Номер части:
Журнал
ISSN: 2411-6467 (Print)
ISSN: 2413-9335 (Online)
Статьи, опубликованные в журнале, представляется читателям на условиях свободной лицензии CC BY-ND

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ



Науки и перечень статей вошедших в журнал:
DOI:
Дата публикации статьи в журнале:
Название журнала: Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале, Выпуск: , Том: , Страницы в выпуске: -
Данные для цитирования: . ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Педагогические науки. ; ():-.

Переход образовательных организаций на реализацию государственных образовательных стандартов нового поколения предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности. В этом контексте возрастает научный интерес к формированию соответствующей социальному заказу готовности студентов к профессиональной деятельности в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях, поиску путей управления этим процессом и его обеспечения.

В словаре научных терминов готовность определяется как – состояние субъекта, готового к какой-либо деятельности [6,  с. 154].

Готовность имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю, которые теснейшим образом взаимосвязаны. Необходимо отметить, что готовность – не только следствие воздействия со стороны внешних организационных факторов, но и результат активности самого человека. В. А. Сластенин отмечает существование своего рода противоречия: «профессиональную подготовку осуществляют внешние (по отношению к человеку) структуры (институты, университеты), а профессиональное становление человека является в основном результатом его собственного, внутреннего движения, когда профессионализм становится ценностью для личности».

Ряд исследователей связывает профессиональную готовность с субъективным состоянием личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять[13, с. 63; 9, с. 362].

С точки зрения Л.Г. Семушиной, готовность к профессиональной деятельности – психическое состояние человека, которое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивационные, волевые и интеллектуальные усилия, вероятность достижения результатов.

Отечественные ученые определяют профессиональную готовность к деятельности как интегративное качество личности [Адольф, 2007; Буданова, Н. А., 2010; Сенько Ю.В., 2000; Чичикин В.Т. 1998].

Важным для нашего исследования является рассмотрение понятия профессиональная готовность к педагогической деятельности — совокупность профессионально обусловленных требований к учителю, в состав которой входит, с одной стороны, психологическая, психофизиологическая и физическая готовность. А с другой – научно-теоретическая и практическая подготовка [13, с. 63].

В процессе профессионального образования человек начинает осваивать профессиональные знания и умения, познавать систему профессиональных ценностей и образ жизни, свойственные для выбранной им области труда.

Сенько Ю.В. в своем исследовании резюмирует: готовность к педагогическому труду – „новообразование будущего педагога, которое является фундаментом его профессиональной компетентности… И готовность, и компетентность – уровни профессионального педагогического мастерства” [11, с. 68].

Обратимся к характеристике компонентов педагогической деятельности.

Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. выделяют следующий состав компонентов в структуре готовности к профессиональной деятельности:

— мотивационный, включающий наличие интереса к профессии, позитивного отношения к профессиональной деятельности.

— ориентационный, предусматривающий обладание ориентированием в профессии, знаний особенностей данной профессиональной деятельности, её специфики, требованиях к личности и т.д.

-операционный, включающий владение необходимыми знаниями, умениями, профессиональными навыками, способами, приёмами, методами работы и т.д.

-волевой, заключающийся в умении владеть собой при выполнении своих функциональных обязанностей, осуществлять самоконтроль и т.д.

-оценочный, включающий умение оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью мастеров в данной отрасли и т.д. [Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., 1976, с. 51].

Некоторые исследователи (В.А. Сластенин, Т.Г. Шкатова) выделяют теоретическую и практическую готовность. В.А. Сластенин, говоря о теоретической готовности, уточняет, что ее можно определить как внутреннюю: «Теоретическая готовность к педагогической деятельности проявляется в обобщенной компетенции педагога мыслить или, по другому, в конструктивных и гностических умениях, которые относятся к группе внутренних (идеальных) умений»[12, с. 40].

«Усвоение знаний не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков – главного критерия профессиональной готовности», — отмечает автор.

Практическую готовность данный исследователь определил как внешнюю: «Практическая готовность учителя к педагогической деятельности выражается во внешних (предметных) компетенциях – компетенциях педагогически действовать, которые представлены организаторскими и коммуникативными умениями» [12, с. 42].

А.И. Мищенко в готовности педагога выделяет относительно самостоятельную мотивационную, теоретическую, практическую готовность, а также креативность, как готовность и способность к продуктивному педагогическому творчеству [8, с. 15].

В одной из работ К.М. Дурай-Новаковой уточняется: «Ядром профессиональной готовности являются положительное отношение студентов к профессии учителя, устойчивые мотивы педагогической деятельности, наличие профессионально значимых качеств личности, совокупность профессионально-педагогических знаний, умений и определенный опыт их применения на практике [3, с. 32].

В основу формирования готовности к профессиональной деятельности нами был положен компетентностный подход. Психологический механизм формирования компетентности существенно отличается от механизма формирования понятийного «академического» знания. Вряд ли можно обучить компетентности. Таковым он может стать лишь сам, найдя и апробировав различные модели поведения в предметной области, выбрав из них те, которые в наибольшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям. [2, c. 8].

Целесообразность применения компетентностного подхода очевидна при обучении студентов по различным специальностям, а особенно, там, где необходима интеграция не только общекультурных, психолого-педагогических и специальных дисциплин, но и медицинских, как на специальности «Специальное дошкольное образование».

При разработке диагностического инструментария, мы исходили из того, что компетенции формируются и проявляются в деятельности, следовательно, результат освоения необходимо отслеживать через оценку реализации самой деятельности и продуктов деятельности.

При компетентностном подходе контроль результатов осуществляют представители педагогического и студенческого коллективов, сам студент.

Мотивационная готовность

Для выявления ценностных ориентаций студентов использовалась методика «Ценностные ориентации» М. Рокича, направленная на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и мотивации жизненной активности.

Тест-опросник уровня субъективного контроля (В. В. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд) позволил исследовать одну из важнейших характеристик мотивации — «локус контроля», т.е. степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие личной ответственности человека за происходящие с ним события.

Методика для исследования самоактуализации личности, адаптированная Л. Я. Гозманом (САТ) позволяет измерить самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкалам.

С целью диагностики степени удовлетворенности основных потребностей мы применяли одноименную методику.

Для выявления коммуникативных свойств человека, позволяющих понять внутренний мир собеседника, создать атмосферу открытости, доверительности мы применяли методикe диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Теоретическая готовность

Для исследования теоретической готовности был использован комплекс показателей, определяющий уровень сформированности знаний и умений, необходимых для осуществления профессиональной деятельности воспитателя детей дошкольного возраста с сохранным развитием и с отклонениями в развитии: результаты промежуточного и итогового контроля.

Практическая готовность

В решении проблемы исследования практической готовности нам представлялось целесообразным определить общую картину профессиональных умений и навыков студентов.

Методика «Тест оценки коммуникативных умений» позволяет выявить уровень развития коммуникативных умений.

Методика «Тест для диагностики коммуникативных способностей» позволяет обнаружить уровень проявлений коммуникативных способностей: стремиться ли человек к общению, что он предпочитает – одиночество или круг друзей, быстро ли адаптируется в новом коллективе: как устанавливает контакты с незнакомыми людьми.

Для выявления уровня сформированности готовности к профессиональной деятельности во время производственной практики мы применяли метод экспертной оценки.

Нами разработаны уровни готовности к профессиональной деятельности будущих воспитателей детей  дошкольного возраста с сохранным развитием и с отклонениями в развитии.

Таблица 1.

Уровни готовности к профессиональной деятельности

Практическая готовность Методика
Уровни Анализ документов производственной практики (характеристика, дневник практики студента, отчет по практике)

Экспертная оценка методиста

Экспертная оценка работодателя

Низкий
Действует по инструкции. Проектирует, анализирует под руководством педагога.

Отбор, применение и интерпретацию результатов средств педагогической ди­агностики осуществляет с трудом.

Контакт с ребенком устанавливает с трудом. Создает благоприятную эмоциональную среду с учетом психофизических особенностей детей под руководством воспитателя.

Организует воспитательные и коррекционные занятия, выбирая адекватные методы и приемы под руководством воспитателя.

Взаимодействие с коллегами устанавливает с трудом.

Осуществляет совместную деятельность с родителями под руководством воспитателя.

Средний
Действует репродуктивно, по алгоритму. Проектирует и анализирует с затруднениями.

Отбор, применение и интерпретацию результатов средств педагогической ди­агностики осуществляет с затруднением.

Устанавливает контакт. Создает благоприятную эмоциональную среду с учетом психофизических особенностей детей

Организует воспитательные и коррекционные занятия, выбирая адекватные методы и приемы по алгоритму.

Испытывает затруднения при взаимодействии с коллегами.

Осуществляет совместную деятельность с родителями по алгоритму.

Высокий
Действует продуктивно, в неопределенных ситуациях самостоятельно, инициативно. Самостоятельно проектирует, анализирует.

Самостоятельно осуществляет отбор, применение и интерпретацию результатов средств педагогической ди­агностики.

Самостоятельно устанавливает контакт.  Создает благоприятную эмоциональную среду с учетом психофизических особенностей детей.

Самостоятельно организует воспитательные и коррекционные занятия, выбирая адекватные методы и приемы.

Самостоятельно взаимодействует с коллегами.

Осуществляет совместную деятельность с родителями.

Когнитивная готовность  
Низкий  
Знания об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ фрагментарны.

Знания о способах диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей с ОВЗ   фрагментарны.

Владеет отрывочными знаниями о воспитательных и коррекционных методах  и приемах  работы с детьми с ОВЗ;  об особенностях осуществления совместной деятельности с родителями.

Успеваемость: преобладают удовлетворительные отметки

Не справляется с тестами по учебным дисциплинам

Тесты по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям.

Академическая успеваемость, ИГА (ВКР)

Проекты консультаций, родительских собраний, родительские уголков и пр.

Экспертная оценка преподавателя

Средний
Проявляет знания об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ в определенных (знакомых) ситуациях.

Знания о способах диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей с ОВЗ   ситуативны.

Владеет ситуативными знаниями о воспитательных и коррекционных методах и приемах  работы с детьми с ОВЗ;  об особенностях осуществления совместной деятельности с родителями.

Успеваемость: преобладают положительные  отметки.

С тестами по учебным дисциплинам справляется с затруднениями.

Высокий
Знания системные. Свободно владеет знаниями об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ.

Владеет системой знаний о способах диагностики результатов игровой, трудовой, продуктивной деятельности детей с ОВЗ.

Владеет системой знаний об особенностях воспитательных и коррекционных методах и приемах работы с детьми с ОВЗ.

Успеваемость: преобладают положит и отличные отметки.

С  тестами по учебным дисциплинам справляется без затруднений.

Эмоционально-ценностная  
Низкий Тест-опросник уровня субъективного контроля (В. В. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд)
Считает, что большинство событий (отрицательных и положительных), достижений в производственной и личной жизни, состояние здоровья является результатом случая; не несет ответственность за свои поступки.
Не проявляет спонтанный интерес к другому.

Эмоционально «глух», не отзывчив, не сопереживает партнеру по общению и деятельности.

Избегает личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности.

Неспособен создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

Неспособен понять другого на основе сопереживаний, умения поставить себя на место партнера.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Нереалистичен в постановке цели. Не чувствует реальности. Живет либо прошлым, либо  будущим, строит недостижимые планы.  Обладает высокой степенью зависимости, конформен, несамостоятелен, имеет внешний локус контроля. Имеет трудности в общении. Не может легко и быстро вступать в контакт, отношения с людьми  являются поверхностными. Методика для исследования самоактуализации личности ( Шкала компетентности во времени. Шкала поддержки. Шкала контактности).
Средний  
Не всегда проявляет спонтанный интерес к другому.

Эмоционально «глух», неотзывчив, неспособен сопереживать  партнеру. Старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности.

Не всегда способен создать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

С трудом понимает другого на основе сопереживаний.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко.
Не всегда реалистичен в постановке цели. Иногда  ставит перед собой нереальные цели. Часто несамостоятелен, не всегда способен контролировать себя. Испытывает затруднения при вступлении в контакт. Методика для исследования самоактуализации личности (САТ)
Высокий  
Обладает высоким уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Считает, что большинство событий (отрицательных и положительных), достижений в производственной и личной жизни, состояние здоровья является результатом собственных усилий/деятельности, несет ответственность за свои поступки. Тест-опросник уровня субъективного контроля (В. В. Бажин, Е. А. Голыкина, А. М. Эткинд)
Эмоционально отзывчив, сопереживает, соучаствует партнеру.

Использует интуитивный канал эмпатии. Старается использовать личные контакты, проявляет любопытство к другой личности.

Создает  атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

Понимает другого на основе сопереживаний, умеет поставить себя на место партнера.

Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
Живет настоящим – переживает  настоящий момент своей жизни во всей его полноте; ощущает неразрывность прошлого, настоящего и будущего. Мало подвержен внешнему влиянию, свободен в выборе, неконформен. В своих поступках опирается на собственные чувства и мысли, критически воспринимает воздействие внешних сил. Легко и быстро вступает в контакт; отношения с людьми не являются поверхностными; играет значимую роль в жизни своих друзей и близких; отношения с людьми полны смысла и доброжелательности. Методика для исследования самоактуализации личности (САТ) (Шкала компетентности во времени. Шкала поддержки. Шкала контактности).

Качество сформированности готовности зависит от сформированности мотивационного компонента (профессиональных ценностей, профессиональных притязаний, профессиональных мотивов, профессиональных целей, профессиональных смыслов), теоретической и практической готовности.

Список литературы:

1.​ Адольф В.А., Ильина Н.Ф. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: монография/ В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина – Красноярск.: Поликом, 2007. — 192 с.

2.​ Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, 2003. – № 10.

3.​ Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: Автореф. дис… канд. пед . наук. – М., 1983. — 32 c.

4.​ Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. – Минск: БГУ, 1976. —176 с.

5.​ Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация./В.И. Загвязинский – М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 192 с.

6.​ Князева В.В. Педагогика: словарь научных терминов/В.В. Князева. – М.: Вузовская книга, 2009. — 872 с

7.​ Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования. / Н.А. Морева, М. : Издательский центр «Академия», 2001. —272с.

8.​ Мищенко А.И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса:  Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М.: МГУ, 1992. — 44 с.

9.​ Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. – Ростов н/Д.: изд. «Феникс», 1998. —544 с.

10.​ Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Ф. Методы изучения и психодиагностика личности: учебное пособие./ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. – 2-е изд., испр.; Московский психолого-социальный институт: Флинта. – М., 2000. —264 с.

11.​ Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. – М.: Академия, 2000. —240 с.

12.​ Сластенин В.А. Педагогика/ В.А. Сластенин, И. Ф Исаев, Е.Н. Шиянов. – 2-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с.

13.​ Словарь –справочник по педагогике Авт.-сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004. —448 с.

14.​ Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.— Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

15.​ Чичикин В.Т. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл. Междунар. конгр. – М., 1998. – Т. 2. – С. 491–492.[schema type=»book» name=»ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ» description=»Готовность к профессиональной деятельности. Методики изучения. Уровни готовности к профессиональной деятельности.» author=»Демидович Елена Александровна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]

Список литературы:


Записи созданы 9819

Похожие записи

Начните вводить, то что вы ищите выше и нажмите кнопку Enter для поиска. Нажмите кнопку ESC для отмены.

Вернуться наверх
404: Not Found404: Not Found