Воспитание подрастающего поколения ответственная и чрезвычайно важная задача педагога. Для того, чтобы обучать и воспитывать подрастающее поколение, учителю необходимы разносторонние знания, определенные умения и навыки, а кроме того педагогические способности.
Что же собой представляют педагогические способности, каково их содержание? Под педагогическими способностями следует понимать совокупность свойств человеческой личности, отвечающей требованиям педагогической деятельности и обеспечивающей легкое овладение этой деятельностью и достижение в ней высоких показателей [1, c. 8].
В структуру педагогических способностей входят различные компоненты: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, требовательность как черта характера, педагогический такт, распределенное внимание, организаторские способности.
Можно выделить основных этапы в формировании педагогических способностей: обучение в школе, колледже, лицеях, высшее образование.
В период обучения в школе, колледжах, лицеях создаются благоприятные условия для всестороннего развития способностей учащихся, как общих, так и специальных и для формирования профессиональной направленности, в том числе педагогической направленности и педагогических способностей. О будущей профессии некоторые учащиеся начинают мечтать и думать в очень раннем возрасте и вплоть до поступления в профессиональное учебное заведение. Профессиональная направленность у учащихся формируется под влиянием всех событий общественной жизни, под воздействием личности учителя и изучения учебных предметов в школе, колледжах, лицеях. На разных этапах развития учащихся, содержание педагогической направленности различно. Интерес к педагогической профессии возникает часто из стремления подражать любимому учителю и быть таким, как он, заниматься тем же делом. Отсюда часто стремление стать в будущем учителем. Следствием этого является интерес к педагогической профессии, а в дальнейшем и поступление в высшее педагогическое учебное заведение. Истоки формирования педагогических способностей лежат в школе, в активном участии в жизни школьного коллектива, класса.
Необходимость учителя решать организационные и воспитательные задачи способствует приобретению организаторских навыков и умений, накоплению психолого-педагогических знаний об учащихся, дающих возможность уже на этой стадии осуществлять индивидуальный подход к ним. Здесь же начинают формироваться и такие черты характера, как выдержка, требовательность, чуткость и другие, необходимые для успешной педагогической деятельности. Однако формирование указанных педагогических свойств во многом зависит от системы воспитательной работы учителя. Организаторские способности, такт, требовательность к себе нужны не только в педагогической профессии. Поэтому эти качества необходимо развивать у учащихся независимо от их профессиональной направленности.
Новый этап в формировании педагогических способностей начинается с поступления в высшие профессиональные образовательные учреждения. Это период овладения научными знаниями, формирования мировоззрения, педагогических убеждений, педагогической направленности и способностей. Задачи высших учебных заведений были бы сравнительно просты, если бы туда поступали люди, уже имеющие педагогическую направленность и способности. На самом деле это обстоит далеко не так. Так, из 57 опрошенных нами студентов 15 выбрали специальность «Информатика и ИТ», из желания стать учителями информатики в колледжах, лицеях, остальные — исключительно из интереса к компьютерным технологиям, программированию, при отрицательном отношении к профессии педагога. Двое студентов оказались без какого-либо интереса и к компьютерным технологиям, и к педагогической работе. Среди студентов Наманганского инженерно — педагогического института есть много таких, которые в школе, колледжах, лицеях мечтали о профессии инженера, врача, артиста, а к профессии педагога относились даже с некоторым пренебрежением. Но даже рано сложившаяся и устойчивая педагогическая направленность не всегда означает наличие в достаточной степени развитых педагогических способностей.
Таким образом, среди студентов высших учебных заведений встречаются люди, не имеющие либо педагогической направленности, либо практического опыта общественной работы, либо того и другого. Поэтому одной из важнейших задач высших учебных заведений является формирование у всех студентов педагогической направленности и педагогических способностей. Ведь именно выпускники – бакалавры инженерно – педагогических вузов в будущей ведут профессиональную педагогическую деятельности в академических лицеях, профессиональных колледжах. В период обучения в вузе, студентам необходимо серьезно подготовиться к будущей самостоятельной деятельности. Это, в свою очередь влечет за собой аккуратное посещение лекций, тщательную подготовку к практическим и лабораторным занятиям, пробуждение интереса к дисциплинам педагогического цикла, которые оказывают большое влияние на формирование педагогической направленности. Согласно действующим учебным планам, государственному образовательному стандарту подготовка к педагогической деятельности студентов инженерно-педагогических вузов по направления профессиональное образование, на примере 5111000- Профессиональное образование (5330200-Информатика и информационные технологии) осуществляется целым рядом учебных предметов, каждый из которых нацелен на педагогическую подготовку будущего специалиста [4, c.3] .
Интенсивность выработки навыков и умений и формирования педагогических способностей зависит от организации педагогической практики. При создании методических указаний для руководителей практики и студентам по проведению педагогической практики, необходимо учитывать различные технологии по проведению лекционных, практических занятий, а также организации внеучебных воспитательных работ. Большое внимание необходимо уделять организации внеучебной воспитательной работе. Так как она обширна и студент некоторые стороны может упустить или не придать им должного значения, либо же отнести всю внеклассную воспитательную работу на конец педагогической практики, сократив до минимума время на ее проведение.
Таким образом, формирование педагогических способностей осуществляется в сложном процессе отдачи и приобретения — применения ранее полученных знаний, умений и навыков на практике и извлечения из практики новых знаний, выработки новых умений и навыков. Формирование педагогических способностей совершается в ходе решения многообразных педагогических задач, которые ставит перед учителем практика и которые он сам ставит перед собой, исходя из нужд практики и особенностей объекта своей деятельности.
Список использованной литературы
- Абдуллаева О.С. Повышение эффективности процесса подготовки к педагогической деятельности студентов вуза по направлению «Профессиональное образование» // Молодой учёный — Казань, 2013 — № 10(57) — С.491-493.
- Государственный образовательный стандарт высшего образования. Требования к необходимому содержанию и уровню подготовленности бакалавра по направлению 5111000 — Профессиональное образование (5330200 — Информатика и информационные технологии).
- Национальная программа по подготовке кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29.08.1997 г. N 463-I. — Ташкент: «Адолат». 1997.
- О.С. Абдуллаева. Современное состояние подготовки будущих учителей информатики к педагогической деятельности.- Журнал «Замонавий таълим». №10 Тошкент 2014 г.
- О.С. Абдуллаева. Организация внеучебной воспитательной работы учащихся в профессиональных колледжей и академических лицеях.- Журнал «Молодой ученный». №19, Казань 2014 г.
- О.С. Абдуллаева. Усовершенствование процесса подготовки студентов к педагогической деятельности.- Журнал «Халқ таълими». №1, Тошкент 2015 г.
- О.С.Абдуллаева. Формирования умений и навыков у учащихся средних специальных профессиональных образовательных учреждений.- Журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». №8(98), Москва 2015 г.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.» description=»В статье описывается формирование и развитие педагогических способностей в процессе непрерывного образования. Также выделяются три основных этапа в формировании педагогически способностей.» author=»Абдуллаева Озода Сафибуллаевна » publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]