Пик популярности и престижности профессии инженера пришёлся на середину прошлого века. Потом – десятилетия забвения. Сейчас список престижных профессий ежегодно меняется, и будущее, по прогнозам, – за техническими профессиями. Мы очень надеемся, что лет через десять причиной для гордости станет диплом инженера, а потому должны готовить грамотных специалистов, инженеров, обладающих знаниями, соответствующими последним достижениям научно-технического прогресса, владеющих информационными технологиями, способных системно мыслить и действовать, готовым к инновациям и умеющих находить новые решения.
Современная физика со всеми ее достижениями – это результат исследования природы и творческого труда человеческой мысли. В неразрывной связи с развитием физики шло развитие обучения физике. Преподаватели вуза должны быть не столько носителями и передатчиками научной информации, сколько организаторами познавательной деятельности студентов, их самостоятельной работы, научного творчества. В идеале, педагог выступает посредником между студентами и учебной дисциплиной, наукой, физикой. Важно не столько то, что мы передаем студентам, сколько то, как они усваивают эти знания и превращают их в навыки.
Задачи обучения должны исходить из запросов, интересов и устремлений студента, а результаты – соответствовать потребностям и быть значимыми для студента. Обучение, дающее студенту отличные знания и умения, формирует у него положительное отношение к предмету.
Преподаватель должен учитывать, что до обучения интерес у студентов к предмету часто предварительный, несформированный. Контингент абитуриентов технического вуза очень неоднороден. Многим первокурсникам недостает навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения программой. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Пройдет немало времени, прежде чем студент приспособится к новой образовательной среде. Отсюда зачастую возникают существенные различия и в деятельности, и в ее результатах для одного и того же обучающегося в школе и в вузе. Добавим слабую преемственность между средней и высшей школой, особенности методики преподавания и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, и как результат – эмоциональное перенапряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии, желании прекратить учебу.
Создание устойчивой мотивации у студентов к получению знаний и формированию компетенций и поиск новых форм и инструментов освоения этих знаний – две важные задачи, требующие грамотного решения. Необходимо совершенствовать формы проведения занятий, и вести работу по переосмыслению содержания учебного материала.
Мы говорим о курсе физики для студентов технических специальностей и среди требований к учебному материалу предлагаем выделить следующие:
- тщательный отбор учебного материала, выделение наиболее важного (физической сути изучаемых явлений, процессов, законов).
- обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специалиста.
- содержание курса физики должно способствовать формированию у студентов представлений о современной физической картине мира. Физика – бурно развивающаяся наука. За последние десятилетия сделано множество открытий, некоторые из которых имеют фундаментальный характер. Очевидно, что без освещения современных вопросов физики невозможно сформировать в полной мере компетентность в области физических знаний .
Возникла необходимость превращения фундаментальных знаний в наукоемкие технологии. Лучший способ трансформировать научные и технические знания в достижения – совместить в процессе образования как сам процесс обучения, так и научно-исследовательскую деятельность. Студенты должны уметь работать с современной научной аппаратурой. Это требует от сотрудников кафедры создания прикладных научно-технических разработок. Для решения этой задачи на кафедре создана специализированная лаборатория современных оптических технологий.
Цели создания лаборатории: активизация научной деятельности преподавателей и сотрудников кафедры, обеспечение взаимодействия образовательного и исследовательского процессов, вовлечение студентов и аспирантов в научную деятельность, активизация научных дискуссий, выработка общих исследовательских подходов.
Обновление содержания общего практикума задачами управления оптическим излучением отвечает решению ряда важных проблем физического образования в его основных аспектах.
В мотивационном аспекте включение проблематики создания современных устройств и технологий оптической связи и обработки информации актуализирует предметный материал, содействует формированию ценностного отношения к физическим знаниям.
В содержательном аспекте особое значение имеют открывающиеся возможности деятельностного освоения студентами нелинейных эффектов, в ряде которых задействованы структуры пониженной размерности, что с необходимостью приобщает их к проблемам современной науки, в том числе нанофизики и нанотехнологии.
В деятельностном аспекте изучение физических основ и методов управления оптическим излучением способствует формированию у студентов умений и опыта продуктивного использования фундаментальных знаний для решения физико-технических проблем, что отвечает реализации в образовании компетентностного подхода. [2, с. 257]
По отношению к процессу освоения программ высшего профессионального образования по физике наша работа классифицируется по трем основным направлениям:
— научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс;
— научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс;
— научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.
Все работы в лаборатории — оригинальные разработки преподавателей и сотрудников кафедры физики, как результат внедрения в учебный процесс проводимых на кафедре научно-исследовательских работ. Они обеспечивают разностороннюю подготовку в области современных методов постановки и проведения экспериментальных исследований. Осуществляются все этапы: постановка задачи, выдвижение гипотезы или гипотез, планирование эксперимента, выбор средств выполнения эксперимента, сборку установки, наблюдения и измерения, фиксацию и анализ результатов эксперимента, выводы. [3, с. 432]
Исследования завершаются обязательным представлением отчетов, выступлением на научном семинаре, подготовкой разработок и докладов для участия во внутривузовских, городских, всероссийских и Международных научных конференциях и выставках.
Список литературы:
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: Климов Е. А. – М. : Academia, 2004. – 304 с.
- Мустафаев А.С., Ломакина Е.С. Возможности интеграции фундаментальной подготовки и инновационной деятельности студентов технического университета // VIII Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука, инновации в ХХI веке»: сборник трудов, – Санкт-Петербург: 2014. – 414 c.
- Ломакина Е.С., Мустафаев А.С. Формирование у студентов способности к инновационной инженерной деятельности При работе в современной физической лаборатории // Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных и гуманитарных дисциплин: Труды международной научно-методической конференции 27-29 мая 2014 г. – Санкт-Петербург, 2014. -562 с. [schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ» description=»Сформулированы требования к учебному материалу по физике: обучение физике должно быть взаимосвязано со специальными дисциплинами и базироваться на рассмотрении конкретных процессов и явлений, относящихся к профессиональной деятельности будущего специалиста. Преподаватели физики должны иметь ясное представление о специальности, которой обучаются студенты и тому, какие именно знания физики и навыки могут понадобиться будущим специалистам в их практической деятельности.» author=»Ломакина Елена Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-28″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]