Словарь практического психолога», составленный С.Ю. Головиным, дает следующее определение слову позиция: 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответствующем поведении и поступках. Позиция — развивающееся образование; ее зрелость характеризуется непротиворечивостью и относительной стабильностью; 2) Интегральная, самая обобщенная характеристика положения индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [11].
Категория «позиция» имеет не одно, а много значений. Чтобы раскрыть сущность понятия «личностная позиция», необходимо рассмотреть основные значения категории «позиция».
А.Г. Асмолов выделяет социальную позицию. Социальная позиция человека выражается в его социальной роли. Социальная роль человека определяет набор идеалов, ценностей, схем общения, которым ему необходимо следовать [1, c. 222].
И.С. Кон выделяет социальное положение (позиции) человека. Под этим он понимает его место в определенной конкретной социальной структуре. Каждый человек занимает множество позиций: в семейной жизни, на работе, общественной жизни и т.д. С позицией связана определенная социальная роль. Это ожидаемый от человека, находящегося в данной позиции, образ поведения, выполнение им каких-либо функций [4, с. 71-72].
А.Н. Леонтьев дает одну из первых характеристик позиции как положения человека в обществе, группе.
Социальную позицию, то есть позицию как положение в обществе, группе рассматривали так же Г.М. Андреева, А.П. Асмолов и Т.Ю. Марялова, Т.В. Сеньхо, Л.А. Петровский и другие.
Позицию человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации рассматривали Л.А. Петровская, А.Л. Венгер, Б.Г. Ананьев, Н.Е. Веракса, В.Я. Ляудис, А.Б. Добрович, Ю.М. Жуков, Е.В. Кондратьев. Это ролевая позиция [7].
Л.Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве: информатора, друга, диктатора, советчика, просителя, вдохновителя [2].
На тему «Командный менеджмент: ролевые позиции в команде» написана статья Е.Г. Муруговой [8].
В учебном пособии «Родительство как психологический феномен» Р.В. Овчаровой говорится о родительской позиции, как о частном случае социально-ролевой позиции. В структуре родительской позиции как социально-ролевой позиции выделена материнская и отцовская позиция. Родительская позиция рассматривается как интегральное взаимодействие социальной, личностной, ролевой и воспитательной позиций отца или матери, как система отношений родителя, которая обуславливает тип родительского поведения и характер семейного воспитания [9, с. 287-288].
В статье Е.И. Исаева, И.Е. Исаевой «Психология развития субъектности студентов» авторами выделены три плана рассмотрения понятия «позиции»: как социальной позиции, как позиции личности, как ролевой позиции. Обозначена субъектная познавательная позиция, которая включает в себя все три выделенных плана позиции, приведено ее определение, рассмотрена ее структура [3, с. 159].
Р.В. Овчарова в учебном пособии «Родительство как психологический феномен» выделяет четыре плана рассмотрения понятия «позиция». Наряду с позицией личности, социальной позицией, ролевой позицией она выделяет жизненную позицию. В этом случае подразумевается трактовка позиции как основных жизненных отношений человека, регулирующих его отношения в жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.Н. Мясищев, Н.И. Шевандрин) [9, с. 282].
Е.Н. Фроловой написана статья на тему: «Компетентностный подход как основа становления субъектной познавательной позиции студентов педагогического ВУЗА в процессе изучения педагогических дисциплин». О.В. Чукаев посвятил статью теме «Познавательная позиция и познавательные стратегии студентов в самостоятельной работе как основа развития профессиональной компетентности будущих учителей». [10].
В Диссертационной работе кандидата психологических наук М.Д. Лаптевой «Позиция в структуре профессионального общения (в контексте переподготовки социальных работников)» рассмотрены социальная позиция как положение человека в обществе, в группе; позиция личности как отношение; ролевая позиция как место в актуальном взаимодействии [6].
В статье Т.В. Лучкиной «Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе» рассматривается два компонента педагогической позиции учителя: профессиональный и личностный. Педагогическая позиция представлена как единое целое — профессионально-личностная позиция [7].
Одним из планов рассмотрения «позиции» является рассмотрение этого понятия как устойчивой системы отношений человека к действительности в целом или к различным ее областям, проявляющейся в соответствующем поведении. В этом случае мы говорим о личностной позиции (Л.И. Божович, Т.Н. Мальковская, В.Н. Мясищев, Б.Ф. Ломов, Т.А. Загрузина, В.А. Ядов, А.С. Спиваковская, О.Л. Романова, Б.Д. Парыгин, С.А. Капустин, Л.В. Занина, А.Ф. Копьев).
Позиция личности — отношение человека к действительности в целом или к различным ее областям [6, с. 11].
Личностная позиция — устойчивая система отношений человека к отдельным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении [7].
Словарь по педагогике (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) одним из определений позиции личности дает следующее: позиция личности — сложная, достаточно устойчивая система отношений, установок и мотивов личности, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей на которые направлена эта деятельность [5].
Позиция личности характеризуется относительно ее: 1) направленности, 2) активности, 3) выраженного в ней отношения ответственности личности к выбору дальних и ближних жизненных целей, средств их достижения. Это не все основания характеристики позиции личности, но те которые используются прежде всего [7, с. 91].
Т.В. Лучкина в своей статье «Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе» говорит о том что по мнению исследователей, личностная позиция — это жизненная позиция человека. Личностная позиция выражается в устойчивой позиции человека, сознательно направленной на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с его убеждениями, взглядами и совестью [7, с. 91].
Активность жизненной позиции проявляется в том, насколько личность моделирует или конструирует себя и свою жизнь в следующих аспектах: 1) по отношению к жизненным обстоятельствам и объективной реальности, 2) по отношению к самореализации и личностному росту, 3) по отношению к ответственности за события личной и общественной жизни [7, с. 91].
По отношению к жизненным обстоятельствам и объективной реальности это проявляется в виде критической избирательности окружающего, что наглядно можно увидеть в способности личности разрешать возникающие противоречия и конфликты [7, с. 91].
В аспекте самореализации и личностного роста это проявляется в способности личности актуализировать внутренние потенциалы и возможности, способности критически перерабатывать социальный и личностный жизненный опыт, развивая при этом собственную позицию и стратегию жизни [7, с. 91].
По отношению к ответственности за события личной и общественной жизни это проявляется в субъектности социальной жизни как способности контролировать себя и реальную ситуацию, влиять на ход событий или адаптироваться к условиям при их изменении [7, с. 91].
Т.В. Лучкина отмечает что субъектность — это особое качество личностной позиции [7, с. 92].
Список использованной литературы:
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник — М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
- Валяева Е.И. Ролевые позиции педагога в новой образовательной парадигме. [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [Сайт]. [2015 год]. URL: (дата обращения 28.03.2015).
- Исаев Е.И., Исаева Н.Е.. Психология развития субъектности студентов в образовательном процессе высшей школы в контексте компетентностного подхода. // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1/ Под ред. А.А. Орлова. — М: Директ-Медиа, 2014. -229 с. URL: https://qps.ru/f95ZH (дата обращения 28.03.2015).
- И.С. Кон. Социологическая психология. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. — 560 с.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике.- М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
- Лаптева М.Д. Позиция в структуре профессионального общения (в контексте переподготовки социальных работников): дис… канд. психол. наук. М., 1999. — 216 с.
- Лучкина Т.В. Профессионально-личностная позиция молодого учителя в современной школе // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения . 2009. №6. С.90-98.
- Муругова Е.Г. Командный менеджмент: Ролевые позиции в команде // Педагогическое образование в России. 2012. №6. С.41-43.
- Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 496 с.
- Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1/ Под ред. А.А. Орлова. — М: Директ-Медиа, 2014. -229 с. URL: https://qps.ru/f95ZH (дата обращения 28.03.2015).
- Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998.[schema type=»book» name=»Сущность понятия «личностная позиция» и ее характеристика.» author=»Воробьева Александра Евгеньевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-05-02″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.03.2015_03(12)» ebook=»yes» ]