Современный этап развития общества выдвигает на передний план личность как абсолютную ценность, источник общественного прогресса. И в новых парадигмальных основах развития образования подчеркивается необходимость саморазвития, самостановления, самореализации обучающегося, которые подчеркивают внутреннюю обусловленность процесса развития личности. Использование данных понятий в педагогическом процессе основывается на философии «самости» («Человек – не творение бога, он творит самого себя сам» (Л.Фейербах).
Исследователи категории «саморазвитие» отмечают его неоднозначность, и оно ими рассматривается как:
- закономерный процесс изменения личности, в результате которого возникает качественно новое состояние личности и деятельности (В.Г.Рындак);
- имманентное, волевое самоизменение, самосовершенствование личностью себя на пути движения к своей индивидуальности (В.М.Дубоделова);
- фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев);
- процесс самостоятельной, целенаправленной деятельности личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему образу «Я» и актуальным социальным ожиданиям (Л.H.Куликова);
- способность выходить за пределы собственных границ, задавая возможности не только количественных, но и качественных изменений, определяя закономерности собственного развития (И.В.Вачков);
- способность самостоятельно ставить и решать задачи на самоизменение (Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров).
Как видно из подходов исследователей к данному вопросу, сутью процесса саморазвития является развитие потенциальных сил человека и использование их ради достижения конструктивных целей. В современных сложных условиях развития общества становится необходимым в системе образования формирование психолого-педагогического базиса для личностного саморазвития обучающегося. И категория «саморазвитие» в контексте саморазвития личности сегодня становится одним из ключевых понятий в психологии и педагогике.
Проблема саморазвития личности всегда занимала особое место в концепциях исследователей. Так, в трудах философов находим ценные мысли и идеи по данной проблеме: человек есть цель сама по себе, которая характеризуется как субъект автономного поведения и собственного самосовершенствования (И.Кант); поведение человека регулируется мотивом актуализировать себя, то есть сохранять и развивать свою индивидуальность, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы (К.Роджерс); человек сначала существует, он становится им лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам (Ж.П.Сартр) и др. С точки зрения философско-антропологического подхода совершенство и «истина бытия» человеку лишь заданы, но не даны, обрести их он может только упорным трудом души, своей внутренней сущности.
В трудах психологов идея развития личности рассматривается как рост ее изнутри, суть которого представляется в самораскрытии, самоизменении, иначе, саморазвитие трактуется как основной внутренний механизм развития личности. Как видно из психологических подходов, личность вырастает из деятельности, общения с окружающим миром, самосознания. Отсюда вытекает, что развитие человека совершается «во внутреннем пространстве личности».
Представители педагогической науки в своих трудах также подчеркивают, что «человек – творец самого себя»: развитие личности достигается человеком его собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением (А.Дистервег [1]); самотворение есть естественная тенденция личности двигаться в направлении социальной ответственности, креативности и зрелости (К.Роджерс [4]). В отечественной педагогике выразителем идеи саморазвития признается К.Д.Ушинский [6], утверждавший, что растущий человек создает и познает себя сам, и воспитывать в нем следует самостоятельность и активность в условиях свободного самовыражения, развивать его способность к самооценке, стимулировать врожденное стремление к совершенству. В целом, саморазвитие личности как процесс непрерывного самоизменения характеризуется способностью человека становиться субъектом жизнедеятельности.
Повышенный интерес к проблемам саморазвития личности объясняется обострением противоречий между потребностью человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения. В данном контексте мы отмечаем, как П.И.Пидкасистый [2] подчеркивает, что развитие человека детерминировано психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, мерой его активности, направленной на участие в деятельности, общении и на самосовершенствование. И в процессе опытной работы исходили из неразрывной связи саморазвития с процессами социализации и индивидуализации. Опытная работа осуществлялась в школах, расположенных в центральных и арктических районах Якутии.
Социализация личности рассматривается как общий процесс ее вхождения в современную жизнь. Социализация – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды, многогранный процесс установления связей человека с миром, который предполагает: социальное познание, социальное общение, овладение практическими навыками; усвоение социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей; активное переустройство окружающего социального мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное развитие. Социализация включает в себя процессы развития, самообразования и самовоспитания, изменения требований к растущей личности.
Индивидуализация – процесс автономизации школьника в обществе: сохранения и развития индивидуальности как своеобразия индивида, проявляющегося в чертах и направленности характера, в особенностях потребностей, способностей, познавательных, эмоциональных, волевых процессов, психических состояний, жизненного опыта. Результат индивидуализации – потребность школьника иметь собственные взгляды, потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его автономии.
В процессе социализации и индивидуализации с учетом региональных условий районов для творческого самовыражения учащихся в опытной работе осуществлялось: изучение учениками традиций природоохраны и участие в экологической деятельности; создание профильных классов; открытие факультативов, кружков по подготовке учеников к олимпиадам; работа Научного Общества Учащихся и т.д. Все это было направлено на то, чтобы учащиеся принимали активное участие в решении как возникающих в регионе социальных, так и внутришкольных педагогических задач. Как выяснилось, старшеклассник в результате социализации и индивидуализации психологически готов решать задачи профессионального самоопределения, самоопределения в личной жизни, а также мировоззренческое и ценностное самоопределение.
Для саморазвития учащихся нужны педагогические условия, которые обеспечивают необходимый уровень самостоятельности, самоорганизации для решения стоящих перед ними проблем. Педагогические условия в изученной литературе представлены с точки зрения содержания (В.А.Сластенин [5]), форм П.И.Пидкасистый [2]) и организации образования (И.П.Подласый [3]). Для решения проблемы саморазвития учащихся в процессе опытной работы нами разработан комплекс педагогических условий:
— диагностирование интересов, потребностей, увлечений, склонностей учащихся;
— свобода выбора школьником соответствующих его интересам форм, видов, способов деятельности;
— участие школьника в соответствующей форме деятельности, удовлетворяющей его потребности;
— коллективное обсуждение процесса и результатов индивидуальной и совместной деятельности школьников на основе сотрудничества с субъектами педагогического процесса.
В целом, как выяснилось в опытной работе, общую характеристику педагогических условий представляет созданное в школе масштабное сотрудничество «ученический коллектив – педагогический коллектив» (учитель-ученик, ученик-ученик, общегрупповое взаимодействие учеников). В такой обстановке ученик воспринимает себя как полноценно функционирующую личность, имеющую возможность собственного развития, роста, обеспечивающую самоудовлетвореннсть.
Идея саморазвития личности в системе образования лежит в основе гуманистического мировоззрения как педагогический принцип признания способности личности к саморазвитию, стремления ее к самосовершенствованию. Данный постулат получает в педагогике дальнейшее развитие как принцип уважения личности учащегося, развития в нем созидательной активности и оказания ему помощи в овладении способами творческого самовыражения и самосовершенствования.
В формировании активной жизненной позиции ученика, его саморазвития использовались различные ситуации, возникающие в процессе классной и внеклассной учебной работы. Так, на уроках создавались ситуации обмена мнениями одноклассников по тем или иным практическим вопросам, которые касаются содержания изучаемой на уроке темы. Речь идет о таких ситуациях, в которых учащийся должен отстаивать свою точку зрения, например, при рецензировании ответов товарищей. Наиболее типичным в этом отношении являются дискуссионные формы проведения внеклассных занятий, когда широко они используются при выступлении на заседаниях кружка, участии в диспутах.
В плане воспитательной работы имеет место создание временных творческих групп и коллективов. Творческие рабочие группы организуются на уроках, где они ведут ролевые игры, групповые и парные занятия. Во внеурочной деятельности они создаются в виде ВТК (временных творческих коллективов) для организации конференции, школьного праздника, спортивного соревнования. В них ученик использует свои возможности более широко и разнообразно, чем в тематическом кружке или на предметном факультативе. Во временных творческих коллективах школьники в течение учебного года принимают участие в разноплановой деятельности, где они апробируют свои учебные, художественные, спортивные, организаторские способности. В ВТК школьник имеет возможность заняться тем видом деятельности, который ему доставляет наибольшее удовольствие.
Для актуализации творческого саморазвития ученика проводится исследовательская деятельность, которая дает ученику возможность для развития творческих способностей, новаторского подхода к общепринятым вопросам. В результате исследовательской работы учащиеся, как показала опытная работа, проявляют способности при представлении и защите собственных проектов: одни как популяризаторы научных знаний; другие со своими проектами по экологии, охране природы своего края в условиях промышленного его освоения; третьи как организаторы здорового образа жизни; четвертые с проявлением актерских способностей и т.д.
В системе условий творческого самовыражения выделена рефлексия достижений поставленных целей. Это связано с тем, что ученики часто не испытывают потребности в осознании своего развития, не обнаруживают причин своих результатов или проблем, затрудняются сказать, что именно происходит в ходе их деятельности. А узнать это можно, только вступая в акты творческого самовыражения, постоянно предъявляя окружающим себя, свои мысли, идеи, чувства. Итак, рефлексия – не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции.
Осмысливая собственную творческую деятельность, рефлексируя ее, учащийся акцентирует внимание на содержание, технологию самой деятельности, способствующей созданию ее результатов. Иначе, рефлексия, главной целью которой является осознание смысла, проблем, полученных результатов собственной деятельности, является осознанием самого себя для достижения поставленных целей.
В результате проведенной работы выяснилась эффективность принятых для саморазвития учащихся мер. До этого многие не подозревали о своих богатых потенциях, а в процессе опытной работы большинство стали узнавать собственные потенциальные возможности, принимать их в качестве задачи самосовершенствования и научились реализовать их, владея способами саморазвития. При этом учащиеся осваивали такие личностные образования, как смысл, цели, задачи, способы преобразования себя, что позволяло преодолевать процесс своего саморазвития.
Из представленного материала видно, что саморазвитие личности – это процесс непрерывного самоизменения, характеризующийся адекватным оцениванием внешних и внутренних условий своего развития, способностью становиться субъектом жизнедеятельности.
Литература
- Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Учпедгиз, 1956. – 373 с.
- Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.
- Подласый И.П. Какая школа нужна России? // Народное образование. 2003. № 7. С.89-96.
- Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии. 1990. № 1. – С.37-41.
- Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. – М.: Просвещение, 1976.- 160 с.
- Ушинский К.Д. Воспитать человека: избранное. – М.: «Карапуз», 2000. – 256 с.[schema type=»book» name=»САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ» author=»Данилов Дмитрий Алексеевич, Корнилова Алла Георгиевна» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-06-07″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 30.12.2014_12(09)» ebook=»yes» ]