В статье представлены рекомендации по применению технических средств обучения (ТСО) и ритмоструктурных комплексов (РСК) с использованием дыхательных технологий с целью повышения специальной стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов.
Увеличение доли упражнений стрелкового и скоростно-силового характера у биатлонистов 1 разряда и КМС в условиях тренажерного зала, а также на разминке общей и специальной, пристрелке в спокойном состоянии и с хода на различных этапах подготовки на снегу, предварительных и основных соревнований будет способствовать повышению уровня специальной стрелковой подготовленности и положительно повлияет на динамику спортивных результатов.
Цель: выявить наиболее оптимальные стрелковые упражнения, которые целесообразно использовать в тренировочном процессе на различных его этапах для повышения качества процесса стрелковой подготовки и улучшения спортивно-технических результатов, а также разработка и экспериментальное обоснование эффективности использования специальных стрелковых упражнений в тренажерном зале, на пристрелке и разминке (общей и специальной) при подготовке биатлонистов первого разряда и КМС.
Задачи стрелковой подготовки.
- Выявить комплекс специальных стрелковых упражнений в тренажерном зале, используя упражнения на дыхание, для оптимизации подготовки биатлонистов в соревновательном периоде, при формировании навыков скорострельности, меткости и кучности стрельбы.
- Разработать методику стрелковой подготовки в тренажерном зале, на пристрелке и разминке на этапах соревновательного периода биатлонистов 1 разряда и КМС с использованием мишеней различного диаметра и конфигурации, используя ТСО и РСК.
- Найти причины ошибок в стрельбе и способы их устранения в условиях тира.
- Определить модельные значения основных показателей стрелковой подготовленности у биатлонистов.
На этапах предварительных и основных соревнований после дня отдыха на фоне восстановления мы проводили специальную стрелковую тренировку в тренажерном зале с двумя группами биатлонистов 1 разряда и КМС по 11 человек в каждой. Группа А занималась с включением в учебную программу ТСО и РСК в тренажерном зале, а группа Б — по общепринятым программам для ДЮСШОР и УОР.
Тренировки в тренажерном зале проводились для совершенствования техники стрельбы в спокойном состоянии и после нагрузки, коррекции и исправления ошибок, допущенных на огневых рубежах в условиях контрольных тренировок и соревнований. Затем стрелковую тренировку в тренажерном зале переносили на стрельбище, включая нагрузку на модельных отрезках предстоящих трасс соревнований.
С этой целью использовался широкий круг методик.
Примерное содержание специальной стрелковой тренировки для биатлонистов группы А в тренажерном зале на этапе начальной подготовки на снегу заключалось в следующем.
Выполнялись стрелковые упражнения в спокойном состоянии и в определенной последовательности:
1) электронно-лазерный тир (ЭЛТ) — удержание светового луча при стрельбе лежа от 5 до 20 с (в пределах 8 с), стоя — 3–8 с (в пределах 4 с);
2) стрельба из пневматической винтовки (ПВ) по установкам с возвратом мишеней — стрельба лежа и стоя на 5, 10, 15 м;
3) проверка качества стрельбы с помощью ортоскопа и тренажера «Скатт»;
4) стрельба из компьютерной винтовки;
5) упражнение МВ-1 (стрельба лежа 3+5), мишень № 6б, дистанция 25 м;
6) стрельба из БИ-7 — 2ПС по 6 мишеням № 7 м справа — налево (пристрелка по правой мишени), дистанция 50 м;
7) стрельба вхолостую с отметкой выстрелов;
8) стрельба боевыми патронами.
Сначала выполнялась стрельба лежа (вхолостую) по первой мишени (направление стрельбы справа — налево). После пристрелочных от 5 до 10 выстрелов на дистанции 50 м, мишень 7 м, выполнялись зачетные выстрелы с отметкой каждого выстрела на оборотной стороне мишени синим карандашом. После выполнения серии холостых выстрелов спортсмен отдыхает лежа с открытыми глазами 1–2 мин, не глядя в отверстие диоптра. Затем производилась стрельба боевыми патронами с отметкой выстрелов красным карандашом (вторая мишень). Проводились несколько серий (5–6) за учебно-тренировочное занятие.
Для проверки точности выстрелов и получения объективной информации мы соединили отметки синим карандашом (последовательность выстрелов вхолостую), а боевые — красным. Затем отметки выстрелов на мишенях соединяли в одну и проверяли совпадение (рис. 1).
В результате экспериментальных действий установлено, что при совпадении отметок, после пристрелки сделанных при стрельбе вхолостую, с боевой стрельбой, можно считать, что у биатлониста появилось так называемое чувство выстрела.
Рисунок 1. Отметки выстрелов на мишени
Умение правильно отмечать выстрелы (достоинство пробоин) — одна из главных задач обучения. Это значит, что биатлонист научился работать с оружием в условиях тира.
Затем мы определяли устойчивость оружия инструментальным методом по количеству и времени касаний ствола винтовки с контрольно-регистрирующей рамкой (КРР), которая позволяет установить структуру и временные характеристики для наступления благоприятного момента выстрела.
С целью контроля за физической работоспособностью были использованы тредбан, велоэргометр и индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ). Использование модифицированного ИГСТ, который приближен к характеру выполнения нагрузки в биатлоне (с оружием за плечами).
Для контроля над качеством стрельбы применялись ортоскоп, ЭЛТ, компьютер. Работа с оружием в условиях тира осуществлялась с целью отработки фаз стрельбы (изготовки, прицеливания, нажатия на спусковой крючок) с использованием РСК по пяти зонам интенсивности, которые дали возможность получить объективную информацию о качестве и времени стрельбы, затрачиваемом биатлонистами.
Стрелковая нагрузка дозировалась согласно планированию по микроциклам (МЦ) на этапах и периодах подготовки.
Исследования показали, что в стрелковую подготовку биатлонистов на этапах начальной подготовки на снегу, предварительных и основных соревнований следует включать одну тренировку в тренажерном зале для проверки специальной стрелкой подготовленности и устранения ошибок, допущенных в контрольных тренировках и соревнованиях. Контроль проводился при помощи ТСО и РСК.
В процессе исследования нами были проанализирована структура по фазам ведения стрельбы в условиях тира и последовательность применения стрелковых упражнений и дыхательный комплекс I.
Стрельба по пяти мишеням 4 серии после применения стандартной 5-минутной нагрузки, используя ТСО и РСК:
- работа на велоэргометре по пяти зонам интенсивности — 120–132 уд/мин (первая зона), 132–144 уд/мин (вторая зона), 144–156 уд/мин (третья зона), 156–168 уд/мин (четвертая зона), 168–180 и выше уд/мин (пятая зона) и 10 выстрелов из положения лежа и стоя из ПВ по мишени № 4, дистанция 10 м;
- работа на тредбане по пяти зонам интенсивности и 10 выстрелов из положения лежа и стоя из ПВ по мишеням № 9, 4, дистанция 10 м;
- работа на лопингах и 10 выстрелов из положения лежа и стоя из ПВ по мишени № 4, дистанция 10 м;
- работа на велоэргометре, тредбане, лопингах в полевых условиях и стрельба из МВ (10 выстрелов лежа и стоя) по мишени № 6, дистанция 25 м, мишени № 7 м, дистанция 50 м.
Упражнение МВ-8 (стрельба лежа 8 + 30), затем стрельба стоя 4 серии по 5 выстрелов в одну мишень № 7 м для определения средней точки попадания и отклонения пробоин (см), габарита рассеивания пробоин (см) в мишени.
В процессе подготовки на первом этапе тренировки применялись различные диаметры мишеней и дистанция стрельбы, а именно: ПВ — мишень № 4 и 9, МВ мишень № 6б и 7 м с целью совершенствования навыка кучной и скорострельной стрельбы, на втором этапе выявлялось их эффективное чередование в микроциклах начальной подготовки на снегу, этапах предварительных и основных соревнований.
Затем мы использовали дыхательные упражнения перед стрельбой лежа (табл. 1).
Таблица 1
Комплекс I. Упражнения на дыхание в спокойном состоянии
Ранжирован-ный ряд (значимость) |
Комплексы дыхательных упражнений (тесты) | Кол-во раз |
Ранговый показатель, % |
1 | И. П. Стоя, поднимаем руки вверх, вдох на 4 счета (4–5 с), опускаем руки, выдыхая (5–6 с) на 4 счета. | 8–10 | 13,9 |
2 | Руки опускаем вниз — выдох 2–3 с. Вдох 2–3 с — руки вверх. | 10–12 | 13,5 |
3 | Стоя с закрытыми глазами, длинный вдох 10–15 с — короткий выдох 2–3 с. | 5–6 | 12,3 |
4 | Стоя, руки вперед, разводим их в стороны — вдох 4 с, сводим вместе — выдох 3–4 с. | 6–8 | 12,2 |
5 | Вращение головой в одну и другую сторону, вдох 2–3 с, быстрый выдох 1–2 с с движением руками вперед.
Стоя, поднимаем руки вверх — вдох 3–4 с, опускаем — выдох 4–5 с (задержка дыхания 20–30 с). |
6–8 | 10,1 |
6 | Стоя, поднимаем руки вверх — вдох 3–4 с, опускаем руки — выдох 4–5 с (задержка дыхания 20–30 с). | 5–6 | 9,3 |
7 | Стоя, наклоны туловища в стороны на задержке дыхания 15–20 с, вдох носом 3–4 с, наклон вперед, громкий выдох ртом 4–5 с. | 7–8 | 7,4 |
8 | Быстрый вдох 2–3 с, задержка дыхания 15–20 с, голова назад — вперед — назад, выдох –5–6 с, вдох — наклон вперед 5–6 с. | 8–10 | 7,3 |
9 | Ровное дыхание, руки за головой. Вдох 2–3 с — наклон вперед, выдох 4–5 с. | 8–10 | 7,2 |
10 | Ровное дыхание, движение головой назад — вдох 5–6 с, вниз — выдох 5–6 с. Когда опускаем голову вниз — дополнительно резкий выдох 1 с. | 6–8 | 6,8 |
100,0 |
После выполнения комплекса провели анализ результатов стрельбы (табл. 2, 3 и 4).
Таблица 2
Результаты стрельбы из положения лежа биатлонистов 1 разряда и КМС
Регистрируемые параметры |
№ мишеней, дистанция | |||
4
(10 м) |
9
(15 м) |
6 б
(25 м) |
7 м (50 м) |
|
1. Отклонение пробоин от центра мишени, мм | 17,1 | 18,8 | 22,0 | 21,7 |
2. Штрафное время, с | 160 | 186 | 190 | 228 |
3. Время, затрачиваемое на изготовку и стрельбу, с | 39,3 | 38,6 | 34,4 | 33,1 |
4. Отклонение пробоин от центра мишени, стрельба лежа, 10 выстрелов, мм | 24,2 | 23,9 | 28,1 | 22,4 |
5. Отклонение пробоин от центра мишени, стрельба стоя, 10 выстрелов, мм | 12,2 | 13,1 | 18,4 | 19,8 |
6. ЭЛТ, удержание светового луча 10–15 с, стрельба лежа (в районе 8) | 10 | 13 | 15 | 15 |
7. ЭЛТ, удержание светового луча 7–10 с, стрельба стоя (в районе 4) | 5 | 8 | 11 | 8 |
8. Тренажер Скатт |
Таблица 3
Результаты стрельбы по стандартным мишеням группы А и Б,
применяя дыхательный комплекс I
Регистрируемые параметры |
№ мишеней, дистанция | |||||||
4
(10 м) |
9
(15 м) |
6 б
(25 м) |
7 м (50 м) |
|||||
А | Б | А | Б | А | Б | А | Б | |
1. Стрельба из положения лежа, 10 выстрелов без нагрузки, (очки) | 91,4 | 85,1 | 86,3 | — | 85,8 | — | 94,8 | 88,4 |
2. Стрельба из положения стоя, 10 выстрелов без нагрузки (очки) | 68,2 | 64,8 | 62,8 | — | 59,0 | — | 72,1 | 67,3 |
3. Габарит рассеивания пробоин (мм) | 29,0 | 29,9 | 34,2 | — | 51,6 | — | 64,9 | 71,6 |
4. Время, затраченное на стрельбу из положения лежа 5 выстрелов (с) | 52,8 | 62,4 | 49,1 | — | 48,2 | — | 45,0 | 58,1 |
5. Время, затраченное на стрельбу из положения стоя (с) | 45,1 | 49,8 | 42,4 | — | 40,2 | — | 34,9 | 42,4 |
6. Штрафное время из положения лежа после нагрузки 5 выстрелов (оч.) | 42,1 | 37,5 | 41,3 | — | 43,6 | — | 41,3 | 38,9 |
7. Штрафное время из положения стоя после нагрузки 5 выстрелов (оч.) | 34,7 | 27,4 | 29,3 | — | 32,7 | — | 36,8 | 24,7 |
Таблица 4
Чередование мишеней с различным диаметром и конфигурацией
Основная направленность |
Этапы подготовки | |||
Начальной подготовки на снегу |
Предварительных соревнований | 1-й этап основных соревнований |
2-й этап основных соревнований |
|
1. Стрелковая тренировка для формирования скорострельности, мишень № 9, № 7 м | 9 | 9 | 7 м | 9 |
2. Стрелковая тренировка для совершенствования техники выстрела, мишень № 6б, № 7 м | 6б; 7 м | 7 м | 7 м | 6 б; 7 м |
3. Комплексная тренировка с высокой интенсивностью (ЧСС 180 уд/мин и выше) для формирования скорострельности, мишени № 9, №7 м | 6б; 7 м | 9 | 6б | 4 |
4. Комплексная тренировка с высокой интенсивностью (ЧСС 168–180 уд/мин) для формирования кучности, мишени № 4, №6б | 4 | 6б | 7 м | 6б |
5. Стрельба по мишеням, имеющим различную конфигурацию | ромб — 3, ■ квадрат — 2, ▲ треугольник — 2 8 верт. — 2 ∞ — гор. — 2 |
1 1 — 1 1 |
1 1 1 1 1 |
— 1 2 1 1 |
Примечание. В таблице указаны только занятия с включением стрелковых и комплексных тренировок. Диаметр мишеней равен: № 4 — 28 мм, дистанция для стрельбы 10 м; № 9 — 58 мм, дистанция 25 и 50 м; № 6б — 40 мм, дистанция 25 и 50 м; № 7 м — 100 мм, дистанция 50 м.
Из 25 занятий в тренажерном зале, где проводилась стрельба по мишеням, имеющим различную конфигурацию, каждая сторона фигуры равна 70 мм. Стрельба проводилась по мишеням треугольника — 5 раз, по ромбу — 5, по квадрату — 5 раз, по вертикальной и горизонтальной восьмерке 5 + 5 раз.
Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.
- Включение стрелковых занятий в тренажерном зале в тренировочные микроциклы этапов первой подготовки на снегу, предварительных и основных соревнований позволяет устранить ошибки и проверить специальную стрелковую подготовленность квалифицированных биатлонистов.
- В результате применения стрелковых занятий с использованием дыхательных методик в тренажерном зале группа А значительно опередила группу Б по показателям специальной стрелковой подготовленности, как при стрельбе без нагрузки, так и после стандартной 5-минутной нагрузки с использованием ТСО и РСК.
- При стрельбе в тренажерном зале с целью развития чувства выстрела и субъективной проверки точности необходимо делать отметки карандашом на чистой мишени, а затем сравнить их с пробоинами на мишени.
- Исследования позволили определить наиболее рациональные размеры и номера мишеней — № 4, 6б, 9, 7 м. Применение в стрелковой подготовке мишеней с различным диаметром и конфигурацией (ромб, треугольник, квадрат, горизонтальная и вертикальная восьмерка) в соревновательном периоде позволяет повышать кучность стрельбы, а контрастные микроциклы с использованием стрелковых упражнений и дыхательных технологий в тренажерном зале позволяют улучшить скорострельность с меньшим отклонением пробоин от центра мишеней.
- При планировании учебно-тренировочного процесса дифференцированное применение мишеней в процессе пристрелки и разминки в сочетании с применением ТСО и РСК позволяет одновременно совершенствовать скорострельность и кучность стрельбы. Поэтому по мере повышения тренированности биатлонистов в комплексных тренировках циклической нагрузкой высокой интенсивности, целесообразно совершенствовать скорострельность с использованием мишеней большого диаметра, а при средних и малых физических нагрузках основное внимание должно быть направлено на совершенствование кучности стрельбы с использованием мишеней среднего и малого диаметра. Затем следует от мишеней с различным диаметром переходить на стрельбу по установкам, что позволит устранить ошибки и сохранить навык скорострельности с высоким качеством стрельбы.
Список литературы
- Астафьев Н. В., Безмельницин Н. Г. Причины ошибок юных биатлонистов в стрельбе из положения лежа по мишеням, расположенным в горизонтальный ряд // Актуальные вопросы лыжного спорта: Сб. науч. тр. — Омск, 1994. С. 4–8.
- Афанасьев В. Г., Сергеев Б. И., Грозин Е. А. О повышении специальной стрелковой подготовленности лыжников-биатлонистов к основным стартам сезона // Теория и практика физической культуры. 1974. № 2. С. 13–15.
- Баранов Л. С., Фарбей В. В., Фролов В. М. Совершенствование стрелковой подготовки в тренировке биатлониста в соревновательном периоде // Научное обоснование процесса подготовки в лыжном спорте. — Л., 1980. С. 28–32.
- Докучаев В. П. Стрелковая подготовка биатлонистов в круглогодичной тренировке: Автореф. дис. … канд. пед. наук. — Л., 1985. — 20 с.
- Скорохватова Г. В., Фарбей В. В., Куракин А. Н. Стрелковая подготовка биатлонисток 16–18 лет в соревновательном периоде. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — 127 с.
- Фарбей В. В. Методика совершенствования тренировочного процесса лыжников биатлонистов в системе вуза / Методические рекомендации. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 67 с.
- Фарбей В.В., Фарбей Вад.В., Жевлаков Е.Г. Влияние дыхательных технологий на увеличение работоспособности в биатлоне: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 171 с.
- Фарбей В.В. Системно-целевое управление многолетней подготовкой спортсменов в лыжных многоборьях. Монография – С.-Петербург, изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2014. – 373 с.[schema type=»book» name=»СПЕЦИАЛЬНАЯ СТРЕЛКОВАЯ ПОДГОТОВКА БИАТЛОНИСТОВ В ТРЕНАЖЕРНОМ ЗАЛЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ И РИТМОСТРУКТУРНЫХ КОМПЛЕСОВ» author=»Дунаев Константин Степанович, Фарбей Вадим Валерьевич, Жевлаков Евгений Геннадьевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-06-08″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]