На современном этапе развития отечественного рынка труда имеется ряд проблем, вызванных низким уровнем управленческого труда специалистов, «старением» персонала предприятий, появлением новых видов экономической деятельности, требующих от руководителей разного уровня гибкости мышления, мобильности при реагировании на влияние факторов внешней и внутренней среды, постоянного контроля целей и результатов.
Многие из обозначенных проблем вызваны отсутствием личной заинтересованности работающих специалистов в конечных результатах труда, в отношении к работе: в сознании работников стирается отношение к своей деятельности как к любимому делу, за успех которого человек несет личную ответственность; делу, которое выполняется «не на страх, а на совесть». Сотрудники не чувствуют себя хозяевами на своей работе, не получают удовольствия от своей профессиональной деятельности, что естественно сказывается на отношении к работе, профессии, людям, с которыми приходится выполнять профессиональные обязанности. В последнее время многие потенциальные работники не приучены и не стремятся к кропотливому, качественному и эффективному труду, предпочитая потребительское отношение к жизни и профессии.
Такое отношение к профессиональной деятельности не может не сказаться на развитии как отдельно взятого предприятия, так и бизнеса в целом, что порождает проблему развития человеческого потенциала как основного фактора экономического развития. В перспективе развития экономики нашей страны – возрастание роли человеческого капитала. Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Поэтому в качестве одного из способов повышения конкурентоспособности подготавливаемых кадров предусмотрен переход к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально-ответственной личности [4].
Управленческая деятельность по своему предназначению является деятельностью осеняющей, т.е. научающей людей, как наилучшим образом добиваться поставленных перед ними целей. Что требует от тех, кто занимается управлением, умение мыслить компетентно, конструктивно, креативно и прагматично, демонстрируя практическую целесообразность своей управленческой деятельности [6]. Особенностью управленческого труда является то, что он в первую очередь интеллектуальный и предъявляет к человеку, который им занимается особые требования: ответственность не только за себя, но и за коллектив подчиненных, умение работать с большим количеством информации и взаимодействовать с людьми успешно и без конфликтов. Руководитель обязан в любой ситуации не только принять оптимальное решение, но и спрогнозировать его последствия – и ближние, и дальние; учесть интересы различных сил, оказывающих влияние на реализацию решения. Если руководитель мыслит как хозяин, и каждый сотрудник, каждый вид деятельности для него «свои» и значимые, каждое управленческое воздействие имеет свой смысл и свою ценность – тогда его деятельность будет успешной и плодотворной. Руководитель – это мозговой центр любого предприятия, организации, учреждения, структурного подразделения, от которого зависит направление развития предприятии, и способы обеспечения развития.
Соревновательный инстинкт, помогающий руководителю выиграть в конкурентной борьбе, должен быть подкреплен наличием эффективного управленческого мышления. Менеджеру любого уровня необходимо обладать высокими интеллектуальными способностями, главным образом, речевой развитостью, рассудительностью, логикой, умением убеждать, выстраивать правильные коммуникационные процессы, грамотно разрабатывать стратегию и тактику компании, прописывать дерево целей, принимать управленческие решения в условиях постоянно меняющийся внутренний и внешней среды компании. Все вышеперечисленное и является признаками эффективного управленческого мышления, позволяющего получить нужный результат и успех в деятельности. [7]. Таким образом, путь к успеху менеджера лежит через развитие эффективного управленческого мышления.
Для подготовки к управленческой деятельности специалистов среднего звена, нужно в процессе обучения сначала сформировать профессиональную направленность ума, а затем предоставить обучаемым возможность через профессиональную речь и профессиональные действия, профессиональные умения и качества развивать профессиональное мышление руководителя.
Использование в образовательном процессе управленческих функций, педагогического взаимодействия, основанного на партнерском равноправном общении, взаимоуважении и взаимоконтроле; рассмотрения любой практической ситуации с точки зрения управленческого воздействия; преобладания устных ответов при контроле педагога, творческих письменных работ, коллективной деятельности способствует формированию профессионального мышления и меняет отношение к профессиональной деятельности. Сопряженное управление педагога и студента процессом подготовки к управленческой деятельности руководителя низшего и среднего звена позволяет студенту почувствовать себя руководителем, посмотреть на ежедневные, текущие ситуации, как учебные, так и бытовые, с точки зрения управленца, помогает лучше понять и себя, и окружающих людей. Более глубокое и разностороннее проникновение в суть проблем, ежедневно решаемых и студентом, и педагогом дает возможность принимать более взвешенные решения, от которых зависит конечный результат обучения.
Предлагаемая нами методика подготовки руководителя среднего звена к управленческой деятельности направлена на формирование специфического управленческого мышления как одного из профессионально-важных качеств руководителя. Она базируется на использовании педагогического инструментария, включающего комплекс учебно-методических средств: учебно-методического пособия, рабочих тетрадей для самостоятельных и практических работ, методик определения динамики отношения к профессиональной деятельности, взаимосвязи контроля педагога и самоконтроля студентов [1,2,3].
Для определения отношения к профессиональной деятельности и измерения уровня профессиональной ориентации будущих управленцев, нами был взят за основу известный тест В. Леонтьева «Смысложизненные ориентации» [5] и адаптирован к условиям подготовки специалистов среднего звена к управленческой деятельности в учреждении среднего профессионального образования. В оригинале теста нас привлекла его структура, связанная с последовательностью управленческих действий, или функций: цели, процесс, результат, контроль своего влияния на результат, контроль своего влияния на профессиональное обучение. Адаптированный тест «Профессиональные ориентации» направлен на определение уровня внутренней свободы, а, следовательно, и способности индивида принять на себя ответственность за решение в ситуации выбора при осуществлении профессиональной деятельности.
- «Цели профессиональной подготовки». Характеризует целеустремленность, наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей реализации своего потенциала (или себя) в профессии в будущем, которые придают процессу профессиональной подготовки осмысленность, направленность и временную перспективу.
- «Процесс профессиональной подготовки или интерес и эмоциональная насыщенность этого процесса». Определяет удовлетворенность своей деятельностью по формированию профессиональных качеств и навыков в настоящем, восприятие процесса профессиональной подготовки как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. Содержание этой шкалы совпадает с представлением о том, что смысл профессиональной подготовки состоит в том, чтобы изменить мышление и отношение к выбранной специальности (профессии).
- «Результативность профессиональной подготовки или удовлетворенность самореализацией». Измеряет удовлетворенность деятельностью по формированию профессиональных качеств, умений, мышления и отношения к работе, оценку пройденного этапа обучения, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была эта деятельность.
- «Локус контроля — Я (Я — хозяин карьеры)». Характеризует представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою карьеру в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле, контролировать события собственной профессиональной деятельности (Я-концепция).
- «Локус контроля — профессия или управляемость профессиональной подготовкой». Отражает убежденность в том, что человеку дано контролировать свою профессиональную подготовку, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденность в том, что мышление и отношение человека к работе подвластны сознательному контролю.
Ниже приводится адаптированный тест профессиональных ориентаций.
Тест профессиональных ориентаций
Инструкция
Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух альтернативных утверждений и дать ему оценку, сделав отметку в соответствующей графе бланка. Над вопросами рекомендуется долго не задумываться.
№ | Утверждение | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | Утверждение |
1 | Обычно на занятиях я не настроен на получение полезной информации | Обычно на занятиях я настроен на получение новой полезной информации | |||||||
2 | Самостоятельная профессиональная деятельность представляется мне привлекательной, содержащей много интересных моментов | Самостоятельная профессиональная деятельность представляется мне малоинтересной, не содержательной и рутинной | |||||||
3 | При получении специальности я не имею определенных целей и намерений | При получении специальности я имею очень ясные цели и намерения | |||||||
4 | Моя профессиональная подготовка представляется мне плохо спланированной, бесперспективной | Моя профессиональная подготовка представляется мне четко спланированной и перспективной | |||||||
5 | Каждый день в техникуме кажется мне всегда наполненным новым содержанием и непохожим на другие | Каждый день в техникуме кажется мне малосодержательным и похожим на все другие | |||||||
6 | Когда я закончу техникум, то непременно займусь интересными делами, которыми всегда мечтал заняться | Когда я закончу техникум, то не буду обременять себя никакими заботами | |||||||
7 | Мое профессиональная подготовка складывается так, как я спланировал | Моя профессиональная подготовка складывается совсем не так, как я планировал | |||||||
8 | Обучаясь в техникуме, мне пока не удалось добиться успехов в осуществлении планов профессиональной подготовки | Обучаясь в техникуме, я осуществил многое из того, что было мною запланировано в профессиональной подготовке | |||||||
9 | Моя студенческая жизнь слабо организована и не насыщена интересными событиями | Моя студенческая жизнь четко организована и наполнена интересными событиями | |||||||
10 | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей профессиональной подготовки, то я бы сказал, что она меня вполне устраивает | Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей профессиональной подготовки, то я бы сказал, что она не устраивает меня | |||||||
11 | Если бы мое мнение имело принципиальное значение, то я бы построил процесс профессиональной подготовки совершенно иначе | Если бы мое мнение имело принципиальное значение, то я бы построил процесс профессиональной подготовки так же, как и сейчас | |||||||
12 | Мне представляется, что результаты учебной деятельности группы должны быть значительно выше | Мне представляется, что деятельность группы четко организована и способствует положительным результатам | |||||||
13 | Как правило, я выполняю взятые на себя обязательства | В большинстве случаев у меня не получается выполнить взятые на себя обязательства | |||||||
14 | Я уверен, что профессиональная подготовка в техникуме дает возможность реализовать свои профессиональные намерения | Я уверен, что профессиональная подготовка в техникуме не позволяет реализовать свои профессиональные намерения | |||||||
15 | Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком | Я не могу себя назвать целеустремленным человеком | |||||||
16 | В специальности, по которой я обучаюсь, я еще не нашел своего профессионального призвания и ясных целей | В данной специальности я нашел свое профессиональное призвание и цели | |||||||
17 | Я не имею четких представлений о своей будущей специальности | Мои представления на выбранную специальность вполне определились | |||||||
18 | Я считаю, что мне удалось найти профессиональное призвание и интересные цели в данной специальности | Я едва ли способен найти профессиональное призвание и интересные цели в данной специальности | |||||||
19 | Моя профессиональная подготовка в моих руках, я сам управляю этим процессом | Моя профессиональная подготовка не подвластна мне и управляется внешними событиями | |||||||
20 | Процесс своей профессиональной подготовки я оцениваю как позитивный | Процесс своей профессиональной подготовки я оцениваю как негативный |
Условные обозначения:
1 – Левое утверждение полностью соответствует действительности;
2 – Соответствует действительности в большинстве случаев;
3 – Соответствует действительности в меньшей степени;
4 – Оба утверждения одинаково верны;
5 – Соответствует действительности в меньшей степени;
6 – Соответствует действительности в большинстве случаев;
7 – Правое утверждение полностью соответствует действительности.
Изменение профессиональных ориентаций студентов экспериментальной группы, данные в %
Таблица 2
Уровни | Высокий | Средний | Низкий | ||||||
Показатели | Н | К | Δ | Н | К | Δ | Н | К | Δ |
Общий показатель | 15 | 20 | +5 | 60 | 65 | +5 | 25 | 15 | -5 |
Цели в профессиональной подготовке | 10 | 30 | +20 | 65 | 55 | -10 | 25 | 15 | -10 |
Процесс профессиональной подготовки | 25 | 25 | 0 | 60 | 55 | -5 | 15 | 20 | +5 |
Результативность профессиональной подготовки | 40 | 25 | -15 | 45 | 75 | +30 | 15 | — | -15 |
Я – хозяин карьеры | 55 | 45 | -10 | 35 | 50 | +15 | 10 | 5 | -5 |
Управляемость профессиональной подготовкой | — | 15 | +15 | 50 | 35 | -15 | 50 | 50 | 0 |
Условные обозначения: Н – начало эксперимента; К – конец эксперимента; Δ – изменения (±) в конце эксперимента по сравнению с началом эксперимента.
По результатам тестирования можно сделать вывод о том, что в целом уровень самостоятельности и ответственности студентов повысился (увеличился на 5% высокий уровень и на 5% средний уровень). В основном такие результаты получены за счет большей целеустремленности и осознанности своего профессионального обучения (увеличение на 20% по сравнению с началом эксперимента). В то же время, низкий уровень удовлетворенности своей деятельностью в настоящем, восприятие процесса профессиональной подготовки как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом, на конец эксперимента увеличился у 5% студентов. Возможно, обучаемые стали более критично относиться к своей деятельности и деятельности педагога и существующий порядок организации процесса обучения в чем-то перестал удовлетворять их запросы. В любом случае результаты говорят о том, что отношение к выбранной специальности, процессу профессиональной подготовки изменилось, изменилось и мышление. Высокий уровень удовлетворенности деятельностью по формированию профессиональных качеств, умений, мышления и отношения к работе, оценка пройденного этапа обучения, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была эта деятельность, снизился на 15%, и на 30% увеличился средний уровень удовлетворенности результатами. Такие результаты можно объяснить более осмысленным, объективным и взвешенным отношением студентов к своей деятельности, ее результатам, пониманием того, что не все в собственной деятельности хорошо, есть и отклонения от намеченных планов, нежелательные результаты. О том же свидетельствуют и результаты по критерию «Я – хозяин карьеры»: снизилась доля высокого уровня по этому критерию на 10% и составила 45% от числа принявших участие в эксперименте. А количество тех, кто считает ограниченными собственные возможности влияния на процесс профессионального обучения, увеличилось на 15% (с 35% до 50%). Эти данные еще раз подтверждают, что студенты понимают, что могут оказывать влияние на развитие карьеры, но в то же время признают, что тех усилий, которые они прикладывают в процесс обучения, пока недостаточно для ощутимого влияния на профессиональную карьеру. Данные по критерию «Управляемость профессиональной подготовкой» отражают изменение отношения студентов к своей роли по управлению профессиональной подготовкой, свободного принятия решений и воплощения их в жизнь; убежденности в том, что отношение человека к работе подвластны сознательному контролю: появился высокий уровень по этому критерию – 15%, значение доли низкого уровня не изменилось.
Методика выявления профессиональных ориентаций может быть использована для оценки отношения обучаемых к процессу получения профессионального образования и своей роли в этом процессе, а периодическое использование методики в процессе обучения наглядно демонстрирует изменения в мышлении будущих специалистов.
Библиография
- Рожнова, Е.Н. ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» : учеб.-методич. Пособие / Е.Н. Рожнова ; Обл. гос. Бюдж. Образ. Учр-е среднего профессион. Образ-я «Кадомский технологический техникум», обл. гос. Бюдж. Образ. Учр-е доп. Профессион. Образ-я «Ряз. Ин-т развития образования». – Рязань, 2014. – 249 с.
- Рожнова, Е.Н. рабочая тетрадь для практических работ ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» : учеб.-методич. Пособие / Е.Н. Рожнова ; Обл. гос. Бюдж. Образ. Учр-е среднего профессион. Образ-я «Кадомский технологический техникум», обл. гос. Бюдж. Образ. Учр-е доп. Профессион. Образ-я «Ряз. Ин-т развития образования». – Рязань, 2014. – 103 с.
- Рожнова, Е.Н. Рабочая тетрадь-дневник для самостоятельных работ ПМ.01. Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации. Специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учет» : учеб.-методич. Пособие / Е.Н. Рожнова ; Обл. гос. Бюдж. Образ. Учр-е среднего профессион. Образ-я «Кадомский технологический техникум», обл. гос. Бюдж. Образ. Учр-е доп. Профессион. Образ-я «Ряз. Ин-т развития образования». – Рязань, 2014. – 140 с.
-
Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации 2013-2020. [Электронный ресурс] URL: https://минобрнауки.рф/media/events/files/41d4701a6bfda8ac356e.pdf (дата обращения 26.02.2015).
-
Тест смысложизненных ориентаций. // Psylab.info. Энциклопедия психодиагностики. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 25.02.2015).
-
Управленческое мышление — профессиональное мыслетворение. Шепель В.М. // Кадры предприятия. 2010. № 5. [Электронный ресурс] URL: (дата обращения 25.02.2015)
-
Эффективность мышления как стратегический ориентир в обучении постсоветских менеджеров. // Стратегия и пути развития национального образования в России: сб. научных трудов по материалам Международной конференции — ХХVIII научно-методическая конференция КемГУ, г. Кемерово, 1-2 февраля 2007 г. Кемерово, 2007.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ЗВЕНА» description=»В статье затрагивается тема особенностей мышления в профессиональной деятель-ности руководителя, его взаимосвязь с конкретными результатами деятельности. Автор стремится проследить процесс формирования профессионального управленческого мыш-ления руководителя среднего звена. На основе анализа динамики изменения профессио-нальной ориентации обучаемых определяется степень профессионального мышления в условиях подготовки специалистов среднего звена к управленческой деятельности.» author=»Рожнова Елена Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]