Внеклассные занятия с детьми по математике надо начинать как можно раньше, чтобы у одних пробудить, а у других укрепить интерес к математике и желание заниматься математикой . Поэтому основными целями внеурочной деятельности должны стать развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определенного запаса математических фактов и сведений, умений и навыков, дополняющих и углубляющих знания, приобретаемые в основном курсе.
Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.
Учебная игра на первом этапе развития математических способностей является основным компонентом и как бы форму существования детского ума в бесконечно сложном мире взрослых. Это неизбежный, необходимый этап возрастного развития, который позволяет безболезненно и даже весело овладевать все новым опытом и приобщаться к жизни взрослых, не боясь, не замечая трудностей.[3.]
Ряд авторов Шадрина И.В., Исламгулова С.К., Жадрина М.Ж., Бескоровайная Н.С. считают, что структура математических способностей состоит из девяти компонентов: .[2]
- Способности к обобщению математического материала;
- Способности сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
- Способности к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
- Способности к формализации математического материала;
- Способности к оперированию числовой и знаковой символикой;
- Способности к последовательному, правильно расчлененному логическому рассуждению;
- Гибкости мышления, способности к переключению с одной умственной операции на другую;
- Способности к пространственным представлениям;
- Математической памяти.
Выделенные компоненты тесно связаны, влияют друг на друга и образуют в своей совокупности единую систему, целостную структуру математической одаренности, математический склад ума.
Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубления и расширения их знаний и навыков. Формы внеурочной деятельности по математике очень разнообразны, учителю, проводящему внеурочные занятия систематически, можно их комбинировать. (см.рис.1.)
В организации внеурочной работы по математике, необходимо варьировать формами внеурочной деятельности. Для развития: способности к обобщению математического материала; способности сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами; способности к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли); способности к формализации математического материала; способности к оперированию числовой и знаковой символикой; гибкости мышления, способности к переключению с одной умственной операции на другую; математической памяти.
(рис.1.) Формы внеурочной работы по математике
Используемая литература
Внеурочные формы работы позволяют включить школьника в мир математики .На разных уровнях познания .
1.Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Брагуца // Начальная школа.- 2011.- №6.-С.53-55
2.Виноградова, М.Д. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников // М.Д. Виноградова, И.Б. Первин. – М: Просвещение, 2010.
3.Ривкин, Е.Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 /Е.Ю. Ривкин // Управление современной школой. Завуч.- 2013.- №3.-С.100-109
4.Шмалькова, Л.В. Планирование и анализ реализаций внеурочной деятельности / Л.В. Шмалькова // Управление начальной школой.- 2011.- №12.-С.5-12[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» description=»Развитие и воспитание математической инициативы способствует возникновению у ребенка интереса к математике, поднимает на более высокую ступень общее качество ума и воли.» author=»Старицына Ольга Николаевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]