Обширные территории Арктики и Субарктики являются важнейшими ресурсными районами России. Основным условием устойчивого развития этих регионов является сохранение коренных малочисленных народов Севера, так как именно эти народы при освоении природных ресурсов северных территорий останутся носителями адаптационных систем жизнеобеспечения в местной природной среде, уникального народного знания, своеобразных духовных ценностей. В настоящее время сложились новые возможности и предпосылки для выработки и осуществления подлинно эффективных стратегий развития коренных малочисленных народов Севера.
Этому способствуют новые экономические и политические условия в России, а также мировая политика сохранения малых национальных меньшинств.
Система образования для коренных народов Севера играет особую роль в сохранении традиционного механизма воспроизводства этносов и учитывает этнокультурную и региональную специфику, особенности обучения детей и взрослых.
Проблемы образования коренных народов Севера России в последнее время пользуются большим вниманием со стороны специалистов. В Институте национальных проблем образования в Москве несколько лет назад были разработаны концепции развития образования и концепция реформирования северных школ [2.3]. В наши дни привлекает внимание и история становления и развития образования в северных регионах [1], а также и в национальных автономиях России [4,5,6]. Обращение к историческому опыту просвещения коренных народов Севера не только расширяет горизонты познания нашей собственной истории и истории частных наук, оно заставляет нас снова и снова анализировать допущенные ошибки, выстраивая события в их хронологической последовательности, видеть новые причинно-следственные связи в истории российского Севера и его населения.
Николай Тарабукин, основоположник эвенской литературы, сказал 70 лет назад: «По пути своего отца не пойдя, Я стал новым человеком; С пути, указанного моим дедом, я сбился, я нашел след Сталина», «Теперь я полюбил писание, пошел по следу Максима Горького, по бумаге бродить я стал, Чтение другим делать стал»; «Я вот теперь на бумаге охочусь, Писать я люблю, Охоту на белок я забыл, Ручку для письма схватил, Писать полюбил».
Но еще гораздо раньше можно найти примеры того, как образование и просвещение, преподносимое профессионально и с самыми лучшими намерениями, оказывало деструктивное воздействие на традиционное общество народов Севера. Это значит, что проблема смещения культурных ценностей коренного населения Севера обозначилась и стала актуальной сразу же после появления первых школ, и она отнюдь не является приобретением наших дней.
В современных условиях индивид может потерять себя как представитель определенного этноса. Это в особой мере касается малочисленных этносов Севера. В последние годы нарастает угроза разрушения этнической самобытности этих народов, особенно в связи с интенсивными миграционными потоками, размывающими естественную среду их обитания.
На современном этапе развития общества молодежь народностей Севера зачастую отчуждена от основных этнических ценностей, подрываются корни исторической памяти народа и его духовной культуры; нарастает угроза исконной среде их обитания, что приводит к необратимым негативным процессам.
Кризис ценностей народов Севера проявляется в социальной дезадаптации подрастающего поколения, в особенности подростков, отражающейся в их девиантном поведении, слабой ориентированности на образование, низком уровне сформированности мотивационно-личностной сферы, трудовых навыков, ранней алкоголизации.
Одна из причин такого положения северных народов, как показывают результаты многочисленных исследований, заключается в том, что традиционный механизм их воспроизводства оказался разрушенным, а новый не сформировался. В настоящее время признается, что в процессе его становления важную роль играет традиционная культура, включая традиции народной педагогики. В воссоздании их потенциала особое место отводится общеобразовательной школе — при условии введения в неё этнопедагогического компонента. Именно он выступает одним из ведущих элементов успешной социализации подростков — представителей коренных народов Севера. Решение проблемы построения образовательно-воспитательного процесса с опорой на данный компонент способствует созданию этносоциокультурной среды, которая обеспечивает полноценное формирование у подрастающего поколения знаний, трудовых навыков и компетенций, необходимых для социализации личности в современном мире.
На территории Мурманской области проживает несколько этнических групп, которые к началу ХХ века населяли пространство Кольского полуострова: кольские саамы, ненцы, коми- ижемцы, русские старожилы-поморы. Эти этнические группы претендуют сегодня на традиционное природопользование, возрождение традиционной трудовой деятельности, национальную культуру. Малочисленные народы Кольского Севера создали уникальную культуру, ориентированную на конструктивные взаимоотношения человека с окружающим миром, в первую очередь, — природным. Эта культура воспроизводится средствами традиционной культуры, ценности которой (особенно относящиеся к природной среде обитания) значимы для представителей любого другого этноса.
Таким образом, образование представителей коренных малочисленных народов Кольского Севера средствами традиционной культуры является важнейшей актуальной проблемой, которая имеет особую значимость. Она становится одной из первоочередных задач педагогической науки и практики, организации этнообразовательных процессов в регионе.
В этой связи значительно возрастает потребность в подготовке педагогов в новым мышлением, компетентных в вопросах этнокультурного образования.
В 2012-2013 гг.нами был организован комплексный мониторинг проблем этнокультурного образования в школах, включающий опрос руководителей, педагогов, учащихся, родителей, общественности, а также проведен анализ педагогической подготовки педагогов МОУ гг.Мончегорск, Оленегорск, основного компактного места проживания саамов-поселка Ловозеро, которое позволило выявить ряд проблем в системе профессионального педагогического образования:
- низкий уровень этнокультурной подготовки большинства учителей-респондентов, не умеющих использовать содержание преподаваемого ими предмета для решения задач этнокультурного образования;
- сложившаяся практика подготовки педагогов в системе повышения квалификации, ориентированная только на развитие предметной и методической подготовленности.
Анализ этих и других работ показывает, что в процессе повышения квалификации в условиях полиэтнических регионов у педагогов должно формироваться ценностное отношение к носителям различных этнокультур, коммуникативных умений (выстраивать взаимодействие в полиэтническом ученическом коллективе, предвидеть возможности конфликта на этнической основе и многое другое. Исследование данной проблемы позволило выявить существующие противоречия между:
— осознанием процесса глобализации общества как неизбежной реальности и потребностью сохранить национально-самобытную культуру;
— потребностями изменившегося общества в нравственном типе северянина с развитым этническим самосознанием, способного обогащать и транслировать ценности культуры своего этноса, и современным состоянием образования в национальной школе, семье, посреднических структурах, ответственных за воспитание ребенка;
Под этнокультурным компонентом будем понимать совокупность сформированных этнопедагогических и этнопсихологических знаний, умений, навыков и способностей проектировать этнокультурно направленное обучение школьников, личностных качеств и ценностно-мотивационных установок педагога.
Этнокультурный компонент образования ориентируется на:
- Сохранение и развитие этнокультурных и этнопедагогических традиций;
- Отбор содержания образования с учетом возрастных и этнокультурных особенностей обучающихся;
- Обеспечение баланса образовательных интересов личности и полиэтнического общества.
Нами было разработана характеристика профессиональной компетенции педагога северного города с учетом этнокультурного компонента.
содержание |
Формирование конкретных качеств, знаний, умений и навыков педагога в процессе ПК |
|
1 | Знание основ культуры общения в этнических группах; способы взаимодействия с представителем
коренной народности малого севера (КНМС); умение управлять социально-психологическим климатом в полиэтническаом ученическом коллективе; умение предвидеть и предотвращать этнический конфликт. |
Готовность к реализации этнокультурной позиции. |
2 | Умение проводить самодиагностику и самооценку профессиональной деятельности, соотносить собственный опыт с целями этнокультурного образования. | Готовность к осмыслению педагогического труда с позиции этнокультурного образования. |
3 | Умение распознать педагогическую проблему этнокультурной направленности и определить способы её решения; владение научно-теоретическими основами этнокультурного образования, знание национально-психологических особенностей личности. | Выработка умений и навыков решения этнокультурных педагогических проблем. |
4 | Знание основных тенденций развития национально-регионального образования; умение проектировать педагогическую деятельность в соответствии с нормативными документами, регулирующими национально-региональное образование. | Знания и умения, обеспечивающие правовую основу профессиональной деятельности. |
5 | Владение этнокультурными знаниями в области преподаваемого предмета, умение разрабатывать учебную программу с включением этнокультурного содержания, отбирать дидактические средства этнокультурного направления. | Проектирование и реализация учебных программ с этнокультурным компонентом. |
Условием достижения высокой результативности обучения является, на наш взгляд, интеграция андрагогического, деятельностного и личностно-ориентированного подходов, обеспечивающих передачу слушателям курсов повышения квалификации знаний, умений и навыков, способов деятельности в соответствии с дидактическими требованиями и спецификой обучения взрослых и принцип модульно-блочной подачи материала, дающий возможность выбора модуля с объединенными относительно автономными темами, которые, могут варьироваться.
Совершенствование системы повышения квалификации работников образования городов Кольского Севера должно осуществляться не только через систему курсовой подготовки, но и через организацию семинаров, «круглых столов», тематических встреч с участием ведущих ученых, специалистов, деятелей культуры, представителей национальной общественности Российского Севера. Обучение должно помогать идентификации учащихся в сопричастности с культурным национальным наследием и с другими саамами, живущими в других странах. Расширение кругозора в области национальной проблематики, истории и культуры коренных малочисленных народов Севера будет служить надежной основой сохранения атмосферы межнационального согласия и гражданского мира.
Список литературы:
- Городенко, Д.В. Просвещение народов Севера: на материале Ханты-Мансийского автономного округа. Нижневартовск, 1997.
- Концепция модели этнической (национальной) школы для коренных малочисленных народов Севера Российской Федерации. М., ИНПО, 2001;
- Концепция реформирования системы дошкольного, общего образования и подготовки кадров из числа коренных малочисленных народов Севера. М.,ИНПО, 2001.
- Национальное образование в России: концепции, взгляды, мнения, 1905-1938 гг. Сб. документов / М-во образования Рос. Федерации, Ин-т нац. пробл. образования, Ч. 1. 1905-1917 гг. М.: ИНПО, 1999. 456 с.; Ч. 2. 1917-1938 гг. М., 2002. 312 с.
- Панькин, А.Б. Образование для калмыков (истоки, реалии, перспективы). Элиста, 1997.
- Севильгаев, Г.Ф. 1) Народное образование на Дальнем Востоке России (XVIII в.-30-е гг. ХХ в.). Барнаул, 2001; 2) Очерки по истории просвещения малых народов Дальнего Востока. Л., 1972; 3) Развитие просвещения малых народов Дальнего Востока. Автореф. дис… докт. пед. наук. Л., 1972; 4) Особенности осуществления всеобуча на основе закона о перестройке школы в национальных районах Крайнего Северо-Востока СССР. Автореф. дис. .. канд. пед. наук. Л., 1961.
- Коренные малочисленные народы Севера— [Электронный ресурс]- Режим доступа: raipon.info›documents/biblioteka/issuepdf . Дата входа 12.02.2015.[schema type=»book» name=»РОЛЬ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА В ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ КОЛЬСКОГО СЕВЕРА» author=»Маркова Людмила Александровна, Архипов Александр Игоревич» publisher=»басаранович екатерина» pubdate=»2017-05-09″ edition=»ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ_ 28.02.2015_02(11)» ebook=»yes» ]