Экономические преобразования в нашей стране изменили понятия «образования», пересмотр целей, структуры и содержания в среднем профессиональном образовании. Для эффективной деятельности в современном мире повышаются требования к квалификации специалистов со стороны работодателей. Это обуславливается следующими основными процессами, происходящими в науке и технике:
— растет значение научно-технического потенциала в общей системе производительных сил, причем решающее значение приобретают качественные характеристики этого фактора — способность генерировать принципиально новые идеи, правильно их оценивать, быстро реализовывать на внутреннем и международном рынке. Очевидно, что перечисленные параметры в решающей мере зависят от квалификации кадров — ученых, инженеров, техников, рабочих, а, следовательно, и от эффективности системы образования;
— появляются новые знания, новые типы оборудования, новые производственные процессы;
— большая часть новых направлений в науке и технике носит междисциплинарный характер. Наиболее значительные открытия и изобретения сегодня совершаются, как правило, «на стыке дисциплин», для управления новой техникой требуется многодисциплинарная подготовка специалистов, поэтому традиционная структура образования, построенная на предметной основе, на данный момент оказывается неадекватной;
— в сфере производства происходят динамичные и глубокие сдвиги. Перестройка отдельных предприятий и целых отраслей промышленности, связанная с обновлением продукции и услуг, влечет за собой крупные изменения в профессиональном составе рабочей силы. [3]
В современных условиях, на высокотехнологичных предприятиях деятельность выпускников технических учебных заведений становится все больше ориентированной на создание и управление сложными техническими системами, совершенствование существующих и внедрение новых технических объектов и технологических решений.
Главной задачей системы профессионального образования является подготовка специалистов, способных самостоятельно решать производственные задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, выходящие за пределы предписанных стандартных ситуаций; находить и принимать правильные решения; осознанно оценивать свою работу и т.д.
Современное профессиональное образование ставит перед исследователями множество вопросов. За прошедшие пять-десять лет существенно поменялись взгляды на условия функционирования системы среднего профессионального образования.
В российском среднем образовании стандартами, в которых предъявляются требования к результатам обучения выпускников образовательных программ в области техники и технологии, являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). Данные стандарты, как и новый закон «Об образовании», появились сравнительно недавно, и они фиксируют готовность выпускников к деятельности в соответствии с уровнем приобретенных компетенций. Согласно им выпускник СПО должен:
— быть готовым к постановке, исследованию и анализу комплексных проблем в области своей профессиональной деятельности на основе фундаментальных знаний;
— быть способным принимать нестандартные решения и активно проводить их в жизнь;
— обладать способностями к проектной деятельности в профессиональной сфере;
— быть способным работать в команде над междисциплинарными проектами;
— обладать развитым творческим мышлением, инициативой и настойчивостью, потребностью к постоянному обновлению и обогащению своих знаний;
— быть готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности;
— обладать навыками управленческой, организаторской работы, высоким уровнем общей и профессиональной культуры. [2]
Отсюда можно сделать вывод, что новые государственные стандарты предполагают, что выпускник должен быть подготовлен к таким основным видам деятельности, как проектно — конструкторская и производственно-технологическая, уровень сформированности которых зависит от соответствующих профессиональных компетенций. В последние годы в системе среднего профессионального образования России утвердилась образовательная парадигма, в рамках которой качество современного образования как результат оказания образовательной услуги определяется тем, насколько у выпускников сформированы компетенции — способности выявлять связи между знаниями и ситуациями и применять усвоенные знания адекватно решаемым профессиональным проблемам. Характеристика профессиональной деятельности выпускников в ФГОС третьего поколения включает описание области, объектов и основных видов профессиональной деятельности, представляющих собой относительно автономные профессиональные функции, каждая из которых имеет специфические объекты, условия, инструменты, характер и результаты труда и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы. На их основе в стандартах нового поколения структурируется содержание образовательной программы, и разрабатываются контрольно-измерительные материалы, подбираются формы и методы обучения и оценивания результатов подготовки. Такой подход позволяет повысить качество профессионального образования, максимально приблизив квалификацию выпускников системы профессионального образования к требованиям современного рынка труда. Компетентностная ориентация ФГОС СПО нацеливает на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и предполагает интенсификацию взаимодействия образовательного учреждения с работодателями.
Проектировочная компетенция — одна из ключевых компетенций в профессиональной деятельности и часть профессиональной компетенции при реализации ФГОС СПО.
Данная компетенция является самостоятельным видом деятельности, сущность которого заключается в планировании и осуществлении измерения реальности через решение студентами собственных профессиональных проблем средствами проекта. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных способов деятельности, а с другой – необходимость интегрирования знаний из различных предметных областей. Рассматривая проектировочную компетенцию как важную часть профессиональной деятельности выпускников, можно говорить о создании ими конкурентоспособной продукции – а это основное требование востребованного специалиста.
Проектировочная компетенция — одна из составляющих в структуре деятельности специалиста, проявляющаяся в проектировании, на основе владения специальными проектно-конструкторскими знаниями и умениями, использования современных технологий и средств проектирования, обоснованного выбора и оптимизации в случае многовариантности решений; учета быстрого изменения технологий. [1] Проектирование — процесс создания нового изделия, предусматривает пять стадий: техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации. Для техника-технолога профессиональная компетенция « Проектировать технологические операции механообработки» предполагает наличие:
знаний — виды деталей и их поверхностей; классификация баз; виды заготовок и схемы их базирования; правила выбора технологических баз; виды обработки резанием; виды режущих инструментов; элементы технологической операции; технологические возможности металлорежущих станков; назначение станочных приспособлений; назначение и виды технологических документов;
умений — читать чертежи; анализировать конструкторско-технологические признаки детали, исходя из её служебного назначения; анализировать и выбирать схемы базирования; выбирать технологическое оборудование и оснастку; рассчитывать режимы резания.
Проектировочные компетенции будущих специалистов среднего звена – разновидность профессиональных компетенций, определяющими мобильность, многозадачность перспективной профессиональной деятельности технического специалиста, полученными в результате освоения профессиональных модулей. Качество проектировочной деятельности на этапе выполнения выпускной квалификационной работы (дипломный проект) – характеризует, насколько выпускник освоил профессиональные компетенции, объективно отражающий их соответствие образовательным потребностям субъекта проектировочной деятельности, нормативным и социальным требованиям. Обладая данной профессиональной компетенцией, техник-технолог знает, как нужно проектировать соответствующую технологическую операцию. Используя эту профессиональную компетенцию, техник — технолог будет компетентен в области разработки технологических процессов, т.е. он будет на высоком профессиональном уровне разрабатывать эффективные технологические процессы. Проектность – профессионально значимое качество личности будущего специалиста, базирующееся на развитом опережающем отражении, преобразующей функции сознания и обобщенно-опосредованном восприятии действительности, позволяющее применять технологические, технические, экономические знания для создания различных форм и сред (от идеи до ее практической реализации), а также жизненных и профессиональных ситуаций, способствующих достижению целей профессиональной деятельности. Кроме основной проектировочной компетенции, а также вышеперечисленных общих требований к специалистам в области машиностроения, имеются специфические профессиональные требования. Приобрести профессиональный опыт помогает непосредственное нахождение на производстве, практические занятия. Кластер учебного заведения и предприятия – один из способов решения данной проблемы. Технология обучения, построенная на сопряжении требований отраслевого производства и образовательных стандартов, способствует совместному решению образовательных и производственных задач с целью подготовки специалистов технического профиля, способных решать профессиональные задачи, владеющих технологией творческого труда и на основе полученного образования умеющих создавать новое в профессиональной деятельности.
Таким образом, рыночные экономические отношения, научно-технический прогресс, внедрение передовых производственных технологий требуют специалиста, владеющего не только системой профессиональных знаний, но и способного к индивидуальной, проектной, творческой деятельности, самообразованию, повышению интеллектуального и культурного уровня.
Список литературы.
1.Осипова С.И., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов — будущих инженеров в образовательном процессе [Текст]: // Современные проблемы науки и образования. – 2007. – № 6 – С. 30-35.
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 151901 «Технология машиностроения» [утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 ноября 2009 г. № 582].
3.Шушакова И. И. Формирование профессиональных компетенций техников текстильного производства [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 Самара, 2007 171 с.