Совершенствование системы физического воспитания, укрепление здоровья и формирование готовности учащейся молодежи к здоровому образа жизни – это вопросы привлекают повышенное внимание общества[9].
В связи с этим появляется необходимость создания программы, нацеленной на профилактику проявляющегося девиантного поведения у подростков, вредных привычек.
На экспериментальном уровне [11] доказано, что состояние здоровья человека во многом зависит от уровня физической активности. Двигательная активность в должной степени предопределяет культурное развитие личности, и её результат основан на ценностных ориентациях человека. Интерес исследователей [1, 2, 4, 8] направлен на изучение связей отдельных показателей, характеризующих физическую активность и проявлением вредных привычек (курения, употребление алкоголя, токсикомании и наркомании).
Наркомания является не только предметом психиатрии, но и определяется с позиции устойчивого массового явления как девиантное поведение. Проведенные социологические исследования [7] определили возраст учащихся 13-15 лет, как наиболее восприимчивый к различным отклонениям в поведении, когда еще не сложилось личностное мировоззрение и подростки в значительной степени подвержены влиянию окружающих сверстников.
Наркомания самопроизвольно неизлечима, и преодолеть её средствами запугивания и разъяснительными беседами невозможно. Необходимо формирование у подростков ценностных ориентаций на конструктивные виды деятельности, создание в сознании доминанты на регулярную физическую активность [1, 2]. Школьные годы представляют критический период в развитии потребности физкультурной деятельности и воспитании привычки к участию в различных видах физической активности, которая затем может перейти во взрослую жизнь [5].
В исследованиях специалистов [7, 9] анализируется приобретенный подростками опыт из их отношений к широкому диапазону вопросов поведения и стиля жизни, связанного со здоровьем. Среди изучаемых направлений вредные привычки представлены в блоке поведения с риском для здоровья. Задачи по улучшению взаимопонимания, проведения регулярного мониторинга здоровья детей, а так же их поведения; необходимости выявления взаимных связей между школой, семьей и другими социальными институтами и учащимися, стилем их жизни; укрепление здоровья подрастающего поколения и создание социальных программ занимает важное место в исследованиях специалистов [1, 8].
Физическая культура оказывает непосредственное воздействие на формирование межличностных отношений, при этом является важным элементом культуры личности, эффективной предпосылкой по формированию здорового образа жизни, влияет на повышение физической подготовленности, улучшение здоровья, так же на поведение человека в бытовой обстановке и в процессе учебы,
В социально-педагогическом аспекте актуализируется проблема профилактики вредных привычек, так как люди с низким уровнем физической активности имеют чаще всего «ненадежное» здоровье, и злоупотребляют курением и спиртными напитками [4]. Современная стратегия оздоровления нации основана на формировании индивидуальной двигательной активности населения, заботе о своем здоровье, физическом совершенствовании, ведении здорового образа жизни, искоренении вредных привычек. Активность человека в социально-педагогическом аспекте определяется двумя значимыми показателями: позицией, ожидаемой индивидом; позициями, которые пытается занять индивид в процессе распределения ценностей.
По данным А.В. Моченовой [10], в России существует устойчивая тенденция к росту потребления алкогольных напитков и табакокурению, токсических веществ и приобщению к наркотикам молодежи, с тенденцией к снижению возраста. В связи с этим среди социально-педагогических факторов, оказывающих влияние на формирование личности подростка, а так же на особенности его поведения, ведущее место принадлежит семье и неформальным группам сверстников [3]. Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность является составной частью социально-педагогического процесса, направленного на выявление учащихся с девиантным поведением, проведение диагностики причин и условий отклонения в развитии и поведении, а так же на разработку общепедагогических мероприятий и принятия, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка [5, 7, 10].
Следовательно, чтобы предупредить или преодолеть асоциальное поведение, в первую очередь необходимо принять меры по нейтрализации негативного влияния социальной сферы, ограничить отрицательное воздействие социальных факторов.
Особое место в коррекции девиантного поведения подростков и молодежи занимает правильная организация досуговой деятельности. Важнейшим компонентом, влияющим на корректировку девиантного поведения подростков, является активное занятие спортом [6]. Занятия спортом формируют целеустремленность, коллективизм, способствуют воспитанию лидерских качеств ребенка.
Большое значение в педагогической коррекции девиантного поведения средствами физической культуры и спорта имеет личность тренера. Спортивный педагог становится для подростков образцом, более близким человеком, чем родители особенно из неблагоприятных семей.
Педагоги всех уровней по-прежнему не располагают достаточными научными данными для профилактической работы с наркоманией. Здесь необходим обмен реальным опытом антинаркотической деятельности между учебными заведениями.
В этой связи специалисты [1, 7, 10] видят необходимым развивать профилактическую работу по следующим направлениям:
— наращивание информационного воздействия на молодежь;
— культивирование здорового образа жизни (создание моды на него);
— активное вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни, с целью противодействия наркотизации общества;
— кадровое обеспечение профилактической деятельности;
— создание системы мониторинга наркоситуации в молодежной среде;
— обеспечение условий для реальной трудовой занятости подростков и молодежи;
— включение в показатели аккредитации образовательных учреждений сведений, характеризующих организацию воспитательно-профилактической работы;
— развитие психологических служб, оказывающих помощь детям и подросткам;
-внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, с целью формирования у детей и подростков здорового образа жизни;
— оказание всесторонней помощи и поддержка семьи.
Одна из главных альтернатив наркомании – спортивная деятельность. В процессе занятий спортом у подростков происходит укрепление здоровья, формирование привычек к спортивному образу жизни, образуются коллективы единомышленников, наблюдается смена приоритетов, и появляются новые жизненные цели.
Список литературы:
- Еремин, М.В. Профилактика наркомании средствами физической культуры и спорта детей и подростков: автореф. дис. … канд. пед. наук / М.В. Еремин. — СПб., 2003. — 25 с.
- Еремин, М.В. Средства физической культуры и спорта в профилактике наркомании детей и подростков / М.В. Еремин, В.Ю. Карпов, А.С. Махов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2015. — № 2. — С. 60-62
- Еремин М.В., Карпов В.Ю., Махов А.С. Роль отцовства в коррекции девиантного поведения детей и подростков средствами физической культуры. Ответственное отцовство: актуальные проблемы и пути их решения. Сборник научных статей. М., 2015. С. 90-96.
- Еремин М.В., Карпов В.Ю., Калинин А.Д. Распространение негативных явлений и профилактика наркомании в подростковой среде. Итоги научных исследований. Международная научно-практическая конференция. М., 2015. С. 128-130.
- Карпов В.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления воспитанием учащейся молодежи в современных социально-экономических условиях/ В.Ю. Карпов //Известия Сочинского государственного университета. 2007. № 1-2. С. 47-54.
- Карпов В.Ю., Голов В.А. Детско-юношеский спорт в развитии физической культуры учащейся молодежи / В.Ю. Карпов, В.А. Голов // Физическая культура, спорт — наука и практика. 2008. № 3. С. 9-11.
- Карпов В.Ю., Еремин М.В., Добежин А.В., Абрамишвили Г.А Физическая культура, спорт и туризм в системе профилактики девиантного поведения детей и подростков / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, А.В. Добежин и др. // Известия Сочинского государственного университета. 2009. № 4. С. 90-97.
- Карпов В.Ю., Еремин М.В., Абрамишвили Г.А., Добежин А.В., Пилосян Н.А. Средства физической культуры и спорта как основа профилактики наркомании и вредных привычек в подростковой среде / В.Ю. Карпов, М.В. Еремин, Г.А. Абрамишвили и др. // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-1. С. 102-109.
- Карпов, В.Ю. Здоровый образ жизни как глобальная проблема современности / В.Ю. Карпов, В.А. Околелова, Г.А. Абрамишвили // Известия Сочинского государственного университета. 2009. № 2 (8). — С. 161-169.
- Мочёнова А.В. Проблемы профилактики девиантного поведения подростков и молодежи // Спорт против наркотиков: Межрегиональная научно-практическая конференция: материалы. – М.: Советский спорт, 2002. – С. 107-110.
- Аbramishvili, G.A. The Technology of Differentiated Physical Education of Primary-Age Pupils / G.A. Аbramishvili, V.Y. Karpov, M.V. Eremin // Asian Social Science. Vol. 11, № 19. 2015. С. 329-334.[schema type=»book» name=»ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ» description=» Профилактическая и коррекционно-педагогическая деятельность является составной частью социально-педагогического процесса, направленного на выявление учащихся с девиантным поведением, проведение диагностики причин и условий отклонения в развитии и поведении, а так же на разработку общепедагогических мероприятий и принятия, специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка» author=»Карпов Владимир Юрьевич, Еремин Максим Викторович, Иванов Дмитрий Анатольевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-31″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_31.10.15_10(19)» ebook=»yes» ]