Социальные процессы последних десятилетий в нашей стране способствуют расширению полиэтничности образовательной среды, что существенно усложняет процесс организации благоприятных для всех учащихся условий, поскольку участники образовательного процесса являются носителями различных культур и систем ценностей. В связи с этим особый интерес представляет рассмотрение вопроса о путях создания таких социально-психологических условий, которые бы сводили к минимуму проявления образовательной депривации учащихся. В данной статье автором ставятся задачи: рассмотреть характер взаимосвязи таких феноменов, как социально-психологический климат группы и образовательная депривация учащихся, а также обозначить пути совершенствования социально-психологического климата в полиэтнической ученической группе.
Одной из интегральных характеристик образовательной среды является, как известно, ее социально-психологический климат. Данный феномен представляет собой динамическое поле проявляемых членами группы отношений к человеку, группе, себе, делу и другим социальным ценностям, в котором разворачивается групповая деятельность и которое определяет самочувствие каждого члена этой группы, меру проявления личностного «Я», а следовательно, и весь ход личностного развития членов группы [1, с. 9 — 10]. Климат группы определяется, в первую очередь, характером проявляемых отношений к Человеку, но этим, разумеется, не исчерпывается. В структуру социально-психологического климата входит также отношение членов группы к выполняемому делу, к самим себе, отношение к группе как целостному образованию, отношение членов группы к руководителю, а также отношение к важнейшим социальным ценностям.
В зависимости от характера складывающихся в группе школьников отношений можно говорить о благоприятном (стимулирующем, способствующем продуктивной совместной деятельности и развитию каждой личности) климате, либо неблагоприятном (тормозящем, препятствующем совместной деятельности и развитию личности) социально-психологическом климате. Неблагоприятный социально-психологический климат является одним из факторов образовательной депривации школьников, которая, в свою очередь, определяется специалистами как явление, возникающее в обстоятельствах жизнедеятельности обучающегося, когда он ограничивается или лишается возможности в удовлетворении ведущих потребностей в течение достаточно длительного времени, что существенным образом влияет на его образование [2, 60].
Влияние климата на возникновение явления образовательной депривации объясняется тем особым воздействием, которое оказывает климат группы на личность. Роль климата в развитии личности раскрывается в трудах видных отечественных психологов: Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Б.Д.Парыгина, А.Н.Лутошкина, рассматривавших роль эмоциональных контактов в психическом развитии ребенка; В.Н.Мясищева, исследовавшего неврозы как болезненные изменения, вызванные непосредственно влиянием индивидуальных отношений и взаимоотношений людей; К.К.Платонова, изучавшего явление дидактогении и др. Исследования психологов позволили точнее очертить сферу влияния климата на развитие личности.
Так, например, установлено, что психическое состояние субъекта в группе непосредственно зависит от психологической атмосферы в ней, хотя влияния ее субъект может не осознавать. Применительно к школьной практике было зафиксировано такое явление, как дидактогения (впервые описано К.К.Платоновым в 1937 году). Данное состояние сопровождается «ухудшением настроения, иногда приводящим даже к заболеваниям, но всегда связанным со снижением дееспособности, вызванным резким или грубым словом педагога или руководителя» [6, 45]. В педагогике было выделено несколько форм дидактогений: состояние взвинченности, мания несправедливых обид и преследований, озлобленность, напускная, деланная беззаботность, безучастность и равнодушие, страх перед учителем, родителями, школой, кривлянье и паясничанье, ожесточенность.
Как отмечают медики и психологи, дидактогения может явиться причиной неврозов, социопатий. В основе невроза лежит так называемый невротический конфликт – нарушение значимых жизненных отношений личности. Исследуя причину неврозов личности, В. Н. Мясищев пришел к выводу, что область борьбы с ними – пограничная между педагогикой и медициной. Он отмечал также, что невроз представляет болезнь личности, причины которой кроются в той психологической атмосфере, в которую погружен человек: «Нигде, как в неврозе, с такой полнотой и выпуклостью не выступает болезнетворная и благотворная роль человеческих отношений, нигде так ясно не выступают уродующая и целительная сила воздействия, не сказывается с такой отчетливостью роль созданных людьми обстоятельств» [4, 204].
Иллюстрациями данного положения могут служить результаты целого ряда исследований, проведенных в последние десятилетия. Одно из них было реализовано Институтом системных исследований и социологии Международного университета [5, 27-35]. Базой исследования служили школы России из различных регионов, опросом было охвачено более 2,5 тысяч школьников и учителей. Исследователи пытались найти ответ на основной вопрос: «Насколько комфортна школьная микросреда для учителей и учеников?». Выводы, полученные в ходе исследования, были неутешительными: 65% школьников, участвовавших в опросе, отметили, что относятся к своей школе либо равнодушно-отстраненно, либо испытывают в школе постоянный дискомфорт; каждый второй ученик в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации; между классами царит дух разобщенности, равнодушия и даже неприязни. Вывод исследователей был следующим: характер отношений в школе между главными субъектами учебно-воспитательного процесса скорее создает дискомфортные, чем комфортные условия.
Исследования локального характера, выполненные в данном направлении, обнаруживают аналогичные результаты. Л.Н.Бережнова (Санкт-Петербург) установила, что 19,4% опрошенных школьников чувствуют себя в школе некомфортно; 26,5% учащихся переживают конфликтные отношения с учителями; 31,1% опрошенных школьников боятся стать объектом насмешек. Исследователем было выдвинуто предположение, что одной из причин некомфортного состояния учащихся является угроза разрушения самоуважения. Самоуважение, по мнению школьников, разрушают «неуважение учителей» (77,6%), «низкая успеваемость» (28,8%), «оскорбления одноклассников» (52%) [2, 83].
Исследование, проведенное автором статьи в 2000-х годах в школах города Смоленска, обнаружило созвучие полученных результатов с данными, приведенными выше. Характер социально-психологического климата определялся в 43 классах различных школах города (всего в исследовании приняли участие 835 учащихся с 5 по 11 класс) с использованием биполярной шкалы оценки психологического климата, разработанной А.Н.Лутошкиным [7] и шкалы Ф.Фидлера, модифицированной Ю.Л.Ханиным [8]. Было выделено 5 уровней состояния психологического климата в ученических группах: благоприятный климат; умеренно благоприятный; противоречивый, неустойчивый климат; неблагоприятный климат. В результате исследования благоприятный психологический климат был зафиксирован лишь в 4% обследованных классов, умеренно благоприятный – в 22% ученических групп, неблагоприятный – в 16% школьных классов и в 58% детских объединений климат был определен как противоречивый, неустойчивый.
Аналогичные результаты получены в последние годы при обследовании школ в других городах России. Вывод коротко можно сформулировать следующим образом: состояние социально-психологического климата оказывает депривирующее воздействие на развитие личности школьников более чем в половине ученических групп.
Один из возможных путей предупреждения образовательной депривации автор статьи видит в целенаправленной работе педагогов по формированию ценностных отношений школьников. Данный вывод основывается на результатах экспериментального исследования, показавшего взаимосвязь и взаимовлияние таких явлений, как состояние климата ученической группы и характера господствующих в ней ценностных отношений, образующих аксиосферу группы [1].
Учитывая полиэтничность современной образовательной среды, усилия педагогов необходимо направить, прежде всего, на формирование общечеловеческих ценностей, каковыми являются нравственные и экзистенциальные ценности. Если политические, религиозные, художественные ценности в определенном смысле разобщают людей, то нравственные и экзистенциальные служат их объединению [3], что особенно важно в ситуации совместной жизнедеятельности людей, принадлежащих к различным культурам, вероисповеданиям, приверженным различным традициям. Объединяющим началом могут и должны служить такие межличностные нравственные ценности, как добро, благородство, справедливость, самоотверженность, бескорыстие и др., а также личностно-коллективные нравственные ценности – патриотизм, единство, общность, сплоченность, взаимовыручка и др. Усилия педагогов по совершенствованию аксиосферы ученической группы неизбежно приведут к изменению в благоприятном направлении состояния ее психологического климата и, тем самым, будут способствовать предупреждению образовательной депривации.
Список литературы:
- Бабурова И.В. Профессиональная подготовка учителя к формированию благоприятного социально-психологического климата в группе школьников. Автореф. дисс. …канд. пед. наук. М., 1997. – 16 с.
- Бережнова Л.Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе. СПб.: РГПУ, 2000. – 350 с.
- Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. – 205 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995. – 357 с.
- Овсянников А., Шувалова В., Шиняева О. Микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей. Аналитическая записка по результатам республиканского социологического исследования // Народное образование. 1993. № 7 — 8. – С. 27-35.
- Платонов К.К. О формировании психологического климата в коллективе // Среднее специальное образование. 1977. № 2. – С. 45–47.
- Социально-психологический климат коллектива. М., 1979. – С.171–173.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М., 1980. — 208 с.[schema type=»book» name=»СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ УЧЕНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ И ПРОБЛЕМА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАЦИИ» description=»В статье рассматривается проблема взаимосвязи социально-психологического климата в ученической группе и проявлений образовательной депривации учащихся; приводятся результаты изучения характера психологического климата в школах с использованием методик А.Н.Лутошкина, Ф.Фидлера, Ю.Ханина; обозначаются пути совершенствования социально-психологического климата в группе детей, связанные с формированием системы ценностных отношений школьников.» author=»Бабурова Ирина Васильевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2016-12-24″ edition=»euroasian-science.ru_25-26.03.2016_3(24)» ebook=»yes» ]