В учебнике по лингводидактике говорится, что «являясь одной из отраслей методической науки, лингводидактика выступает в качестве методологического аспекта теории обучения». Она дает возможность «выявить объективные закономерности, согласно которым должна строиться модель обучения иностранным языкам» (курсив мой. – С.Л.). [2, c.87].
Согласно научным данным последнего времени, мир развивается не линейно по жестким однозначным причинно-следственным связям (причина —-> следствие —> причина ——> следствие), где заранее все может быть предопределено. Развитие и жизнь возможны только в неравновесном мире. Неравновесным, необратимым процессам принадлежит фундаментальная конструктивная роль в природе. Если бы мир состоял из устойчивых динамических систем, то это был бы статичный и предсказуемый мир. В том мире, в котором живем мы, неустойчивость, флуктуации присущи всем уровням развития. А выбор неустойчивой системой одной линии развития из нескольких возможных связан с такими понятиями, как самоорганизация и точка бифуркации – точка, где происходит потеря устойчивости и выбор одного варианта развития [8]. Самоорганизация, открытые системы, нелинейность – всеми этими явлениями и категориями занимается синергетика как новая научная парадигма. Синергетика являет собой новое мировидение, новую идеологию. Как полагают Е.Н.Князева и С.П.Курдюмов, «такой идеологии, которая выводится из знания законов эволюции, самоорганизации и самоуправления сложных систем, явно не хватает человечеству» (выделено мною. – С.Л.) [3, с.18].
Но можно ли синергетику применять для исследования когнитивных систем, одной из которых является преподавание и изучение иностранных языков?
Это является возможным, поскольку синергетика нацелена на то, чтобы раскрывать универсальные механизмы самоорганизации и эволюции сложных (открытых и нелинейных) систем, в том числе и когнитивных систем, систем сознания и подсознания.
Синергетика находит свое применение в образовании. Синергетический подход к образованию (синергетика образования) заключается в том, что способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя — это не перекладывание (перенесение) знаний из одной головы в другую, не преподнесение готовых истин. Это — нелинейная ситуация открытого диалога. Это — ситуация пробуждения собственных сил и способностей обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития. Синергетика образования — это стимулирующее образование, открытие себя или сотрудничество с самим собой и другими людьми.
Синергетика как новая научная парадигма — парадигма самоорганизации и нелинейности — требует и нового стиля научного мышления — нелинейного мышления. Многовариантность, разнообразие форм активности, случайность, даже хаотичность — все это является отличительными чертами творческого мышления. [3].
Синергетический подход к образованию (или постмодернистская система образования) невозможен без нестандартного мышления. Его существенными характеристиками являются не получение и воспроизводство знаний, а формирование своих собственных знаний, развитие своих новых возможностей, самореализация своего потенциала, нелинейное понимание причинно-следственных взаимоотношений. В терминологическую систему современного образования должны войти такие понятия, как «бифуркация», «нелинейность», «неустойчивость». Нелинейность мышления находится в центре современной философии образования.
В учебном процессе необходимо создать условия, при которых становятся возможными процессы формирования (порождения) знаний самими обучающимися, их активное, продуктивное творчество в соответствии с собственными внутренними характеристиками и параметрами. Такие условия представляют собой нелинейные ситуации с решением проблемных заданий.
В результате этого происходит становление нового синергетического видения мира, которое основано на его многомерности, на принципах вероятностного детерминизма, самоорганизации и сложной иерархичности. Таким образом, можно заключить, что всё то, что принимается за реальность, на самом деле есть не что иное, как представление о действительности. При этом такое представление зависит от точки зрения, которую избирает наблюдатель. Смена ракурса ведет в существенному изменению самого представления. Чтобы описать такой изменчивый мир, нужно использовать многозначную, мультиперспективную логику, при этом необходимо опираться на принцип дополнительности, сформулированный Н. Бором, поскольку обычная классическая логика оказывается недостаточной для адекватного познания постоянно меняющегося мира.
Современное образование должно строиться с учетом принципов, среди которых в рамках обучения иностранным языкам мы выделили бы принцип синергетического ядра образования и принцип приоритета изменения человека перед изменением мира.
1) Принцип синергетического ядра образования. Становление современной научной картины мира происходит на основе синергетического системообразующего ядра. Синергетика дает возможность понять особенности саморазвивающихся систем, новый методологический смысл их анализа. Научные знания, чтобы быть адекватными требованиям современного образования, должны включать синергетические представления, понятия и принципы.
2) Принцип приоритета изменения человека перед изменением мира. Содержание этого принципа вытекает из синергетических положений о том, что самоуправляемой системе, в первую очередь, нужно изменить параметры, свойства собственной среды, чтобы определить набор будущих вариантов развития и выбрать наиболее предпочтительный из них. В обучении данный тезис получает следующую трактовку: нужно существенным образом изменить человека (обучающегося), чтобы изменить к лучшему его образование.
Деятельность, в том числе и учебная, имеет для обучающегося ценность и личную значимость в том случае, если она предоставляет возможность самовыражения, творчества, применение своих способностей. В действительности же не каждая личность имеет возможность самовыражения в деятельности, поскольку не любой вид деятельности и учебные условия (окружающая среда) предоставляют личности такую возможность.
В современных условиях требуется новый взгляд на образование и его миссию в обществе.
Традиционная парадигма рассматривает образование как непроизводственную отрасль, сферу общественной жизни. Образование только потребляет те материальные и духовные ценности, в частности, знания, которые созданы в других областях социальной жизни.
В соответствие с новой парадигмой образование является самоценностью. Это сфера производства высшей ценности и главного капитала общества — человека, и не только специалиста-профессионала, а человека во всей полноте его свойств и качеств. Главный принцип новой парадигмы образования состоит в том, чтобы сознательно формировать новые духовные ценности, новые потребности, и не просто адаптировать человека к потребностям рынка (как это происходит сегодня) [7].
Другая образовательная ценность современного образования — это самоактуализация личности в культурной и повседневной жизни. Эта самоактуализация связана с ориентацией образования на интересы самого индивида, свободного, творческого, самореализующегося человека. Таким образом, концепция образования, в том числе и обучения иностранным языкам, должна базироваться на идее саморазвития на основе фундаментальной базы знаний [7, 9].
Говоря далее об учебном процессе, следует отметить, что образовательная система является нелинейной динамической системой (не функционирующей по строгой причинно-следственной логике). Новизна идей самоорганизации в образовании связана прежде всего с индивидуализацией обучения, с предоставлением личности условий и возможноcтей для саморазвития за счет активизации собственных ресурсов [9].
Широкое внедрение компьютеров во всех сферах общественной жизни породило теории «постиндустриального», «информационного» (Ц. Белл, Г. Кан, Ж. Фурастье, А. Турен), «технотронного» ( Ж.-Ж. Серван-Шрайбер), «сверхиндустриального», «компьютерного» (А. Тофлер) общества. Важнейшим критерием прогресса считается теперь развитие науки и образования, разработка и внедрение новых технологий на базе компьютерной техники и программ [6].
В этой связи реальности разных уровней взаимодействуют не только во Вселенной и в сфере психологии (сознании человека) [6]. В процессе компьютеризации социальной жизни, развития сети Интернет, появляется новый вид реальности — «виртуальная реальность» [1].
Понятия виртуального широко применяется в наше время. Именно развитие компьютерных технологий дает основание утверждать о существовании «кибер-пространства» как некоей целостной реальности, «искусственной реальности», идея которой была выдвинута еще в 1969 г. М. Крюгером [6].
Эта новая технологическая среда, информационно-коммуникационная сфера, оказывает мощное (пока совершенно непредсказуемое) воздействие на человеческую психику человека [1]. О противоречивости данного явления может свидетельствовать следующая дефиниция: «Нам представляется, что более адекватное понятие «виртуального» по отношению к объектам мира искусства может быть сформулировано так: виртуальное — это иллюзия реальности; тем не менее она дана нам в чувственном опыте: знание о ней мы получаем посредством тех вполне реальных эффектов, которые она производит» [5].
Виртуальное пространство становится важным для учебного процесса и научных исследований. Пространственная модель образования нацелена на создание самых разнообразных образовательных сред, в которых может происходить индивидуальное развитие каждого обучаемого: он сам может выбрать свою сферу, определить в ней собственные структуры и ценности, наполнить ее своим содержанием. Все это дает ему возможность ориентироваться в собственном освоении иных образовательных областей. Формирование такой пространственной модели познания ведет к становлению внутреннего мира человека в виде множества расширяющихся сфер: интеллектуальных, эмоционально-образных, культурных и др. Эти сферы тесно взаимосвязаны, подвижны и образуют вместе то, что может быть обозначено как виртуальное образовательное пространство человека. Это пространство личности может распространяться на внешний мир, и обучаемый будет открывать для себя и осваивать его новые, еще не познанные сферы. Возможности обучающегося в познании объектов, которые не могут быть восприняты органами чувств, могут расширяться с помощью так называемого «полета мысли». Все эти расширяющиеся, взаимодействующие, взаимопересекающиеся виртуальные сферы, взятые в своей совокупности, образуют духовное пространство человека познающего, который осваивает постепенно весь мир, доступный его познанию.
Понятие виртуальной реальности связано с разнообразными возможными мирами, которые могут быть представлены не только с помощью компьютерных технологий, но и картинами в стиле фантастики и фэнтези [4]. А способность к воображению, фантазии есть вооруженность интуицией, «сверхсознанием». П.В.Симонов и П.М.Ершов считают фантазию, воображение, «сверхсознание» универсальными качествами, которыми должен обладать каждый человек.
Необходимость для человека виртуальной реальности определяется помимо прочего также следующими факторами.
- Потребность в информации. Без постоянного информационного контакта невозможно полноценное развитие человека в обществе. Человек для формирования своего социального поведения в обществе нуждается в постоянном обмене информацией. Постоянная информационная связь с окружающим миром, социальной средой, в которой он живет и ведет себя как активный социальный субъект, является одним из важнейших условий нормальной жизнедеятельности. Нарушение и прекращение информационной связи может вызывать психические заболевания [2 Алиева].
- Потребность в признании и уважении. В реальном тревожном мире, порождающем в людях неуверенность в себе, не все индивиды могут легко устанавливать и поддерживать социальные контакты. Подчас им трудно отстаивать свое позицию по отношению к другим в субъектам в различных сообществах. Однако Интернет предоставляет им такие возможности для общения, что они свободно могут как вступать в диалог, так и произвольно прекращать его. Многие исследователи в области психологии Интернета отмечают также, что анонимное общение в Интернете предоставляет более богатые возможности для самопрезентации человека. Такое взаимодействие дает субъекту возможность не только создавать о себе впечатление по своему выбору, но и быть тем, кем он захочет. Иными словами, особенности коммуникации в Интернете позволяют человеку конструировать свою личную идентичность (Я-концепцию) по своему выбору. То есть любой индивид, обладая определенным набором личностных качеств, может добиться в Интернет-сообществах желаемой ему позиции, несмотря на то, что в реальных условиях достижение аналогичного статусного положения в социальных сообществах было бы значительно сложнее, если вообще возможно [1].
- Потребность самореализации. По мнению психологов, психики человека направлена на постоянном установление и поддержании связей с другими, сохраняя при этом качественное своеобразие индивида. Личностная ценность деятельности для человека связана, прежде всего, с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с возможностью творчества. В реальной жизни не любая личность имеет возможность самовыражаться в деятельности, поскольку не любая деятельность и условия, в которых она осуществляется, отвечает требованиям и потребностям личности. И тогда личность ищет возможность самовыражения в опосредованных формах, например, посредством Интернет.
По мнению Н.З.Алиевой, в настоящее время мы переходим от идеи человека «желания» (XX век) к повой идее человека, автопоэтического, себя-творящего в среде информационного общества. Жизнь в мире сетевых сообществ требует реализации нового образовательного проекта — формирования человека-сетевика, который живет в эпоху кризисов, нестабильных, постоянно изменяющихся условий и «нелинейности» мира [1].
Итак, в завершении мы можем сделать следующие выводы: 1) как дидактический процесс обучение иностранным языкам должно быть связано с синергетическими категориями саморазвития (самодетерминация, самовыражение, самоактуализация), 2) синергетика и виртуальная реальность должны служить научно-философской основой для развития лингводидактики и новых направлений в обучении иностранным языкам.
Список литературы:
- Алиева Н.З. Становление информационного пространства и философия образования. — монография / Н.З. Алиева, Е.Б. Ивушкина, О.И, Лантратов. — М.: Издательство «Академия Естествознания», 2008. — 168 с.
- Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. – М.: Издательский Центр «Академия», 2004. -336 с.
- Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Режимы с обострением, самоорганизация, темпомиры. — СПб.: Алетейя, 2002. — 414 с.
- Ламзин С.А. Концепции возможных миров в обучении иностранным языкам / Вестник Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина. – Рязань, 2013. – С.10-21
- Мамчур Е.Л., Ю.Г. Скорупская Ю.Г. Виртуальные миры искусства и науки: проблема референции Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН, — М.: Наука, 2008. –С.140-161.
- Мелков Ю.Л. Виртуальная реальность как феномен культуры –Теоретическая виртуалистика: новые проблемы, подходы, решения / Ин-т философии РАН, — М.: Наука, 2008. – 316. С.110-140
- Наливайко Н.В. Философия образования: формирование концепции. – Новосибирск: Сиб. отд-е АН РФ, 2008. — 272 с.
- Пригожин И. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. – Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. — 208 с.
- Солодова Е. А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное пособие. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. — 344 с.[schema type=»book» name=»СИНЕРГЕТИКА И ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОДИДАКТИКИ» description=»Цель статьи — показать новые научные основы для обучения иностранным языкам. В статье анализируются концепции синергетики и виртуальной реальности в дидактическом аспекте. Для исследования процесса обучения иностранным языкам можно подойти с позиций синергетики как новой научной парадигмы и нового мировидения. Синергетика как идеология выводится из законов эволюции и самоорганизации и нацелена на раскрытие универсальных механизмов самоорганизации, в том числе и в когнитивных системах, сознании и подсознании. Учебный процесс по иностранным языкам должен организовываться также с учетом виртуальной реальности, которая необходима для развития личности в силу ряда факторов (потребность в информации, потребность в признании и уважении, потребность в самореализации.) На этом основании обучение иностранным языкам должно быть связано с синергетическими категориями саморазвития (самодетерминация, самовыражение самоактуализация). Синергетика и виртуальная реальность должны служить научно-философской основой для развития лингводидактики и новых направлений в обучении иностранным языкам. » author=»Ламзин Сергей Алексеевич» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]