Среди прочих определений культуры сегодня актуализируется понимание культуры как системы коммуникаций, способов обмена информацией, а явления культуры – как системы знаков и символов. Среди знаковых систем культуры ученые рассматривают вербальные и невербальные знаковые системы. Они состоят из «алфавита» (в лингвистике лексика) и правил их сочетания, позволяющих «читать» знаки и символы культуры (грамматика, синтаксис). Таким образом, мы рассматриваем языки культуры: язык музыки, живописи, архитектуры, танца, язык мимики, жеста, и так далее. Знаки имеют свое культурно обусловленное значение.
В постмодернистской культуре произошло расширение понятия текст, утвердился взгляд на любое явление культуры как на какой-то текст, имеющий определенный культурный смысл (с-мыслью) и несущий определенную информацию. В связи с этим ученые используют понятие «культурный код», который позволяет дешифровать тексты иных культур. Изучением языка культуры занимаются семиотика (от др. греч. σημεῖον — «знак, признак»), в ее ведомстве анализ знаковой представленности языка культуры, а также лингвистика (анализ естественных языков) и культурная семантика, которая изучает язык культуры как средство выражения смысла. Согласно Ю.М.Лотману семиотика – наука о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. В разных культурах действуют разные культурные коды. Какой код действует в современной культуре? Основной его признак: полифункциональность, множественность, мозаичность [7,12]. Но тогда, если каждый индивидуум – носитель своего собственного субъективного смысла, как возможны коммуникация и понимание? Это – сфера современных исследований.
Речевая деятельность − важнейший элемент духовной культуры, совокупный результат физиологических, психических, умственных сил человека и необходимое условие существования и развития общества. Ю. С. Степанов называет язык «системой систем» [14,15]. «В слове мысль как деятельность, внутренняя и субъективная, становится внешним объектом для себя самой и возвращается к себе самой уже как объект. Единица речевого мышления, слово — изначальный посредник между субъектом и объектом. Без соединения со звучащим словом мысль не может достигнуть ясности, представление не может стать понятием» [2].
Уже младенец знает, что в вещах есть нечто внутреннее и нечто внешнее [3]. В XVII веке Джон Локк определил задачи семиотики (использовав этот термин в значении учения о знаках) «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим» [5, с.8]. Идея «чистой доски» Локка была воспринята педагогикой. Однако впоследствии, с распространением развивающей и личностно-ориентированной педагогики, было обнаружено, что ум ребенка не является «чистой доской», что ребенок имеет собственный набор смыслов, переживаний, ценностей. Согласно типологии Лотмана [4], культура Просвещения, к которой принадлежит Локк, относится к асемантическому и асинтактическому типу. Этот тип «исходит из того, что вещи обладают реальностью не в качестве частей некоего объемлющего их целого, а сами по себе: существует то, что существует отдельно» [там же]. Следующий за ним, семантико-синтактический тип культуры, начал складываться в к. XIX- н. XX вв., он включает такие имена как Гегель (мир – стройная логическая конструкция, воплощающая в себе деятельность мирового разума), Вл.Соловьев (выдвигает идею Всеединства и обращается к символическому образу космической и всечеловеческой Софии, воплощающей в себе высшую мудрость и любовь). В этот период Фреге создает свой знаменитый треугольнк «знак — значение — смысл».
Конец XIX — начало ХХ века отмечены поиском синтеза, возвращением культуры к «синтактическому началу» [там же], поиском тайного мистического смысла и взаимосвязи явлений. В искусстве царствует символизм и импрессионизм, «серебряный век» («черный квадрат» К. Малевича, выступающий как знак неведомой реальности, символика Дж. Кирико и С. Дали). У символистов «между словами, как между вещами, обозначались тайные соответствия» [там же]. Наибольшее влияние на этот процесс оказали Велемир Хлебников и Владимир Маяковский. Маяковский черпал построение своих поэм в «залежах древнего творчества» [1]. Для Хлебникова революция среди прочего была средством возрождения и расцвета нашего «народного» языка («нам надоело быть не нами») [цит. по 1], словотворчество, отвечающее всему строю русского языка, было направлено не на разделение, а на соединение, на восстановление связи понятийного и просторечного языка, связи слова и вещи: «Ладомира соборяне с трудомиром на шесте» [там же], при этом включение фольклорных и архаических элементов было не регрессом, а развитием. Хлебников поставил перед собой сложнейшую задачу — соединить архаические славянские корни с диалогичностью языка («каждое слово опирается на молчание своего оппонента») [там же].
К концу XX в. многие авторы отмечают упадок семантико-синтактической культуры, обозначенный именем постмодернизма, и задаются вопросом, каким будет новое культурное пространство. По крайней мере, сейчас уже можно выделить такие его характеристики как диалоговость, мозаичность и совершенствование и распространение на все сферы жизни компьютерной техники. Авторы считают, что, возможно, приоритет снова получит семантический принцип, разовьется стремление к точности и строгости смысла языковых выражений. В связи с этими тенденциями общая методология и конкретные технологии СТИ, направленные на выявления стержневого смысла явлений [6-13] очень актуальны. Задача педагога – научить ребенка читать и понимать тексты культуры, ориентироваться в них, чтобы найти свое место в современном сложном поликультурном мире и суметь построить конструктивный диалог. Пока что вследствие технологизации и компьютеризаци мы наблюдаем существенный отрыв ребенка от основных текстов культуры. Дети не читают классическую литературу, не слушают классическую музыку, им перестает быть понятен этот язык. В столкновениях и пересечениях культурных смыслов поликультурного пространства смыслы не обогащаются, а нивелируются, упрощаются. Другой опасной тенденцией является «новояз» [1] – слова без тела (они не чувствуются, не ощущаются, не включены в семантическое поле носителя языка). «Новояз» оболванивает человека, лишает его простых человеческих ориентиров.
«Народный» язык естественно вырос за века и корнями уходит в толщу культуры данного народа, в отличие от языка, созданного индустриальным обществом и воспринятого идеологией. «Народный» язык рождается из личного общения людей, в гуще повседневной жизни, «голос здравого смысла говорит на родном языке» [там же]. Этот язык стал планомерно заменяться языком газеты, радио, телевидения, иностранными словами. Отрыв слова (имени) от вещи и скрытого в вещи смысла, что было «узаконено» в период Просвещения, на самом деле был шагом в разрушении упорядоченного Космоса, в котором жил человек Средневековья и древности. Начав говорить «словами без корня», человек стал жить в разделенном мире, в мире слов ему стало не на что опереться. Можно сказать, что нечто подобное происходит и сегодня. Например, когда русский человек слышит слова «биржевой делец» или «наемный убийца», пишет автор «Манипуляции сознанием» [1], эти слова поднимают в его сознании целые пласты смыслов, он опирается на эти слова в своем отношении к обозначаемым ими явлениям. Но если ему сказать «брокер» или «киллер», он воспримет лишь очень скудный, лишенный чувства и не пробуждающий ассоциации смысл. И воспримет его пассивно, апатично. Методичная и тщательная замена слов русского языка чуждыми нам словами — не «засорение» или признак бескультурья, а необходимая часть манипуляции сознанием. Для того, чтобы вскрыть изначальные, истинные смыслы слов нового языка, приходится совершать работу, которую философы называют «археологией» — докапываться до корней [там же].
Мы согласны с автором [1], что Лев Толстой совершил подвиг, создав для школы тексты на нашем природном, «народном» языке, и с тем, что каждый российский ребенок знаком с родными сказками Афанасьева и Пушкина, в то время как ребенок из среднего класса в Испании вообще не слышал, что существуют испанские сказки. Сказки Перро, Андерсена и братьев Гримм там знают через фильмы Диснея. Следующий пример из «Манипуляции сознанием» – из книги Фина Гарнера «Политически правильные детские сказки», который действительно нам кажется театром абсурда: «Жила-была малолетняя персона по имени Красная Шапочка. Однажды мать попросила ее отнести бабушке корзинку фруктов и минеральной воды, но не потому, что считала это присущим женщине делом, а потому что это было добрым актом, который послужил бы укреплению чувства общности людей. Кроме того, бабушка вовсе не была больна, скорее наоборот, она обладала прекрасным физическим и душевным здоровьем и была полностью в состоянии обслуживать сама себя, будучи взрослой и зрелой личностью…» [цит. по 1]. Другой пример: издание в Англии новой Библии с «современным» языком, тиражом в 10 млн. экземпляров. Теологи старого закала называют ее «модерн, но без Благодати»: из нее изъято само понятие Благодати и заменено «незаслуженными благами», а также понятия искупления и покаяния, а ключевое для христианства слово распятие заменено «прибиванием к кресту». «Наполненные глубинным смыслом слова и фразы, отточенные за две тысячи лет христианской мысли, заменены «более понятными». Библия стала похожа на телесериал, но утратила сокровенное содержание» [там же].
Все сказанное призвано продемонстрировать то значение, которое имеет предмет «Слововедение», построенный по методике СТИ в комплексе программ МАИ. Он направлен на воскрешение слова, на умение вслушиваться в слово, на поиск глубинного смысла слов.
Примеры из программы «Слововедение» для самых маленьких.
Урок 1. Буква «А». Игра – упражнение «Здравствуйте». Учащиеся по очереди на каждую букву называют пожелание всем присутствующим в классе.
Предлагается практическое задание №1: сделать аппликацию из бумаги — букву «А», и одновременно задаются вопросы (чтобы было не механическое склеивание, а анализ): «из чего состоит буква» (ее графическое написание: две прямые, соединенные вверху и в центре), «где начало буквы? На что оно похоже?» и т.д. Задание №2. Спеть букву «А» (вверх, вниз, прямо, криво, вправо, кружение, топтание на месте, прыжки, ползание, плавание, полет). Задание №3. «Собрать» все, что прозвучало в классе и придумать песню про букву «А».
Задание №4. Как движется буква «А», если она – ручеек, море, озеро, водопад, огонь, плодородная земля, глина, болото, пустыня, воздух.
Задание №5. Сгруппироваться в букву «А» пластически, двигаться. Как может двигаться буква «А» добрая, злая, хитрая, открытая, доверчивая, лживая, трусливая, храбрая, смелая, умная, глупая, уверенная, кроткая.
Задание 6. Игра в дирижера: хор учащихся исполняет букву «А», по взмаху, движениям учителя. Произносят букву громко, тихо, часто, продолжительное время, прерывисто
Задание 7. Подводится итог, вывод про букву «А», заканчиваются аппликации.
Д.З. Нарисовать сказочных, мифических или литературных героев, у которых имя или название начинается на букву «А».
Урок 2. Буква «Б»
1. Игра упражнение – пожелание на слово «Единство». Группа называет слова-пожелания на все буквы этого слова.
2. Анализ буквы «Б»: что обозначает, из чего состоит, графический анализ линий вертикальной, горизонтальной, шара
3. Задание: сделать аппликацию — буква «Б» в виде истории природы
4. Игры со звуками
1. Звук «Б» исходящий из головы, из уха правого, из уха левого, из указательного пальца правой руки, из пятки левой ноги, из носа, из глаза правого
2. Спеть мелодию буквы «Б»
3. Произнести как звучит буква «Б» добрая, злая, хитрая, трусливая, храбрая, смелая, умная, глупая, уверенная, кроткая
5. Размышления про букву «Б» объединить в стихотворение, какая по характеру, чем живет и для чего живет, кто папа и мама, какая ее работа.
6. Станцевать движение буквы «Б», движение ее рождения из свечки, молнии, из вулкана, из костра, из солнца, из спички, из Олимпийского огня, из салюта, из вечного огня, из огня Прометея.
7. Сложиться в букву «Б» коллективной композицией
8. Игра «дирижер» на звуки буквы «Б»
9. Д/з. нарисовать растение, название которого начинается на букву «Б»
Урок 3. Буква «В»
1. Аппликация на букву «В» из цветной бумаги одного цвета, но разных оттенков и тонов
2. Игра «Плюс – минус»
Группа учащихся находит положительные слова, начинающиеся на букву «В», качества, которые нужны (напр. вежливость, вера, воля и т.д.), отдельно на поле выносятся слова на букву «В», от каких качеств необходимо отказаться (врать, важничать и т.д.)
3. Графический анализ буквы «В», на что она похожа, из каких деталей состоит.
4. Анализ, как произносится буква «В»
5. Задания: как звучит звук «В» из облака, деревьев, цветов, ветра, стола, животного?
6. Как звучит звук «В» добрый, злой, хитрый, смелый?
7. Задание: произнести звук «В» тяжелый, легкий, толстый, тонкий, высокий, низкий, короткий, длинный
8. Игра-задание: рассказать звуком «В»: историю о том, как две белочки разговаривают, о том как много грибов в лесу, историю, как встретились два мишки, и малыш рассказывает дедушке, какой он видел сон про большую поляну цветов, и что он нашел большое дупло, где было много меда.
9. Размышление стихотворение про характер буквы «В»
10. Задание: станцевать букву «В» хитрую, злую, простую, добрую, глупую, храбрую, тупую, трусливую.
11. Д/з. Нарисовать сказочного героя, имя которого начинается на букву «В»
Через синтез искусств и наук культура приобретает новое качество, а также в полной мере раскрывается ее образовательный потенциал: главным вектором развития будет воспитание, а образование будет осуществляться не через накопление знания, эрудицию и механическую память, но как действительно образование «свершенного» человека, человека сознательного. Часто понятия «осознанное бытие» и «бытие определяет сознание» говорятся механически, хотя в действительности, в методологии СТИ эти понятия означают именно то, что свое бытие человек определяет осознано, где сознание выстраивает образ бытия по стержневым универсальным законам в соответствии с естеством природы и самого человека, и социума, и техногенной среды как второй природы мира.
Литература.
- Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. Электронный источник: https://www.kara-murza.ru/books/manipul/manipul16.htm
- Культурология. Учеб.пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1998, 576 с. 161
- Лосев А.Ф. Вещь и имя. Электронный источник:
- Лотман Ю. М., Семиотика культуры и понятие текста (Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. Таллинн, 1992. С. 129-132
- Лотман, Ю.М. Люди и знаки. / Лотман Ю. М. Семиосфера. — СПб.: Искусство-СПБ, 2010.
- Лубенко В.В., Априорная дидактика. Воспитание личности по Стержневой истине. Книга 1. СПб,1994, Книга 2. СПб,1997
- Лубенко В.В., Онтология и гносеология аксиологической эпистемологии /Вестник Орловского государственного университета. №7, 2011
- Лубенко В.В., Проблемы экологической этики и метод стержневой истины. VI Международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки в XXI веке», сб. статей М. Спутник 2012
- Лубенко В.В., Система Стержневой Истины, С-Пб, 1991, Электронный источник:
- Лубенко В.В., Универсум. Школа будущего — Киев 2008, Книга 111 — Киев 2010, Электронный источник:
- Лубенко В.В. «Философия лидерства (Гении, вожди, лидеры или люди будущего)» журнал «Научное мнение, №5 2012
- Лубенко В.В., Эпистемологическая аксиология как метод построения структуры знания и как форма истины. — Вестник Орловского государственного университета (№5, 2011)
- Методические рекомендации Полифункциональная модель образования: школа В.В.Лубенко, Л.1990, 7 п.л.
- Степанов Ю.С., Альтернативный мир, //Язык и наука конца XX века. Сб. статей. М.: РГГУ. 1995. 432 с.
- Степанов Ю.С., В мире семиотики. Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанова. М., 2001, с. 5 – 42 Электронный источник: type=»book» name=»ШКОЛА В.В.ЛУБЕНКО: СЛОВО И СМЫСЛ – АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРОГРАММА «СЛОВОВЕДЕНИЕ»» author=»Лубенко Владимир Васильевич, Умэн Екатерина Владимировна, Исаева Наталья Юрьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]