Современный период в жизни страны характеризуется интенсификацией требований, затрагивающих все сферы функционирования общества. Они касаются всех без исключений людей, в том числе и студентов юридических вузов.
Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, ориентирующую деятельность студентов на следующие направления: принять информацию, обработать её, продемонстрировать степень освоения информации. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и не способствует эффективному формированию профессионально важных качеств юриста.
Вопросам формирования профессионально значимых качеств личности специалистов различного профиля в условиях высшей школы посвящены работы Ф.Н. Гоноболина, А.А. Деркача, А.Б. Каганова, H.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, В.Д. Шадрикова и др.
В психолого-педагогической литературе широко представлены исследования, посвященные изучению отдельных качеств личности: трудолюбия (Е.А. Климов, С.Е. Матушкин, К.К. Платонов и др.), активности (Д.Б. Богоявленская, Т.И. Шамова), самостоятельности (И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, М.Н. Скаткин), ответственности (А.В. Немчинов) и др.
При этом в большинстве работ интересы исследователей зачастую сосредоточены лишь на общих проблемах формирования профессионально значимых качеств, методике проведения занятий и выборе оптимальных методов, форм организации обучения [2]. Все еще мало изучена проблема выделения профессионально значимых качеств личности применительно к деятельности в области юриспруденции.
Возникает необходимость формирования и развития профессионально-важных качеств (ПВК) личности, от которых зависит готовность будущего специалиста к выполнению профессиональной деятельности. При этом каждая профессиональная деятельность имеет свою специфику, требующую определенного набора профессионально важных качеств, выделение которых из всей совокупности должно быть научно-обоснованным.
Е.А. Климов отмечает в связи с этим: «Как бы мы не понимали профессию, в любом случае есть основание говорить, что она предъявляет некоторые требования к личным психологическим качествам работника» [3, с. 157].
Можно согласиться с В.Д. Шадриковым, который предлагает «под профессионально важными качествами понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения» [4, с. 129]. Занимаясь вопросами психологии профессионализма, А.К. Маркова приводит схожее определение, отмечая, что профессионально важные качества – это качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам. Они служат предпосылкой профессиональной деятельности, являясь ее новообразованием [2, с. 310].
Мы рассматриваем психологическую готовность студента к профессиональной деятельности как динамический процесс, и выдвигаем гипотезу о стадиальном и уровневом характере её развития на этапе профессионального обучения в вузе. При этом развитие и формирование ПВК личности в условиях учебной деятельности студента в вузе является, прежде всего, результатом развития структуры самосознания, то есть профессионального самосознания (ПС) личности [3].
В нашем исследовании были выделены следующие этапы формирования ПВК будущего педагога профессионального обучения в процессе обучения в вузе:
- Подготовительный этап, во время которого в процессе учебной деятельности проводится мониторинг уровня знаний, умений, навыков в области информационных технологий, обозначается знаниевая основа с целью решения задачи формирования ПВК будущего юриста.
- Основной этап, на котором в процессе учебно-профессиональной деятельности студенты приобретают профессиональные знания, вырабатывают профессиональные умения и отрабатывают профессиональные навыки, т.е. ключевые компетенции, а также развиваются способности и профессионально значимые личностные свойства, что в совокупности формирует профессионально важные качества.
- Завершающий этап обучения в вузе, который характеризуется тем, что большая часть ПВК уже сформирована, требуется их закрепление и дальнейшее усовершенствование.
Движение личности будущего юриста внутри одного из уровней сопровождается интериоризацией и субъективизацией позиции, в результате чего вся система отношений становится не только личностно окрашенной, но и реализуется в активной деятельности субъектов [1]. Переключение же с одного уровня на другой количественно и качественно меняет параметры, характеризующие степень выраженности факторов, влияющих на процесс формирования профессионально-важных качеств.
При изучении структуры ПВК студентов-юристов мы руководствовались структурно-функциональным подходом (как одним из разновидностей системного анализа), который состоит в совместном исследовании строения и функционирования компонентов.
Обоснуем содержание и критерии сформированности каждого показателя ПВК будущих юристов:
- Осознание студентом норм, правил, требований, образа своей профессии и образа личности профессионала как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, позднее – личной концепции профессионального труда, из которой будет исходить будущий юрист в профессиональной деятельности. Критерием сформированности данного показателя является наличие четких представлений (знаний) о выбранной профессии, требований предъявляемых к профессионалу в данной области;
- Самооценивание студентом сторон своей личности – понимание себя, эмоциональное отношение и оценивание себя как профессионала, оценивание своих профессионально-важных качеств. Профессиональное самосознание опирается здесь на общую и профессиональную самооценку (актуальную – «Я как профессионал сегодня», идеальную – «Я как профессионал в будущем») [1]. Критерием сформированности данного показателя является наличие адекватной общей и профессиональной самооценки, обязательность её принятия и учета в деятельности.
- Наличие у будущих юристов профессионального содержания в «образе Я». Критерием сформированности данного показателя является наличие у будущего юриста профессионального «идеального – Я» (динамического, социального и функционального).
- Мотивы, побуждающие к самопознанию и профессиональному саморазвитию. Критерием сформированности данного показателя является наличие познавательных мотивов, и мотивов саморазвития, самоопределения, удовлетворённость сделанным выбором. Другими словами, без мотивационной направленности будущего юриста, на овладение выбранной профессией эффективность процесса формирования профессионального самосознания будет минимальной даже в том случае, если студент имеет высокие показатели в учебной деятельности.
- Личностный смысл юридической деятельности. Критерием сформированности данного показателя служит степень представленности в профессиональном самосознании личности будущего юриста смысла юридической деятельности, вера в торжество справедливости, отраженные в ценностных ориентациях, свидетельствующих о важности для личности профессии юриста как охранника общечеловеческого блага.
- Профессиональная направленность. Критерием сформированности данного показателя является эмоциональное отношение к профессии, интерес к ней и желание проявить в ней свои способности.
- Творческая активность в ходе профессионального становления, умение творчески решать поставленные профессиональные задачи. В качестве критерия сформированности данного показателя выделяем наличие развитых тенденций личностно-профессионального развития отраженных в «динамическом образе Я», а так же наличие необходимых для этого личностных качеств: коммуникабельность, общительность, человечность, чуткость, умение проникнуть во внутренний мир человека, эмпатия.
Все перечисленные нами показатели ПВК студентов формируются в процессе их профессионального становления. Некоторые из них начинают формироваться ещё до обучения в вузе, но всем им предстоит достичь оптимального уровня непосредственно в сложной и разнообразной юридической профессиональной деятельности.
Следующие общие признаки всех компонентов могут служить, по нашему мнению, основанием для «признания» их в структуре ПВК:
- каждый из них определяет успешность учебной и эффективность будущей профессиональной деятельности;
- каждый компонент может быть рассмотрен как часть структуры целого или как самостоятельное целое;
- каждый из выделенных компонентов выполняет различные функции в структуре целого;
- все четыре компонента можно рассматривать через категории мотива, ценностей, отношения, установки;
- эти компоненты являются психолого-акмеологическими и приобретаются «до», а окончательно формируются уже «в», профессиональной деятельности;
Можно считать выделенные нами компоненты ПВК студентов-юристов частными факторами, влияющими на успешность будущей профессиональной деятельности.
Выделим следующие уровни сформированности ПВК студентов:
- Высокий уровень ПВК должен характеризоваться целостностью системы ПВК, хорошо развитыми связями между сформированными компонентами.
- Средний уровень ПВК предполагает наличие сформированных компонентов ПВК, но данная система отличается неустойчивостью и неоднозначностью связей между компонентами.
- Низкий уровень ПВК отличается слабой сформированностью структурных компонентов профессионального самосознания и отсутствием связей между ними.
Таким образом, ПВК, объединённые общими акмеологическими инвариантами (антиципация, саморегуляция, умение принимать решения), ПВК обеспечивающие успешное выполнение всех видов профессиональной юридической деятельности, объединённые в специальные акмеологические инварианты, а также профессиональная компетентность, рассматриваются нами в качестве исполнительного компонента деятельности, и объединяются в общий функциональный компонент профессионализма студентов. Системообразующим компонентом в представленной структуре ПВК является профессиональное самосознание студента.
Процесс развития профессионально важных качеств представляет собой переход от низшего уровня целостности к высшему. Уровни развития ПВК тесно связаны с развитием качеств личности в их единстве. Знание сущности процесса и уровней развития психологической готовности студентов-юристов к профессиональной деятельности позволяет более чётко управлять процессом их профессионального становления.
Список литературы:
- Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. – Калуга: Калужский ГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 96 с.
- Енгалычев В.Ф. Структура и содержание профессионально важных качеств юридического психолога // Сборник научных работ лауреатов областных премий и стипендий. Выпуск 6. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2010. – С. 309-323.
- Зеер Э.Ф., Романцев Г.М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. 2002. – № 3. – С. 157-164.
- Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под. ред. Н.Б. Мухориной – Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009. – 146 с.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ВУЗА» description=»В статье представлено описание специфики формирования профессионально важных качеств личности будущих юристов. Понятие «профессионально-важные качества» трактуется автором как сложное комплексное психическое образование, система функциональных, операциональных и личностных компонентов, имеющих динамическую структуру с функциональными зависимостями. Анализируются теоретические подходы к данной проблеме, выявляются уровни развития профессионально-важных качеств. » author=»Приходько Е.М.» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]