного отношения к собственной безопасной жизнедеятельности, как личного самосохранения здоровья во всех его значениях, так и бережного отношения к здоровью других людей.
Список литература:
- Даниленко О.В. Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни в процессе подготовки бакалавров педагогического образования / О. В. Даниленко, И.Н. Корнева, Я.Г. Тихонова. // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: сб. науч. трудов по материалам X Международной научно-практ. конференции (Россия, г. Новосибирск, 17-18.04.2015 г.) // Международный научный институт «Educatio»- Ежемесячный научный журнал. – 2015 — №3(10) – C 147-149 — ISSN 34567-1769
- Малая медицинская энциклопедия : в 11 т. (т.10) / ответственный ред. В. Х. Василенко. – М. : «Советская энциклопедия», 2005. – 1199 с.
- Немсадзе, В. П. Детский травматизм / В. П. Немсадзе, Г. Амбернади. – М., 1999. – 320 с.
- Поляков, В. А. Избранные лекции по травматологии : учеб. пособие / В.А. Поляков. – М. : Медицина, 2010. – 272с.
- Фрейдлин, С. Я. Профилактика травматизма и организация травматологической помощи / С. Я. Фрейдлин. – Л., 2003. – 258 с.
- Хвашова, Н. В. Неотложные состояния у детей. Экстренная медицинская помощь : учеб. – метод. пособие для студентов педагогических вузов / Н. В. Хвашова. – М., 2009. – 108 с.[schema type=»book» name=»ЭТИОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ТРАВМАТИЗМА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА » description=»Исследование посвящено изучению этиологии детского травматизма в условиях малого города (на примере г. Орска). Целью исследования является изучение этиологии детского травматизма в г. Орске и определение мероприятий по его профилактике Достижение положительных и долгосрочных эффектов в организации профилактики детского травматизма возможно только на основе комплексного подхода в решении вопросов детской безопасности и профилактики травматизма. Такой подход включает в себя учебную и внеурочную деятельность, работу с родителями.» author=»Даниленко Оксана Валерьевна, Корнева Ирина Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]