Стандартный подход к образованию и подготовке специалистов не удовлетворяет современным требованиям профессионального мира. Набор теоретической базы не обеспечивает целостную подготовку будущих кадров для занятия рабочего места в организации, что приводит к ряду отрицательных последствий: увеличение безработицы среди выпускников вузов, работа дипломированных специалистов не по специальности, а зачастую и на рабочих позициях. Поэтому необходим практический подход, в системе образования обеспечивающий возможность получения практических навыков в реальной деятельности путем организации стажировок и практик.
С легкой руки доктора Деминга принято различать два, на первый взгляд, сходных, но по сути очень разных понятия: образование и обучение. Их различие в том, что образование помогает думать, анализировать, принимать решения, искать аналогии, то есть познавать мир и ориентироваться в нем. В образовании участвуют семья, учебные заведения. Обучение же – это бесконечный процесс, который никогда не бывает стабильным. Обучать «в теории» невозможно. Если необходимо обучить человека совершенно новому для него делу, необходимо выработать у него навыки и развить умения [1, с. 7-8]. Поэтому важно, чтобы процесс обучения и образования были в общей «связке», когда студент, понимая свою будущую профессиональную деятельность, осознавал, какие навыки и умения необходимы, и что для этого необходимо делать.
Учебный процесс в Тольяттинской академии управления характеризуется следующим принципом: «Научиться что-то делать возможно только делая это». Это означает, что подготовка должна быть практичной [2, с. 226-227]. Именно поэтому учебный план предполагает включение студентов в профессиональную деятельность – стажировки и практику.
Приходя в Академию, студент погружается в атмосферу, которая предполагает видение себя в своей будущей профессии и карьере, которую он начинает реализовывать в виде своей личной траектории. Образовательный процесс построен таким образом, что помимо традиционных учебных занятий студент учится выстраивать «профессиональное движение» в соответствии с меняющейся ситуацией и организовывать свои действия в рамках трендов, сформировывать способность строить собственную траекторию (жизненную, профессиональную, карьерную) и обозначать требования на подготовку к ней.
Технология практической подготовки студентов в Академии является отличительной особенностью системы обучения. Студенты проходят стажировки и практику, начиная с 1 курса, и совмещают работу и учебу уже с 3 курса. Дипломные работы разрабатываются студентами на материале их профессиональной деятельности в конкретной организации. Это достигается путем прохождения функциональной и технической стажировок, которые являются обязательными для всех студентов 1 и 2 курса, и проходят в течение четырех недель, а также за счет профессиональной практики (семнадцать недель) для студентов 3 курса, которая, как правило, становится постоянным местом работы студента.
Каждая из заявленных стажировок и практика решают определенный круг задач. Функциональная стажировка — это первое вхождение в деятельность, при котором происходит знакомство с организацией, её устройством, принципами, определенным функциональным местом. Техническая стажировка направлена на анализ деятельности организации и понимание ее устройства, выделение проблем функционирования всей организации или подразделения, анализ профессиональных техник, методик и инструментов, используемых в работах. И, наконец, профессиональная практика, обязательным требованием которой является повышение нагрузки и сложности работ, направлена на освоение профессиональных способов работы, в том числе выполнение управленческих функций, и технологическое описание деятельности организации.
По итогам каждого вида деятельности студенты оформляют полученный опыт работы, чтобы в дальнейшем суметь перенести его в свою профессиональную деятельность, а также для понимания, какие способы и техники работы необходимы для освоения, чтобы использовать учебный процесс и себя для оснащения профессиональными инструментами.
На рисунке 1 показана схема формирования профессиональной траектории студента Академии.
Следует отметить, что по итогам прохождения стажировок и практик студенты Академии проходят систему тренировок, в ходе которых получают:
- умение использовать технику самопрезентации на защите результатов стажировок и практики;
- выстраивать выбор профессиональной траектории, который также осуществляется на защите результатов стажировок и практики и обсуждается с аттестационной комиссией;
Рисунок 1. Формирование профессиональной траектории студента
- умение использовать технику описания своей деятельности и ее результатов (научный текст в отчете по стажировкам и практике, публицистический — в статье).
Система практик и стажировок позволяет задолго до окончания вуза войти в профессиональную деятельность, закрепиться на рабочем месте и накопить практический опыт работы к концу обучения. Задача Академии — помочь студентам «найти свое призвание», предоставив возможность пробовать себя в различных профессиональных областях и способствовать направлению на практики и стажировки в соответствие с профессиональными устремлениями обучающихся. Выстраивание профессиональных траекторий по такому принципу решает очень важную задачу – трудоустройство студентов и выпускников Академии.
Список литературы
- Талантливые сотрудники: Воспитание и обучение людей в духе дао Tayota / Джеффри Лайкер, Дэвид Майер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 294 с.
- Дао Tayota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира/ Джеффри Лайкер Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 400 с.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СТАЖИРОВОК И ПРАКТИКИ» description=»Описывается особенность практической подготовки студентов, обеспечивающая возможность получения навыков в реальной деятельности и формирования профессиональной траектории путем организации системы стажировок и практики.» author=»Ишкильдина София Аркадьевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]