В педагогической теории и практике происходят сегодня серьезные изменения, связанные с реализацией задач, выдвинутых обществом, по воспитанию творческой личности, способной самостоятельно и критически мыслить и действовать. Поэтому проблема развития творческих способностей подрастающего поколения в современных условиях приобретает особую актуальность, информация, оценка.
Критическое мышление особенно необходимо учащейся молодежи в условиях стремительно нарастающего объема информации, поступающей через многочисленные каналы и источники.
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Это активный процесс, предоставляемый обучаемому возможность жесткого контроля информации. Другими словами, возможность оспаривать её (информацию), интегрировать, перестраивать, адаптировать или не принимать во внимание. В такой интерпретации критическое мышлению конструктивному и творческому. Поэтому нам представляется несколько односторонним раскрытие понятия критического мышления как мышления, направленного на выявление недостатков в суждениях других людей.
Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей. Порождение новых творческих идей должно быть свободно от критика, внешних и внутренних запретов, в то время как критический отбор и оценка этих идей требует строгости к себе и другими, не допускает завышенной оценки собственных идей. В практике, в частности педагогической, существуют попытки объединения преимуществ каждого из этих видов. Достаточно сказать, что в известных методиках управления мыслительным процессом, например, при проведении «мозгового штурма» и обосновывать нестандартные, оригинальные, эффективные решения в различных ситуациях.
Творчество в рамках используемых практике технологий не стимулируется должным образом, так как оно не может развиваться в условиях исполнительства. В этом случае формируется преимущественно готовность работать на основе использования образцов чужого опыта, в результате чего ограничиваются возможности развития личности, в том числе интеллектуальные способности человека.
Творчество – свойство любой личности, неотъемлемый компонент её структуры. Результатом творческого мышления является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.
Но творческие способности не развиваются сами по себе. Они могут остаться нереализованными в учениках, если в ходе обучения они не были включены в творческой деятельности. Поиски более совершеннных подходов к обучению и воспитанию обусловили выстраивание учебного процесса таким образом, чтобы творческие задатки каждого обучающегося могли реализоваться в полной мере.
Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызвана какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.
Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в той или иной степени специально исследует:
— потребности и мотивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;
— конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.
Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифические.
В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любознательность, тяга к знаниям и т.д.).
Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто познавательных интересов.
Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.
Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности. [1 ]
Что же касается сочетания критического и творческого мышления в познавательном процессе, то следует принять во внимание, что преобладание одного из видов не приводит к желаемым результатом. Так, человек, у которого критическая тенденция слишком выражена, уделяет основное внимание критике, хотя сам мог бы творить. Напротив, тот человек, у которого конструктивное, творческое мышление доминирует над критическим, часто оказывается неспособным видеть недостатки в собственных суждениях и оценках.
Выход из данного положения в том, чтобы у ребенка с самого детства развивать как критическое, так и творческое мышление, заботясь о том, чтобы они находились в равновесии, сопровождали и периодически сменяли друг друга в любом мыслительном акте. Если человек высказывает собственную идею, то он сам должен ее сразу же критически осмыслить. Если оригинальная, новая мысль высказана кем-то другим, то наряду с ее критикой необходимо обязательно предлагать свою. В жизни большинства людей, для того чтобы их творческая отдача была максимальной, необходимо разумное сочетание творческого и критического мышления.
Если проследить этапность формирования критического и творческого мышления, то можно обнаружить некоторое сходство.
Например, воспитание критического мышления начинается со стадии вызова, на которой учащиеся знания по какой-либо теме, делать прогнозы и в общем определять цели своей дальнейшей работы. Затем идет стадия осмысления, в которой учащимся дается информация через лекцию, текст, текст и ожидается, что они соотнесут идеи или новую информацию со своим собственным пониманием для того, чтобы знания стали более осмысленными. Кульминационной основной развития критического мышления является рассматривают то, что они осмыслили в контексте их собственных представлений.
Механизмы же развития творческой деятельности содержат три стадии:
— замысел, рождение догадки;
— генерацию различных гипотез, включая самые фантастические, для объяснения данного явления;
— критический анализ и отбор наиболее правдоподобных объяснений, которые протекают на уровне сознания.
Таким образом, последовательность и преемственность этапов формирования критического и творческого мышления обеспечивает системное обогащение знаний учащихся, развитие их самостоятельной мысли. Как правильно заметил Т.Эдисон: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». [2]
Сегодня подрастающим поколениям необходимо пользоваться новыми технологиями, сотрудничать и обмениваться информацией и мнениями с другими, воспитывать в себе открытость новым идеям, творческий подход и находчивость, умение жить в новых условиях. Во всем этом может помочь владение основами и технологиями самостоятельного, критического, конструктивного мышления.
ЛИТЕРАТУРА
- Брушлинский, А.В. Психология мышления и проблемное обучение. – М.: Знание, 1983. – 96 с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления о по этапном формировании умственных действий: -Москва, 1986.
- Педагогический словарь.// Под ред. В.И.Загвязинского. –Москва: Академия, 2008.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО И ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК УСЛОВИЯ ПРОДУКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» description=»Данная статья посвящена проблеме формирования критического и творческого мышления учащихся. В статье приведено обобщенное толкование понятий двух видов мышления, определена их взаимосвязь, раскрыты особенности. » author=»Акрамова Гулбахор Ренатовна» publisher=»Басаранович Екатерина» pubdate=»2016-12-16″ edition=»euroasia-science_6(27)_23.06.2016″ ebook=»yes» ]