Уже более десяти лет аэробика занимает не последнее место в графике соревнований Московских общеобразовательных учреждений. Это соревнования, фестивали, конкурсы районного, окружного и городского значения. Занятия аэробикой на 3-ем часе урока физической культуры и в системе дополнительного образования в СОШ помогают решать задачи подготовки к этим и другим мероприятиям. Однако, методического обеспечения по разработке программ по оздоровительной и фитнес-аэробике для 3-го часа урока физической культуры недостаточно. Такое положение вещей обусловило выбор темы исследования и определило ее цель.
Цель исследования – совершенствование методики проведения третьего часа урока физической культуры с использованием средств фитнес-аэробики.
Объект исследования – процесс физического воспитания школьников средних классов.
Предмет исследования – методика проведения третьего часа урока физической культуры с использованием средств фитнес аэробики.
Гипотеза исследования – предполагается, что проведение 3-го часа урока физической культуры на основе средств фитнес-аэробики будет эффективным для повышения уровня физической подготовленности школьников средних классов, а так же способствовать успешному участию их в соревнованиях по аэробике.
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- Разработать программу и содержание занятий для третьего часа урока физической культуры на основе средств фитнес-аэробики.
- Оценить эффективность разработанной программы.
Для решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент, который проводился на базе ГБОУ СОШ № 235 с сентября 2013 по май 2014 года.
Было выбрано два класса средней школы — 6а и 6б, которые составили контрольную и экспериментальную группы, численностью по 14 человек. По данным врачебного контроля отклонений в состоянии здоровья участников эксперимента не отмечено.
Оценка показателей физических качеств по тестам: бег на 1000 м, бег на 30 м, наклон из положения седа, поднимание и опускание туловища из положения лежа, прыжок в длину с места позволила сделать вывод о среднем уровне физической подготовленности учеников данной возрастной группы и об отсутствии статистически достоверных различий между учениками контрольной и экспериментальной групп.
Программа для третьего часа урока физической культуры с использованием средств фитнес — аэробики для школьников средних классов была реализована в экспериментальной группе. Составленные три комплекса упражнений длительностью по две минуты содержали все базовые шаги аэробики и их сочетания и соответствовали правилам соревнований по фитнес-аэробике. С ними дети выступали на окружных и городских соревнованиях. Структура урока при этом соответствовала традиционной схеме урока физической культуры и состояла из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.
При разучивании и выполнении комплексов упражнений основное внимание обращалось на правильность исполнения базовых элементов аэробики, на правильную осанку, на четкое положение рук. Все упражнения выполнялись с разным темпом: сначала замедленный – через счет, постепенно переходящий в выполнение упражнений на каждый счет. Обучение всегда начиналось с показа и объяснения упражнений и по принципу от простого к сложному. Контрольная группа занималась баскетболом, использовался метод вариативного (переменного) упражнения и соревновательный метод.
По окончанию эксперимента в экспериментальной группе показатели физической подготовленности возросли во всех тестах (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты тестирования экспериментальной группы
Тесты |
До эксперимента
X±m |
После эксперимента
X ± m |
t-критерий Стьюдента |
Достоверность различий |
Бег 1000 м, мин,сек | 4,55±0,1 | 4,35±0,1 | 2,9 | t ≥0,05 |
Наклон в положении седа, см | 8±1 | 14±1 | 4,3 | t ≥0,05 |
Поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз | 23±1 | 27±1 | 2,1 | t ≥0,05 |
Бег 30 м, сек | 5,3±0,1 | 5,2±0,02 | 1 | t<0,05 |
Прыжок в длину с места, см | 160±5 | 170±5 | 1,4 | t<0,05 |
Особенно заметен прирост в тестах на общую выносливость, силу брюшного пресса и на гибкость позвоночного столба, они статистически достоверны. Скоростно — силовые способности мышц ног и показатели быстроты также изменились в лучшую сторону, но эти изменения оказались не достоверны. В контрольной группе тоже заметен прирост в уровне физической подготовленности, но они статистически недостоверны. Показатели гибкости позвоночного столба стали ниже.
Таким образом, проведение третьего часа урока физической культуры по разработанной программе на основе средств фитнес — аэробики у школьников 6-х классов оказало положительное влияние на уровень развития физических качеств. Кроме того, значительно возрос индекс физического здоровья. Успешное выступление учащихся в соревнованиях, среди которых: «Аэробика-Джем», Приз Деда Мороза, Открытое первенство города Москвы, «Музыкальная кроссовка», подтверждает гипотезу исследования об эффективности разработанной программы и содержания занятий для подготовки школьников к соревнованиям.[schema type=»book» name=»Фитнес-аэробика на третьем часе урока физической культуры» author=»Михайлова Эльвира Ивановна, Деревлева Елена Борисовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]