Межнациональные отношения являются болевой проблемой человечества, порой способной приводить людей Земли к глобальным катаклизмам. Есть лишь один инструмент управления этой проблемой — это этнокультурное воспитание.
Необходимость этнокультурного воспитания отражена в ряде государственных документов: Законе РФ «Об образовании», «Концепции государственной национальной политики», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», «Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России» и др. [1; 2; 3; 4]
Это положение в полной мере можно отнести к такой многонациональной стране как Республика Дагестан. Поэтому в РД этнокультурное воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений, несущее для любого народа суверенизацию воспитания гражданина.
Однако в организации воспитательного процесса в высшей педагогической школе в последнее время накапливались недостатки и обострялись противоречия. Разрушалась инфраструктура, связанная с социализацией и воспитанием студентов, свертывались поиски эффективных путей становления педуниверситета как эталонного центра культуры.
В этой связи необходимо создание инновационных воспитательных систем в высших учебных заведениях Дагестана, в частности, разработка системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде.
Под этнокультурным воспитанием студентов в полиэтнической образовательной среде мы понимаем систему взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно-процессуального и организационно-методического), необходимых для создания в учреждении высшего профессионального образования организованного и целенаправленного процесса воспитания у студента осознания необходимости знания культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека.
Нами выявлены следующие подходы к системе этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:
— системный;
— культурологический;
— личностно-ориентированный.
В основе системного подхода лежит выявление совокупности принципов, как специфической системы этнокультурного воспитания в полиэтнической образовательной среде, определяющих сущность данной системы.
В результате теоретического анализа, позволившего перенести общепедагогические принципы на процесс этнокультурного воспитания, мы сформулировали следующую систему принципов: гуманистическая направленность, целостность, персонализация, уровневость, динамичность, прогностичность.
Системообразующим стержнем совокупности данных принципов является обеспечение системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, связанной с межкультурной коммуникацией.
Принцип гуманистической направленности системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде предполагает ее ориентацию на культурное развитие личности.
Принцип целостности системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в интеграции целей, содержания, форм, методов и средств ее основных составных компонентов, в их взаимной связи, приспособлении и взаимодействии.
Принцип персонализации системы этнокультурного воспитания в полиэтнической образовательной среде требует учета личностных особенностей студентов, его интересов и потребностей при выборе средств и методов воспитания.
Принцип уровневости заключается в представлении системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде в виде многоуровневого воспитания и расположении ее элементов в соответствии с их значимостью.
Принцип динамичности системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде предполагает ее развитие и адаптацию к изменившейся этнокультурной ситуации.
Принцип прогностичности системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в возможности прогнозировать результаты применения этой системы.
Сформулированная система принципов определила совокупность требований к системе этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:
- обеспечение системы интеграции содержания, форм, методов и
средств этнокультурного воспитания, ориентированной на решение проблем межкультурного общения; - обеспечение реализации системы этнокультурного воспитания и развитие интеллектуальных и культурных качеств личности, необходимых для полноценного участия в межкультурной коммуникации.
Совокупность принципов и требований определяют следующие структурные компоненты системы этнокультурного воспитания студентов:
- Мотивационно-целевой — развитие у студентов потребности и це
ли в этнокультурном воспитании. - Содержательно-процессуальный — наличие блоков этнокультур
ной и лингвистической подготовки. - Организационно-методический — определение методов, средств и
форм этнокультурного воспитания. - Критериалъно-уровневый — определение критериев уровня этнокультурной направленности студентов.
Мотивационно-целевой компонент системы этнокультурного воспитания детерминирован совокупностью его побудительных сил, опредме-ченных потребностей, притязаний, намерений и жизненных предпочтений и предполагает формирование его субъектной социально-профессиональной позиции.
Целеполагающий элемент этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде определяется доминантой его педагогического менталитета и мировоззрения, совокупностью его личностных смыслов, ориентированных на гуманистические педагогические и общечеловеческие ценности, на участие в процессе межкультурного общения. Цель выступает одним из систематизирующих факторов, поскольку определяет назначение системы.
Содержательно-процессуальный компонент системы этнокультурного воспитания включает в себя блоки этнокультурной подготовки.
Этнокультурная подготовка предполагает усвоение и использование студентом целостной системой знаний, способствующих усвоению своей и чужой культуры, способов познания и преобразования действительности.
В связи с тем, что этнокультурное воспитание будущих учителей в полиэтнической образовательной среде рассматривается нами как система, состоящая из множества элементов, которые функционируют, подчиняются и согласуются друг с другом, мы полагаем, что одним из адекватных подходов является системный подход, который рассматривает объект как целостную систему, в то же время, выявляя в нем многообразные типы связей.
Мы выделили следующие этапы применения системного подхода при разработке системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:
- отнесение исследуемого объекта к системным;
- выделение системообразующих связей;
- установление связей между данной системой и другими;
- анализ поведения системы как целостного образования;
- выделение тех элементов и связей между ними, на которые можно
воздействовать, чтобы изучить поведение всей системы в целом; - разработка процессов управления, обеспечивающих достижение
намеченных результатов; - соотнесение полученных результатов с поведением всей системы
в целом; - создание системы с улучшенным поведением.
Применение культурологического подхода к реализации системы этнокультурного воспитания направлено на правильное восприятие, понимание, оценку других культур, приобщение к прогрессивному культурному наследию других стран. Но ознакомление с другой действительностью следует сочетать с углубленным познанием и уважением родной действительности, родной культуры и ее роли в наследии человечества.
Личностно ориентированный подход, с одной стороны, требует учета особенностей студентов и качественна характеристик психических процессов, происходящих в личности студентов. С другой стороны, личностно ориентированный подход определяет основные положения отбора содержания образования, в соответствии с которыми учебный материал должен быть субъективно значим для студента и стимулировать его к само-ценной образовательной деятельности, которая переходила бы в самообразование, саморазвитие [7].
В соответствии с социальным заказом государства и общества на основе системного, культурологического и личностно ориентированного подходов мы понимаем систему этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде как совокупность взаимосвязанных компонентов (мотивационно-целевого, содержательно — процессуального и организационно-методического).
Целью этнокультурного воспитания является этнокультурное воспитание студентов, необходимое для межкультурной коммуникации в полиэтнической среде. Полиэтническая образовательная среда проявляется, с одной стороны, через деятельность административных органов и организаций, общественности, учреждений дополнительного образования, соседних вузов, учреждений культуры, местных средств массовой информации. С другой стороны, значительное влияние на внутривузовский этнокультурный воспитательный процесс оказывают особенности социального своеобразия Республики Дагестан, семья, сфера свободного общения и другие факторы.
В полиэтнической образовательной среде мы выделяем социальный и материальный компоненты. К социальному компоненту мы отнесли воспитанников с их способностями, потребностями, личностными качествами и т.д.; общий микроклимат и стратегию развития учреждения; иерархию и формы организации отношений на всех уровнях и др.
Специфика данного компонента полиэтнической образовательной среды состоит в необходимости:
- учета национально-психологических особенностей субъектов образования в учебно-воспитательном процессе и межэтнических отношений в
многонациональном коллективе; - введения этнокультурного компонента в содержание образования с
целью приобщения студентов к родной культуре и познанию культуры других народов; - проведения мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей в уважении и признании национальной самобытности и культурных ценностей;
- организации практического обучения, ориентированного на преодоление трудностей в коммуникативных и иных формах взаимодействия
с членами различных этнических общностей и повышение межкультурной
сензитивности; - пресечения фактов притеснения по национальному признаку.
Материальный (или пространственно-предметный) компонент полиэтнической образовательной среды составляют здание, оборудование, пособия, участок образовательного учреждения и т.д. Специфика данного компонента состоит в его направленности на удовлетворение и развитие познавательных потребностей будущих учителей и развитие их творческого потенциала в области интересов, связанных с этнокультурами.
Содержательный и пространственно-предметный компоненты полиэтнической образовательной среды предусматривают:
- функционирование кружков, клубов, секций, в основе деятельности которых лежит этнический аспект;
— насыщение среды символическими артефактами этнокультурной
направленности;
— дизайн помещений и участков образовательных учреждений в раз
личном этническом стиле и др.
В соответствии с вышеназванными компонентами обозначим особенности, которые необходимо учитывать при организации этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде:
- воздействие на этнокультурную направленность личности;
- приспособление и обособление человека в условиях конкретного общества;
- приобщение человека к культуре своего народа, принятие ее ценностей, норм, традиций и моделей поведения;
- разнообразие культурного окружения, с иноэтнической системой ценностей;
- культурные изменения, являющиеся следствием полиэтничности,
ведут к универсализации, а не к однообразию; - адаптация к новым социальным реалиям, вхождение в новую
культуру; - взаимопонимание между представителями разных этнических
общностей; - построение полиэтнической образовательной среды;
- овладение богатствами другой этнокультуры;
10) знания о культуре, традициях и обычаях других народов; понимание значимости этнокультурного разнообразия; уважительное отношение к точкам зрения, отличным от собственных; умение преодолевать трудности в коммуникативных и иных формах взаимодействия с членами различных этнических общностей. [8]
Организационно-методический компонент. При разработке данного компонента системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде мы выделяем интеллектуальную и мотивационную сферы, являющиеся ведущими в этнокультурном воспитании студентов.
Ведущим методом является метод убеждения, который предполагает соответствующие средства (пример, наглядно-практические пособия) и формы организации (дискуссия, диспут, рассказы, беседы) этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде.
В мотивационной сфере формируются правомерность, обоснованность и отношение к моральным нормам: бережное отношение к человеку, сочетание личных и общественных интересов, стремление к идеалу, правдивость, нравственные установки, цели и смысл жизни, отношение к своим обязанностям, потребность в общении с себе подобными и т.д. При этом развитие названных элементов мотивационной сферы является главной движущей силой формирования и развития личности.
Основным методом развития мотивационной сферы является метод стимулирования, средствами — информационные и коммуникационные технологии, формами — конференция, «круглый стол», тренинг, деловая и ролевая игра.
Критериально-уровневый компонент. Результативным аспектом реализации системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде может стать изменение уровня этнокультурной направленности студентов. С позиций методологии системного подхода отдельные качества, раскрывая отношение человека к людям и самому себе (что является принципиальным требованием), рождают направленность личности. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность.
На основании положений системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, этнокультурную направленность студента мы понимаем как интегративное качество личности, представляющее собой совокупность психических новообразований интеллектуальной и мотивационной сферы, в обобщенной форме отражающих систему этнокультурных отношений в полиэтнической среде.
Таким образом, специфика системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде заключается в совокупности взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания в педвузе организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека.
ЛИТЕРАТУРА
- Закон РФ «Об образовании». – М., 2001.
- Концепция государственной национальной политики. – М., 2003.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р.
- Концепция поликультурного образования в современной общеобразовательной школе России / В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л. Супрунова. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009.
- Кузьмин М.Н. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. — М.: ИНПО, 2007.
- Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. М.: Наука, 2001.
- Ткач Л.Т. Подготовка будущего педагога к деятельности в поликультурном образовательном учреждении. — Ростов-на-Дону, 2002.
- Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. — М., 2007.[schema type=»book» name=»СПЕЦИФИКА СИСТЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» description=»Целью данной статьи является исследование специфики этнокультурного воспитания студенческой молодежи в многонациональном региональном вузе. Проанализированы подходы к системе данного вида воспитания: системный, культурологический, личностно-ориентированный, сформулирована система его принципов. Определены компоненты этнокультурного воспитания: социальный и материальный. Автором выявлена специфика системы этнокультурного воспитания студентов в полиэтнической образовательной среде, заключающаяся в совокупности взаимосвязанных компонентов, необходимых для создания в педвузе организованного и целенаправленного процесса воспитания студента в духе культуры мира, взаимопонимания, межэтнического согласия и прав человека. » author=»Раджабова Раиса Валиевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-17″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_29.08.2015_08(17)» ebook=»yes» ]