Эффективный образовательный процесс способны обеспечить профессионально компетентные педагоги, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности [5]. По мнению ряда исследователей [3, с.41], главным итогом модернизации высшего профессионального образования стало признание ее многофункциональности в развитии физических, интеллектуальных, эстетических и психологических качеств обучающихся. От выпускника вуза наряду с уверенным владением предметными технологиями, общепрофессиональной компетентностью требуется высокий уровень адаптивности, социальная мобильность. Вместе с физической культурой личности специалисты обращают внимание на необходимость формирования универсальных и специализированных компетенций [1,с. 399].
Внедрение компетентностного подхода в систему высшего педагогического образования определяет новые требования к самому процессу подготовки педагогов, в ходе которого, согласно новой образовательной парадигме, студенты должны овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями, что в будущем позволит им стать мобильными, отвечающими динамичным характеристикам современных социально-экономических условий, конкурентоспособными специалистами [4, с.71]. Компетентностный подход является одним из ответов системы образования на социальный заказ в подготовке специалиста, обладающего целеустремленностью, способностью и готовностью к непрерывному творческому самообразованию, умеющего использовать накопленный жизненный и профессиональный опыт в любой ситуации. А. Петров [6, с. 33], И.В. Бурцева [2, 155] отмечают, что акцентирующий внимание на результатах образования компетентностный подход в качестве результата рассматривает не сумму усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях разного типа в зависимости от видов деятельности, определяемых стандартом специальности будущих специалистов. Профессиональная деятельность, указывает А.И. Субетто [7, с.12], вырастает из того или иного рода деятельности, обрастает соответствующими профессиональными компетенциями, но углубляя тот или иной род деятельности, она не отрицает другие рода деятельности как необходимые для жизнедеятельности личности, для восходящего воспроизводства ее жизненных сил.
Развитие профессиональных компетенций становится основой для формирования профессиональной компетентности педагога физической культуры, которая рассматривается как системная характеристика профессиональной деятельности, включающая необходимые медико-педагогические, психологические знания, знания в области физической культуры и спорта и др., умение применять их для решения учебно-воспитательных, социально-педагогических, организационно управленческих, научно-исследовательских задач и опыт их использования в изменяющихся условиях обучения и профессиональной деятельности [9, c. 173-174].
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (профиль Физкультурное образование) отражены общепрофессиональные (ОПК) и профессиональные компетенции (ПК), которыми должен обладать будущий учитель физической культуры. В процессе изучения спортивно-педагогических дисциплин активно формируются такие общепрофессиональные компетенции как владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК 3) и способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК 4). Среди формируемых профессиональных компетенций в области педагогической деятельности ставится задача формирования способности реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК 1); готовности применять современные методики и технологии (ПК 2). В процессе изучения дисциплин профессионального блока будущий учитель физической культуры приобретает способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК 3), использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК 4). Необходимо обеспечить также готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК 5); способность организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК 6); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК 7).
Двигательная компетенция является одной из профессиональных компетенций будущих учителей физической культуры. О.И. Туманова [8, с.5] определяет двигательную компетенцию как «готовность к телесной демонстрации конструируемой содержательной основы урока по физической культуре, направленной на эффективное решение поставленных задач под воздействием средств базовых спортивно-педагогических дисциплин». Двигательная компетенция должна предусматривать наличие двух обязательных компонентов: теоретические знания (знания о технике), практические умения исполнения двигательного действия (владение техникой).
Необходимо отметить, что двигательная подготовленность значительного числа студентов факультета физической культуры и спорта ЗабГУ, без которой невозможно воспитание, развитие и обучение занимающихся на качественном уровне, в последнее десятилетие является недостаточной. Это, по нашему мнению, тормозит процесс формирования профессионально-педагогической компетентности. Следует отметить, что, несмотря на достаточно широкий круг исследований в данной области, вопросам становления двигательной компетентности как неотъемлемой части профессиональной готовности учителя физической культуры к осуществлению практической деятельности уделяется недостаточно внимания.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью пересмотра педагогических позиций, переоценки устоявшихся научно-теоретических и практических систем обучения и воспитания учащихся на основе компетентностного подхода, а также потребностью в разработке рекомендаций по формированию двигательной компетенции в практической деятельности будущих учителей физической культуры.
Предполагается, что внедрение в образовательный процесс на факультете физической культуры и спорта ЗабГУ технологии формирования двигательной компетенции будущих учителей физической культуры, учитывающей пути и средства формирования двигательных умений, навыков и физических качеств, а также методические особенности базовых спортивно-педагогических дисциплин, позволит не только повысить уровень двигательной подготовленности студентов, но и эффективность процесса подготовки будущих учителей физической культуры в целом.
Учебный курс «Теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности», предусматривающий изучение гимнастики, подвижных и спортивных игр, плавания, легкой атлетики, является структурной единицей федерального образовательного компонента учебного плана, формирующей такие профессиональные компетенции педагога физической культуры для их применения в профессиональной деятельности, как ОПК – 1, 3, 4 и ПК – 1, 2, 7. Уровень готовности молодого специалиста к применению всего арсенала средств из различных базовых видов физкультурной деятельности зависит от качества образовательного процесса, в частности, от соответствия содержания образования потребностям практической деятельности. Непосредственное выполнение приемов техники требует хорошей двигательной подготовленности, качество исполнения технико-тактических действий зависит от уровня соответствующих двигательных умений и степени сформированности навыков. Студенты осваивают приемы техники, разнообразные тактические действия для того, чтобы лучше понять закономерности построения движений, и, что не менее важно, иметь возможность демонстрировать обучающимся технику и тактику во время самостоятельного преподавания базовых видов физкультурной деятельности на учебных занятиях. Следует отметить, что требования образовательного стандарта направления 050100 Педагогическое образование и опыт практики указывают на необходимость формирования более широкого круга компетенций, не ограничивая его только специальными двигательными умениями и навыками.
Объектом исследования являлся учебный процесс по базовым спортивно-педагогическим дисциплинам у студентов факультета физической культуры и спорта. Основными критериями результативности разработанной технологии были определены количественные и качественные показатели изменений, произошедших в формировании умений и навыков, а также двигательной подготовленности студентов, обучающихся по профилю «Физкультурное образование».
Учитывая, что в основе качественного содержания школьного урока лежит оптимально развитая двигательная функция учителя физической культуры, в первую очередь, был проанализирован уровень двигательной подготовленности будущих учителей физической культуры.
Полученные на диагностическом этапе исследования результаты тестирования двигательной подготовленности позволили оценить уровень развития двигательных кондиций студентов, как одного из содержательных компонентов двигательной компетенции. Двигательная подготовленность студентов, обучающихся по направлению 050100 Педагогическое образование, профиль «Физкультурное образование», характеризуется большой индивидуальностью по основным проявлениям физических качеств. Результаты, полученные в начале педагогического эксперимента, показали, что низкая двигательная подготовленность студентов не позволяет достичь необходимой результативности обучения (рис. 1).
Рис. 1. Исходные показатели двигательной подготовленности
Содержание дальнейшего процесса обучения включало комплекс компетентностно-ориентированных заданий, направленных на формирование шести умений и навыков проведения школьных уроков физической культуры, и предполагающих применение активных методов обучения в процессе проведения занятий.
Экспертная оценка умений и навыков проведения школьных уроков физической культуры (уровень сформированности умений и навыков) осуществлялась в процессе проведения занятий по базовым спортивно-педагогическим дисциплинам (хоккей, баскетбол, волейбол).
Полученные в ходе педагогического наблюдения и экспертного педагогического оценивания данные свидетельствуют о том, что большинство студентов успешно сочетают показ упражнений со словесным объяснением правил их выполнения, владеют приемами подбора и комплектации подготовительных и подводящих упражнений для освоения двигательных действий, умеют организовывать проведение упражнений. При этом определенную трудность у них вызывает реализация методического компонента компетентностно-ориентированных заданий: лишь немногие из студентов могут видеть ошибки, определять их причины, предлагать пути предупреждения и исправления, затрудняются в определении методической последовательности обучения двигательным действиям (рис. 2).
Рис.2 Исходные показатели сформированности умений и навыков (практический и методический компоненты)
Учебный процесс на факультете физической культуры и спорта, должен быть направлен на формирование у студентов необходимого уровня двигательных умений и навыков – достижение двигательной компетенции. Будущий учитель физической культуры приобретает способность демонстрировать технику выполняемого упражнения, обучать двигательному действию, выявлять ошибки, корректировать их по ходу исполнения. Таким образом, возникает потребность в корректировке учебного процесса студентов, а также изменении содержания учебных программ курса «Теория и методика обучения базовым видам физкультурной деятельности», дополнении его дисциплинами по выбору, отражающими методическое направление в подготовке будущих учителей физической культуры.
Список литературы:
- Амплеева В.В., Сурнин Д.И. Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе // Молодой ученый. 2012. №3. – С. 399-405.
- Бурцева И.В. Формирование управленческой компетентности бакалавра социальной работы //Ярославский педагогический вестник. Том II (Психолого-педагогические науки). 2013. № 3.– С. 155-159.
- Григорьев В.И., Давиденко Д.Н., Чистяков В.А. Государственный образовательный стандарт – стабилизационный инструмент развития физической культуры в вузах //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 4 (74). – С.40-48.
- Кетриш Е.В. Особенности формирования проектировочной компетенции студентов физкультурных вузов //Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии: матер. Междунар. науч.-практ.конф. /Рос.гос.проф.-пед.ун-т. Екатеринбург, 2013. – С. 69-72.
- Кривсун С.Н. Формирование профессиональных базовых компетенций педагога физической культуры: автореф. дисс…канд.пед.наук. Ростов-на-Дону, 2011. – 25 с.
- Петров А. Основные концепты компетентностного подхода как методологической категории //Вестник высшей школы. 2005. № 2. – С. 31-38.
- Субетто А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций. СПб.; М.: Исследоват. Центр проблем качества подготовки специалистов. 2006. – 72 с.
- Туманова О.И. Формирование конструктивно-двигательной компетентности будущих учителей физической культуры с учетом спортивной специализации: автореф. дисс…канд.пед.наук. Санкт-Петербург, 2012. – 25 с.
- Федорова М.Ю., Овчинникова Е.И., Геберт В.К. Двигательная компетентность как неотъемлемая часть профессиональной готовности учителя физической культуры // Вестник Бурятского государственного университета. Выпуск «Физическая культура и спорт». 13 / 2014 – С.173-177.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СПОРТИВЫХ ДИСЦИПЛИН» author=»Федорова Марина Юрьевна, Овчинникова Елена Ивановна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]