Актуальность проблемы объективно обусловлена тем, что анализ ситуации, сложившейся в детской и подростковой среде, свидетельствует о самых негативных результатах отсутствия должного внимания общества к организации досуга детей и подростков. Кризис детства настолько очевиден, что о нем с нескрываемой озабоченностью заговорили представители государственных структур, руководители общественных объединений различной направленности и средства массовой информации. В связи с переоценкой многих научно-теоретических положений, лежащих в основе концепции образования, стала очевидной необходимость поиска путей развития системы образования, оздоровления, досуговой деятельности. В данной проблеме достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально нового подхода к организации свободного времени детей и подростков во внешкольное и каникулярное время[1,c.1].
Необходимость разработки педагогических условий эффективной воспитательной работы в детском оздоровительном центре связана и с актуализацией проблем воспитания в целом, обеспокоенностью современного общества ростом негативных явлений в детской и подростковой среде, в связи с чем особое значение приобретает то содержание деятельности, та социокультурная среда, эффективность воспитательной работы, участником которой ребенок становится в свободное от учебы время.
По мнению Лепешева Д.В., свой вклад в развитие теории социализации внесли казахстанские ученые, исследовавшие различные аспекты социализации личности: социализация личности школьника как субъекта целостного педагогического процесса (Н.Д. Хмель, Н.Н. Хан, Г.А. Уманов и др.), профессиональная социализация молодежи (Б.А. Абдыкаримов, С.С. Досанова, В.В. Егоров, А.П. Сейтешев, Г.Т. Хайруллин и др.), гражданской и политическая социализация школьника (М.А. Глушковская, Е.А. Дмитриенко, К.К. Жампеисова, Т.Н. Искандирова, Д.В. Лепешев, З.У. Кенесарина, И.П. Кузьменко, К.К. Кунантаева, М.К. Курсабаев и др.), этническая социализация личности (К.Б. Жарикбаев, С.К. Калиев, К.Ж. Кожахметова, С.А. Узакбаева. и др.), нравственно-правовая социализация (Л.А. Байсерке, Л.К. Керимов, Е. Батталханов, В.В. Трифонов и др.), функционирования ведущих институтов социализации (Б.И. Муканова, Г.А. Уманов и др.), организация и самоорганизация молодежи в процессе социализации (А.Н. Тесленко), разнообразные аспекты культурной социализации личности: информационный, экологический, эстетический и т.п. (В.В. Егоров, З.А. Исаева, М.Н. Сарыбеков и др.)[1, с.4].
В определении теории социализационных процессов воспитательной работы современного детского центра и переосмысления накопленного опыта особенно важным считаем анализ подходов к инновационной деятельности, складывавшихся на протяжении последнего десятилетия. В этот период «педагогика лета» всё чаще начинала звучать как самостоятельная область педагогического знания, и специфический воспитательный потенциал детских центров был в значительной степени утрачен в связи с преобразованием в учреждения дополнительного образования и последовавшим за этим доминированием образовательной целью.
В Казахстане данная проблематика впервые целостно и всесторонне была изучена в 1998 году в кандидатской диссертации А.Н. Тесленко, где автор рассматривает летний детский центр как эффективный институт социализации личности подростка, обладающий уникальным воспитательным потенциалом.
Продолжил и развил изложенные научные идеи и концептуальный подход А.Н. Тесленко, его ученик и соратник Лепешев Д.В. в своей кандидатской диссертации, где рассмотрел социализационные траектории личности подростков в условиях воспитательно-образовательной среды детского оздоровительного центра.
Происходящие сегодня процессы осознания обществом крайнего обострения проблем в области воспитания обусловливают необходимость повышения эффективности воспитательной работы, добиться которого можно в результате применения теоретических подходов, которые позволят максимально реализовать социальный заказ и возможности Института воспитания. Для этого был проведен анализ исследований воспитательного потенциала детских центров, общих подходов к организации воспитательно-образовательной работы и инновационной воспитательной деятельности в условиях центра, педагогике дополнительного образования, а также анализ работ в области философии и теории воспитания, исследований воспитания как социокультурного феномена, современных концепций воспитания и воспитательно-образовательной среды.
Анализ исследования проблем воспитания в условиях детских центров показал недостаточную научную разработанность проблемы развития воспитательной работы и ее эффективности как одного из Институтов воспитания. Воспитательный потенциал детских центров в изменяющихся социокультурных условиях остается малоизученным; интенсивная инновационная деятельность, широко применяемая в условиях детских центров с 90-ых годов XX века по настоящее время, не подкреплена достаточным научным анализом и обоснованием.
По мнению Лепешева Д.В. [1, с.2-3] выявлению теоретических основ воспитательной работы педагогов в условиях детского центра способствовало обращение к работам в области философии и теории воспитания, исследований воспитания как социокультурного феномена, теорий воспитательных систем: Ю.К. Бабанского, Б.П. Битинас, Е.В. Бондаревской, С.П. Баранова, Л.Р. Болотиной, Т.В. Воликовой, Б.З. Вульфова, Л.Ю. Гординой, В.А. Караковского, В.М. Коротова, В.В. Краевского, В.В. Лебединского, Б.Т. Лихачева, А.С. Макаренко, Л.И. Маленковой, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, Н.Д. Никандрова, И.П. Подластного, П.И. Пидкасистого, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, В.А. Сухомлинского и др.
Разработка личностно — ориентированной модели воспитательной работы педагогов детского центра основывалась на трудах психологов, развивающих идею субъектности, психологической теории личности: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, С.В. Ерохина, И.А. Зимней, В.П. Зинченко, В.Г. Крысько, А.Н. Леонтьева, О.В. Лишина, В.С. Мухиной, Р.С. Немова, В. Д. Питюкова, С.Д. Полякова, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчикова, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконина, М.Г. Яновской и др.
Продуктивным для нашего исследования было обращение к работам в области социальной педагогики, теории дополнительного образования: Ю.П. Азарова, В.А. Березиной, В.Г. Бочаровой, Б.П. Битинаса, Б.З. Вульфова, В.Д. Иванова, И.П. Иванова, М.Б. Коваль, А. Лутошкина, Е.Н. Сорочинской, М.Г. Яновской и др.
В настоящее время в науке накоплен материал, который позволяет по-новому взглянуть на образовательно-воспитательную среду как социокультурное явление в работах: А.А. Братко, М. Бишмакова, Л.П. Буевой, Ф.З. Вильдановой, Дж. Гибсона, М.В. Кларина, Я.А. Каменского, Я. Корчака, П.Ф. Лесгафта, Локк, А.С. Макаренко, В.А. Мастеровой, В.В. Рубцова, В.А. Сухомлинского, Г.А. Филлипова, Г.П. Щедровицкого, Е.А. Ямбурга, В.А. Ясвина и др.
Специальное внимание было уделено трудам в области «педагогики лета», работам, посвященным различным проблемам организации воспитательной системы работы в условиях детского центра: В.С. Агеева, Е.М. Аджиевой, С. Афанасьева, Ю.В. Буракова, Б.Б. Гусева, О. Газман, А.Г. Кирпичника, Л.К. Кленевской, А.Н. Кузнецова, Л.С. Луневой, А.Г. Мурашовой, Н.Ф. Петровой, Р.Н. Проскуриной, Л.Н. Скоровой, Н.И. Травинина, Б.А. Титова, Е.А. Чепурных, А.А. Юрикова и др.
Исследованию условий эффективности воспитательной работы, отдельных ее аспектов способствовало обращение к трудам в области подготовки и переподготовки кадров, повышения уровня педагогического мастерства, педагогической культуры воспитателя: И.П. Анриади, Р. Бернс, А.А. Деркач, Т.Е. Конникова, О.С. Корнушева, В.М. Кротова, Л.Г. Нещерет, И.Н. Степанова, Б.Е. Ширвиндт, Н.Е. Щуркова и др., исследованиям инновационных процессов в образовательных учреждениях: А.Н.
Аверьянов, В.И. Загвязинский, Н.Б. Крылова, Г.Ю. Ксензова, Н.В. Кухарев и др., теории управления педагогическими системами: А. Амонашвили, Г.И. Бтулина, Э.Ф. Зеер, Ю.А. Конаржевского, О.С. Коровина, Е.А. Климов, Е.В. Клычева, С.Н. Панченко, З.И. Равкин, Е.И. Рогов, С.Н. Широбекова и др.
Анализ научных источников показал, что, не смотря на значительный прогресс в исследовании многогранной деятельности детских центров, вопрос о педагогических условиях эффективности воспитательно – образовательной деятельности центров направленных на позитивный процесс социализации подростков не нашел должного освещения и нуждается в более глубоком исследовании.
Сегодня социализация рассматривается как развитие человека на протяжении всей жизни во взаимодействии с окружающей средой; процесс усвоения и воспроизводства социальных норм, культурных ценностей, а также саморазвитие в том обществе, к которому этот индивид принадлежит.
В современном обществе тема социализации подростка и его вхождение в этот мир, проблема гуманизации современного воспитания звучат особенно актуально. Не случайно новая парадигма воспитания связала его цели с формированием духовно развитого и свободного человека, способного к творчеству и социальной активности, ответственного за свои деяния перед обществом.
Участие подростка в средствах социализации – это своеобразная «разведка» своих сил, прав и возможностей, «примерка» себя к миру взрослых. В общении же со сверстниками дети решают сложную задачу – получение признания своей роли в обществе [1, с.6].
Рассматривая понятие «социализация», мы имели в виду определяющую роль деятельности в развитии внутреннего потенциала подростка. Однако социализация – это не только активность формирующейся личности, но и взаимодействие на нее социальной среды. Так, процесс социализации в современных условиях, связанных с переходом к рыночным отношениям предполагает активную деятельность личности по усвоению новых ценностей и норм.
Организация взрослыми отдыха и трудовой занятости подростков в период между учебными циклами в общеобразовательных учреждениях с целью их оздоровления и приобщения к традиционным ремеслам, занятиям и дисциплине практиковалась в Европе и Северной Америке еще в XVIII-XIХ вв.
Антропологический анализ показывает, что еще в XIX веке французский педагог и социолог Эмиль Дюркгейм, одним из первых обратил внимание на проблему социализации человека, где он подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.
Социализация – двухсторонний процесс. Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду посредством отношений, деятельности и общения. Именно эти феномены, актуализирующие формирование личности в динамичной социальной жизни, фиксируют не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении преобразовательного опыта, мобилизацию субъекта на построение определенной стратегии организации и самоорганизации в рамках структурной модели социума[2, с. 68].
«Пространство» представляет собой самоочевидный концепт и его научное осмысление имеет давнюю историю. Изучение пространства как формы материи началось в античной философии, в которой сложилось два основных подхода – субстанциональный, рассматривающий пространство как вместилище, и атрибутивный, рассматривающий пространство как порядок вещей. Эти подходы представлены и философией Нового времени. Однако, с появления стройных концепций мировой истории человечества возникает новое понятие – социальное пространство, в котором разрозненные исторические эпохи связываются в единый исторический пространственно-временной поток. Во второй половине XIX века в осмыслении пространства появляется тенденция к его дифференциации, которая связана с разграничением видов деятельности – разные виды деятельности человека формируют свои пространства (Э.Гуссерль). Собственно же человеческая деятельность формирует жизненный мир (пространство) как основу человеческого существования. Так постепенно человек стал объектом и субъектом физического и социального пространств. Эта антропологическая составляющая в понимании пространства как формы материи и культуры еще более закрепилась в гуманитарной науке XX века. Осталось неизменным и представления о пространстве как вместилище и пространстве, как порядке вещей. К этим представлениям добавились более образные – пространство как способ протяженности (О.Шпенглер), пространство как самоорганизующаяся система (И.Пригожин), пространство как место укорененности человеческой экзистенции (М.Хайдеггер), пространство как распределительная структура (Ж.Бодрийяр)[123, с. 3].
В связи с переоценкой многих положений, лежащих в основе концепции образования, стала очевидной необходимость поиска путей, создания культурного пространства социализации личности. В данной проблеме достаточно рельефно просматривается неизбежность поиска принципиально нового подхода к организации свободного времени и созданию культурного пространства для детей и подростков во внешкольное и каникулярное время, котрое мы рассмотрим в нашей магистерской диссертации.
Список литературы:
- Лепешев Д.В. Социализационная траектория личности подростка в условиях детского оздоровительного центра (на примере РГКП РУОЦ «Балдаурен»). Автореф. ..канд. пед.наук. – Астана, 2010. – 17 с.
- Тесленко А.Н. Практикум по социальной педагогике: учебное пособие. – Астана: ЕАГИ, 2007. 178 с.
- Солонина Ю.Н., Каган М. Культурология. — М., Изд.: Высшее образование, 2007. – 212 с.
- Лепешев Д.В. Воспитательно-образовательная среда в условиях детского оздоровительного центра: монография. – Астана, 2010. – 176 с.[schema type=»book» name=»ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ЛЕТНЕГО КАНИКУЛЯРНОГО ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ОТДЫХА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ» description=»Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме социализации детского оздоровительного лагеря. Автор дает обобщенную характеристику различным видам деятельности оздоровительного детского лагеря и выделяет ряд особенностей социализации личности в подростка условиях детского лагеря.» author=»Захлебаева Виктория Викторовна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-29″ edition=»euroasia-science.ru_26-27.02.2016_2(23)» ebook=»yes» ]