Растущие требования, предъявляемые к человеку, выдвигают задачу перед специалистами любого профиля, познать себя и воспитать в себе качества, сохраняющие здоровье, выносливость и высокую работоспособность. Каждый специалист должен приобрести жизненные установки на рациональный образ жизни, научиться использовать свои резервные возможности, не повредив здоровью, поэтому свою профессиональную деятельность в новых условиях молодой специалист должен строить с опорой на научно обоснованные процессы управления. Вследствие этого у выпускника вуза должны быть сформированы умения самоменеджмента, которые помогут ему эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. Анализ результатов исследований показывает, что производительность и эффективность труда только на 40 % зависят от совершенствования техники и технологии, а на 60 % зависят от человека, его активности и предприимчивости.
На наш взгляд в этом может помочь будущему специалисту система самоменеджмента. Самоменеджмент предполагает самоорганизацию и саморегуляцию жизни. Вследствие этого у студента следует формировать ключевую компетенцию, компетенцию самоменеджмента [4].
Самоменеджмент — это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова (во времени, пространстве, общении, деловом мире). Л. Зайверт, немецкий профессор, руководитель Института стратегии и эффективного использования времени
(г. Хайдельберг, Германия), дает такое определение самоменеджменту: «Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время» [3]. В. Е. Ланкин считает, что «самоменеджмент, а более правильно самоуправление — самостоятельность и личное управление самим собой» [8]. В. Н. Куликова сводит самоменеджмент к управлению собственным временем — тайм-менеджменту — и определяет его как «динамично развивающуюся отрасль менеджмента, основная задача которой заключается в выявлении методов и принципов эффективного управления временем». По мнению Аниты Бишоф, под самоменеджментом подразумевается понятие и умение самоорганизации [2]. Методологические и теоретические аспекты самоменеджмента отражены в работах Г. Г. Архангельского, П. Берда, А. И. Вронского, Д. А. Гранина, В. Т. и М. Кюстенмахеров, А. Лакейна, Л. Зайверта, Д. Моргенстерн, Д. О. Тайлера,
Т. Брайана и многих других. Основная цель самоменеджмента состоит в максимально эффективном использовании собственных возможностей для преодоления внешних обстоятельств, оптимизации своего времени. Процесс управления собственной деятельностью в целом складывается из следующих этапов: постановки целей и задач управления, принятия решений по организации выполнения поставленных задач, организации деятельности по выполнению задач и достижению поставленных целей, самоконтроля и контроля итогов.
Проблема самоменеджмента сложна и неоднозначна. Методологической основой самоменеджента является учение русского ученого А.А. Богданова (1873-1928), которое он обосновал в главном труде своей жизни «Тектология. Всеобщая организационная наука». Умение организовывать себя, по Богданову, – личная тектология. Термин «тектология» происходит от греческого глагола «строить», что применительно к этой теме означает строить всю жизнь, организовывать свою деятельность, формировать свое поведение. Личная тектология – это наука об организации своей жизнедеятельности. Исходным пунктом такой организации Богданов считал сознание и самосознание, желательно тождество сознания и бытия, действия и бытия [3]. Самосознание — основной принцип самоменджмента, с реализацией которого связаны самопознание и самореализация. Анализ существующей по данному вопросу литературы показывает, что практика самоменджмента отстала от современной теории менеджмента чуть ли не на полвека. Сейчас современные специалисты по менеджменту разрабатывают новую научную дисциплину, обозначив ее как «обогащенный самоменеджмент», его суть в том, что в самоменеджменте активно вводятся принципы, концепции и подходы, используемые в современном менеджменте. При этом в развитии менеджмента выделяются три этапа:
Первый – связан с опытом отдельных людей, которые методом проб и ошибок проверяли эффективность различных приемов в технике личной работе. Начавшись в древние времена, он продолжается и в наши дни;
Второй – обязан разделению труда в этой области. Специализация, являющаяся его следствием, привела к развитию таких способностей, как тренировка памяти, рациональное чтение и т.д. Сегодня разделение труда в самоменеджменте продолжает углубляться. Наряду со ставшими уже традиционными разделами (деловой телефонный разговор и т.п.) предлагаются такие разработки, как управление своими эмоциями, искусство слушать собеседника и др. Несомненное влияние на этот этап развития самоменджмента оказал прогресс в технических и гуманитарных науках;
Третий – обусловлен систематизацией знаний в технике личной работы. Он заключается в определении необходимых отделов этой науки и построении из них взаимосвязанного целого. Возможно, одной из первых работ такого рода является книга признанного классика менеджмента Питера Друкера «Эффективный управляющий» [5].
В концепции Л. Зайверта, самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Как видно из этого определения, эффективность деятельности личности определяется рациональным использованием времени. Процесс самоменеджмента может быть представлен как своего рода «круг правил», наглядно демонстрирующий связи между отдельными функциями самоменеджмента.
Исходя из этого искусство персонального менеджмента, управления собственной жизнедеятельностью складывается из следующих семи блоков качеств:
– способность правильно формулировать жизненные цели;
– личная организованность;
– самодисциплина;
– знание техники личной работы;
– самоорганизация личного здоровья;
– эмоционально-волевой потенциал;
– самоконтроль личной жизнедеятельности
Процесс формирования самоменеджмента студента предполагает самоопределение, самоорганизацию, самомотивацию и самореализацию.
Под самоопределением подразумевается познание студентом себя в процессе обучения и адаптации к новым знаниям и организационной культуре вуза. Учитывая, что научно-аналитические навыки человека формируются в возрасте 17 — 20 лет, когда человек обладает нужными предпосылками для освоения новой действительности, необходимо создавать условия для организации креативной внеуадиторной деятельности студента в вузе, тем самым, способствуя самоопределению студента. Это могут быть различные лаборатории, клубы по интересам принципиально в новом качестве, организованные совместно с действующими профильными предприятиями. Тем самым, возможно устранить явный отрыв учебного процесса от реальных социально-психологических и организационно-экономических процессов в социуме.
Самоорганизация предполагает восприятие и усвоение знаний студента и организационной культуры факультета, на котором он учится. Наряду с другими факторами, трудности в самоорганизации студента, как показывает практика, связаны с невысокими личностно-деловыми качествами студентов. Данную проблему вузы пытаются решить проведением организационно — воспитательной работы в форме разного рода внеаудиторных студенческих мероприятий по формированию навыков общения и коллективного решения разного рода задач. Так, организация и проведение таких корпоративных мероприятий как, «День факультета», «Посвящение в первокурсники» и т.д., является одной из форм самовыражения активных студентов. Однако данная форма работы со студентами не решает задачу формирования самоорганизации студентов в целом, поскольку известно, что участие в данных мероприятиях принимают не более 20 % студентов факультета, которые, как правило, являются лидерами. Процесс образования лидеров во многом определяется ролевыми потребностями группы, на которые во многом влияет организационная культура вуза.
Самомотивация может предполагать уточнение собственных профессиональных интересов студента и выбор специализации. Одним из способов самомотивации является самооценка студента. В процессе обучения необходимо осознавать степень проявления собственных способностей, умений и навыков, которые, безусловно, связаны с работоспособностью студента. Логично предполагать, что чем выше самооценка студента, тем продолжительнее его работоспособность, а это, в свою очередь, позволяет быть активным в усвоении новых знаний. Кроме целеполагания и мотивации на работоспособность оказывают влияние эмоциональная составляющая образования. Известно, что эмоциональные переживания позволяют поддерживать высокий уровень умственных способностей студента. Поэтому творческая сторона познания жизни должна быть предусмотрена в учебных планах любой специальности в качестве факультативов, курсов по выбору или в национально — региональном компоненте. Такие дисциплины, как «Язык и история музыки», «Эстетика», «История мирового изобразительного искусства», и т.д. способствуют в процессе обучения сохранению эмоциональной составляющей студенческой жизни. Используя мотивационный механизм, можно достичь более высоких результатов с меньшими внешними затратами на обучение. Следовательно, профессорско-преподавательскому составу вуза необходимо учитывать личные особенности студента.
Самореализация может выражаться в изучении специальных дисциплин, прохождении практики и накоплении знаний для выполнения и защиты выпускной квалификационной работы на завершающем этапе обучения. Студент не учит уроки, а овладевает наукой через формирование научных подходов к познанию истины. Согласно принципу Парето 80 % позитивного эффекта достигается благодаря 20 % затрат на его достижение. Аналогично — 80 % удовлетворения в нашей жизни приносят 20 % затраченных сил — большая часть успеха студента будет результатом всего лишь нескольких шагов, развивающих его собственное мышление. Следовательно, для того, чтобы найти больше времени на то, что приносит пользу (накопление знаний), придется делать меньше того, что оказывается бесполезным, а это означает, что обучающемуся человеку важно определить, в чем смысл полезного времяпровождения посредством расстановки приоритетов. Правильной расстановке приоритетов способствует самоменеджмент.
Основные цели самоменеджмента можно сформулировать следующим образом:
— максимально использовать собственные возможности;
— сознательно управлять течением своей жизни;
— уметь преодолевать внешние обстоятельства.
Самоменеджмент представляет собой комплексную систему управления собой и своей деятельностью, включающую последовательное применение эффективности, технологии, стратегии и философии. В то время как неудачник поддается воле обстоятельств, успешный студент сознательно творит свою жизнь. Самоменеджмент в его техническом, стратегическом и философском измерениях является универсальным инструментом такого творчества. В процессе самосовершенствования, как в студенческой, так и в личной жизни, следует учитывать, что многие работы дают выигрыш в деньгах, но только одна работа дает выигрыш во времени — работа над личной эффективностью.
Самоменеджмент — это искусство управлять своим временем и ресурсами с максимальной эффективностью. Тогда окажется, что в сутках есть время не только на сон, но даже на спорт и отдых. Ведь основная цель самоменджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни и преодолевать внешние обстоятельства, т. е. добиваться результатов и улучшать качество своей жизни, а это и есть развитие и саморазвитие.
Поэтому самоменеджмент важен для любого человека в принципе. Управление собой позволяет достигать поставленных в жизни целей и чувствовать, что жизнь не проходит мимо. Самоменеджмент как инструментарий важен для всех, кто хочет достичь успеха в жизни, независимо от своего статуса.
Самоменеджмент часто воспринимают как строгое подчинение расписанию, которое нужно еще продумать и составить. Поэтому отсутствие четкости в своих действиях объясняется многими как нежелание подчинять себя графику. Но самоменеджмент подразумевает не только планирование своего времени. Самоменеджмент — это умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова — во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Быть организованным независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, значит быть подготовленным. Это позволяет чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями.
В идеальном случае самоменеджмент — это привычка и стиль жизни. Но не все к этому готовы. Самоменеджмент действительно можно использовать как инструментарий во время какого-то сложного проекта или ситуации аврала. Но если он помогает достичь результатов в наиболее сложных ситуациях, почему бы не использовать его всегда?
Кроме того, стоит учесть, что самоменеджмент — навык, который нельзя моментально приобрести в нужную минуту. Это как знание иностранного языка: вы либо говорите по-китайски, либо нет, и думать, что при встрече с китайцем грамотная речь польется сама, не приходится. И так же как язык забывается без практики, умение управлять собой пропадает, если его не использовать.
Как говорила героиня Лии Ахеджаковой в фильме «Служебный роман»: «Даже зайца можно научить курить, а уж для разумного человека тем более нет ничего невозможного». Специалисты уверяют, что научиться самоменеджменту можно с помощью специальных курсов или самостоятельно. И самоменеджменту совершенно точно можно научиться самостоятельно, прочитав соответствующие книги, как теоретические, где описываются стандарты и техники, так биографии и автобиографии великих людей, в которых описываются истории людей, достигших выдающихся результатов.
При этом нужно помнить, что управление собой — вещь очень личная. Из десятков предложенных советов человек должен подобрать только те, что походят именно ему, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем — задача не для слабого человека.
Таким образом, овладев технологией самоменеджмента, человек получает инструмент, который позволяет ему развиваться, раскрыть свой потенциал, свои возможности и ресурсы, стать профессионалом в своем деле, успешным не только в профессии, но и в личной жизни, человеком, у которого на все хватает времени и он везде успевает.
Список литературы:
- Байлук В. В. Человекознание. Самореализация личности: общие законы успеха : монография / Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2011.
- Бишоф А., Бишоф К. Самоменеджмент. Эффективно и рационально / пер. с нем. Д. А. Пергамент. 2-е изд., испр. М. : Омега-Л, 2006.
- Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2-х кн. М., 1989.
- Дегтерев В.А., Дегтерев А.С. К вопросу о модернизации образования /
В.А. Дегтерев, А.С. Дегтерев // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 11. – С. 56-63 - Друкер П.Ф. Энциклопедия менеджмента. М., 2004
- Зайверт Л. Ваше время — в ваших руках. Советы деловым людям, как эффективно использовать рабочее время : пер. с нем. М. : Интерэксперт : ИНФРА-М, 1995.
- Маркетинг : учеб. пособие / под общ. ред. В. Е. Ланкина ; ТРТУ. Таганрог, 2006.
- Ноздренко Е.А. Самоменеджмент в организации обучения студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 1 – С. 81-82[schema type=»book» name=»САМОМЕНЕДЖМЕНТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ» description=»Статья посвящена проблеме самоменеджмента, а также актуальности его применения в профессиональной подготовке специалиста в вузе.» author=»Дегтерев Виталий Анатольевич, Ларионова Ирина Анатольевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-02-27″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_25.07.15_07(16)» ebook=»yes» ]